Вопрос №552
Что Вы можете сказать по поводу канонизации царя Иоанна Грозного?
Андрей Боков
, Ижевск, Россия
14/02/2003
Здравствуйте,батюшка Олег!
С праздником Вас Сретения Господа нашего Иисуса Христа!
Сейчас обсуждается вопрос о канонизации царя Иоанна Грозного.
Одни говорят, что царь Иоанн Грозный – предтеча антихриста, загубил много жизней человеческих. Советская пропаганда представляла нам его мрачным, злым человеком. Другие приводят аргументы, что он убивал только врагов Православной церкви, и что их число по отношению к людям, загубленных инквизицией в Европе, гораздо меньше, что при исследовании захоронения царя были обретены мощи-кости желтоватого оттенка (признак захоронения угодника Божьего на Афоне).
Что Вы можете сказать по этому поводу?
Ответ отца Олега Моленко:
Здравствуй Андрей!
Поздравляю тебя и всех православных посетителей нашего сайта с Великим Праздником Сретения Господня!
О своем отношении к личности русского царя Иоанна IV, именуемого "Грозным", я писал в ответе: www.omolenko.com/answers/020406_oleg.htm
Советская пропаганда как раз выделяла двух царей из всех: царя Иоанна Грозного и царя Петра Великого, рисуя их образы положительно и привлекательно. Достаточно вспомнить фильмы советского периода "Иван Грозный" и "Петр I".
То, что он в своем царстве и не на войне убивал только врагов православия, это неправда. В пролитии крови православных христиан его обличали святые угодники Божии, например, псковский Христа ради юродивый Николай Салос (смотри его житие), который своим заступлением спас Псков от разорения. А разве все в тогдашнем Пскове были враги православия? Или разоренный им Новгород и другие города населяли одни враги православия? Или святитель Филипп Московский был врагом православия? А может, его не убили, а он просто умер от простуды? А Малюта Скуратов нес ему "лекарство", да не успел?
А церковь, выходит по защитникам царя Грозного, "поверила" в ложь и напрасно канонизировала святителя Филиппа? И чудеса от его мощей и небесного предстательства – это все выдумки врагов царя Иоанна Грозного?
Нет! Все это чушь и ложь! Не возможно канонизировать в одной церкви палачей и их жертвы!
Сравнение царя Иоанна с правителями тогдашней Европы неправомочно, ибо они не стояли в истине и не были православными государями. Для православного царя, если он действительно член Церкви Христовой, есть один закон – закон Божий, изложенный в Евангельских заповедях и постановлениях Церкви. Никто не может попирать эти законы, пусть даже из соображения земной временной выгоды. Такого лукавого делателя Бог оставляет. Даже если бы за всю свою жизнь царь Иоанн Грозный убил бы (дал приказ) только одного митрополита Филиппа, то и этого было бы достаточно для его осуждения, ибо страшно поднять руку на святого Божьего угодника.
С государственной точки зрения царь Иоанн имеет важные заслуги. Но это не улучшает его духовную оценку. Он заботился о своей стране, как о своей вотчине. Многие неправославные правители тоже хорошо заботились о своих странах и народах. Но разве это делает их святыми и праведными пред Богом?
Правитель для того и поставлен, чтобы ХОРОШО править, а не плохо.
Православный же царь должен быть верным сыном и защитником Церкви и отцом вверенного ему Богом народа.
А что касается желтоватого оттенка его костей, то это имеет значение только на Афоне (там неприемлемы нетленные мощи, но только кости желтоватого цвета) и для Афонских монахов. В других местностях церковь приемлет и почитает святыми нетленные мощи (с обязательно истлевшей одной частью тела; если нетление тела полное, то это страшный грешник, которого не принимает земля). Так что царю Иоанну это нисколько не помогает, но, наоборот, служит доказательством несвятости его.
Где свидетельства от Бога? Где его явления прежде жившим людям, или достоверным свидетелям сегодня (страстные поклонники и прелестники не идут в счет)? Где подлинные чудеса от его костей, икон (только не мироточения, ибо от сегодняшнего бума с этим стали мироточить фотографии на складе и портреты деятелей коммунизма) или от его молитв? Где его явления в сонме других святых? Где свидетельства русских святых о его святости и богоугодности? Почему молчали о нем, но говорили о святости других царей русских преп. Серафим Саровский и св. прав. Иоанн Кронштадтский?
Кроме возни современных царе- и грозно- поклонников из отступнической лжецеркви МП нет ничего, чтобы действительно подтверждало святость этого царя. То, что коллекционер картин и пластинок Ридигер против его канонизации, нисколько не добавляет царю Иоанну святости.
Есть у меня и личное свидетельство: не могу я молиться ему как святому. Бог не располагает моего сердца к царю Иоанну, даже если я умом отбрасываю все знания о нем. Также я не могу молиться патриарху Тихону Белавину. А вот патриарху Никону и старцу и мученику Григорию Распутину-Новому могу.
По моему мнению вопрос о причислении царя Иоанна Грозного к лику святых не от Бога.