Вопрос №574
О статье архиепископа Нафанаила (Львова) из РПЦЗ
Vladimir L.
, France
28/02/2003
Отче,
хотелось бы знать ваше мнение об одной статье архиепископа Нафанаила (Львова) из РПЦЗ: "К вопросу о возобновлений прещений против юрисдикционных группировок", размещенной на сайте РПЦЗ(Л): http://www.russianorthodoxchurch.ws
Особенно такой абзац мне совсем не понятен:
"Апостолы даже в отношении распявших Христа Спасителя первосвященников, Анны и Каиафы сохраняли почтение и ходили на их служения, пребывая в храме, и участвуя в храмовом богослужении, возглавляемой Анной и Каиафой, пока те не отлучили их от храмового общения".
Спаси Господи за пояснения и комментарии к статье.
Ответ отца Олега Моленко:
Мнение мое о данной статье негативное. Автор силится показать, что якобы имело место ХОЖДЕНИЕ в храм (т.е. регулярное посещение богослужений) апостолов Петра и Иоанна Богослова, и было оно после распятия и воскресения Господа Иисуса Христа. А они вовсе не ходили в храм, кроме единственного случая, указанного в книге Деяний! В своем предположении архиеп. Нафанаил ссылается именно на это место:
Деян.3:
1 Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый.
Автор вырвал из повествования одну строчку и на ее основании сделал ложный вывод, что якобы апостолы Петр и Иоанн ходили уже после вознесения Господа в Иерусалимский храм и участвовали в "богослужениях" прямых богоубийц. Такой подход к Писанию свойственен суеумным еретикам.
При внимательном прочтении всего контекста 3 и 4 глав сразу видна надуманность подобных утверждений. Писание нигде и никогда не говорит, что Петр и Иоанн ХОДИЛИ регулярно или часто на "богослужения" в храм. Они прекрасно помнили пророческие слова Господа в отношении этого храма:
Мф.23:
38 Се, оставляется вам дом ваш пуст.
Лк.21:
5 И когда некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Он сказал:
6 придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено.
Не не ведали они и о разорванной в момент смерти Господа в храме сверху донизу занавеси, отделявшей святое святых, что свидетельствовало об оставлении храма Духом Святым. Как же после всего этого могли святые апостолы Петр и Иоанн спокойно ходить в храм на службы – будто бы ничего не произошло и не изменилось? Сама эта мысль кощунственна и богохульна!
Писание нам говорит об единичном случае посещения храма и только двумя этими апостолами (почему же остальные не ходили?) в словах "шли вместе". ШЛИ один раз, а не ХОДИЛИ регулярно. Шли куда? В храм. Шли когда? В час молитвы девятый. Здесь слово "молитва" не означает, что апостолы шли на молитву или для молитвы. Это слово указует время, в которое шли апостолы в храм, но не цель. "Молитва в девятый час", как и в православном богослужении час 9-й, – это небольшое богослужение, которое у иудеев совершалось в одно и то же время – в 9-й час. Этими словами Писание указывает и время суток и характер богослужения, которое не случайно было выбрано святыми апостолами и Духом Святым, Которым они двигались.
Для какой же цели они шли в храм? Писание ясно показывает – для проповеди Христа! Вот какова была цель апостолов. Чудо, совершенное именем Христа, было сделано промыслительно для придания проповеди апостолов силы и весомого значения. Вот для этой проповеди и было выбрано соответствующее время – 9-й час молитвы, ибо с этой молитвы люди могли сбежаться на чудо:
Деян.3:
11 И как исцеленный хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним в притвор, называемый Соломонов.
Мы видим, что проповедь началась в притворе, а не в самом храме. Эта проповедь нарушила обычное течение храмовых служб и внесла смятение. Она включила в себя обличение священства и народа иудейского:
Деян.3:
13 Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его.
14 Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу,
15 а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели.
Слова 17 Впрочем я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению; были сказаны для расположения людей к покаянию: 19 Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши
А вот и результат этой одной проповеди, подтвержденной чудом исцеления:
Деян.4:
4 Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч.
Именно столько людей увела из храма проповедь апостолов!
Конечно, священники и начальники не могли не вмешаться в обличающий их ход событий:
Деян.4:
1 Когда они говорили к народу, к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи,
2 досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых;
3 и наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер.
И только широкая огласка чуда и расположение народа к апостолам не дали возможность членам синедриона расправиться с апостолами:
Деян.4:
21 Они же, пригрозив, отпустили их, не находя возможности наказать их, по причине народа; потому что все прославляли Бога за происшедшее.
Но на угрозы синедриона последовало еще более жесткое обличение со стороны апостолов:
Деян.4:
24 Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и всё, что в них!
25 Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное?
26 Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его.
27 Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским,
28 чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой.
29 И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое,
30 тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса.
31 И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением.
Как мы видим, синедрион не отлучал апостолов от храма, ибо они не принадлежали ему, но лишь запретил учить о имени Иисуса Христа. В ответ апостолы с еще большей силой и дерзновением проповедывали Христа и обличали синедрион и заблуждения иудейского народа, вызывая тем его лютую ненависть и явное противопоставление Апостольской Церкви иудейскому синедриону.
Из рассмотренного места видно, что архиепископ Нафанаил коренным образом извратил его содержание и понимание, превратив по ложному своему "смирению" и ложному "неосуждению ближних" обличительную проповедь апостолов в пассивную терпимость к богоубийцам, в молитвенно-богослужебное общение с ними, в уважение к первосвященникам и начальникам иудейским, которым Господь изрек осуждающее слово "Горе вам..." и называл сынами дьявола и геенны огненной.
Остается просто диву даваться зловредной прелести этого архиерея, если не заподозрить его в сознательном уводе от истины для разрушения Церкви. Великий вред сеется этой статьей и угашается дух воинов Христовых. Речь ведь не идет об осуждении личных недостатков и погрешностей наших ближних, что именно и запретил делать Христос. Речь идет о важнейшем для дела спасения стоянии в вере, в истине и в истинной Церкви!
В наше маловерное, лживое и отступническое время не допустим никакой самый малейший компромисс в этом вопросе! Не допустимо малодушие, преступная мягкость, уступчивость, миндальниченье и прочее подобное в отношении губящих людей отступников, еретиков и богопредателей! Разве так поступал наш высший Образец – Господь Иисус Христос, Его пророки и апостолы? Разве не ревновали они истинною ревностью и не обличали нещадно отступническое священство и народ?
А может, мягко стелил святой апостол и первомученик Стефан, вызывая неистовство и лютую злобу среди обличаемых им?
Деян.7:
51 Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы.
52 Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, –
53 вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили.
54 Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами.
А может, это не о делах святого апостола язычников Павла сказано:
Деян.13:
8 А Елима волхв (ибо то значит имя его) противился им, стараясь отвратить проконсула от веры.
9 Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор,
10 сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?
11 И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого.
1Тим.1:
20 таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать.
Как же после стольких свидетельств Писания и святых отцов можно быть духовенству столько мягкотелым, апатичным, безпечным и самодовольным по отношению к отступникам, еретикам, раскольникам, самочинным сборищам, богоборцам и прелестникам?!
Горе им! Изблюет их Господь из Своих уст!