Вопрос №58-5
Неважно на каком историческом этапе находится Церковь, за Отступлением всегда следует Наступление!?
Монархист
26/03/2002
1. Верующим в Христа не обязательно, а порой и вредно знать в какой исторической церкви они находятся - Петровой или Иоанновой. Это только отвлекает от спасения, приносит сумятицу в души и заставляет «мудрствовать» а не верить. Это чисто богословский вопрос, по которому даже у Святых Отцов нет однозначного мнения. Главное верить и исполнять Заповеди Христовы.
2. Закономерным является и то, что за Отступлением всегда следует Наступление. Вся земная история это чередование взлетов и падений. Как за ночью утро, за зимой весна и т.д. Может Наступление уже неприметно наступило? Процесс Покаяния (изменения) происходит в сердце человека, а этот процесс неприметный, и категория это духовная и ее нельзя измерить земными мерками. А всемирная проповедь покаяния началась, как минимум, 2000 лет назад, когда о Канаде никто и не слыхивал.
3. Церковь Православная – Единая, Святая, Соборная и Апостольская! Единая, и неважно на каком историческом этапе Она находится – Петровом или Иоанновом, Она - Христова; Святая – потому что освящена Святой Кровью Христа и мучеников, и только Ему – Богу известны все тайны, включая Иоаннову; Соборная, и только соборно Она может решать важнейшие догматические вопросы, а не отдельные люди, чье естество испорчено грехом; Апостольская – ибо они и их православные продолжатели, епископы и священники, являются носителями Света во тьму мира, и Сам Господь позаботится что бы Дух Святой почил на них, а грешны все, кроме Христа.
Ответ отца Олега Моленко:
1. Истинное знание не вредно и никогда не отвлекает от спасения, но прямо содействует ему. Вы же призываете к слепоте и неведению, подпадая под суд Божий над слепцами (упадут в яму) и невеждами (биты будут, но меньше, чем те, кто знал). Понимать современное состояние в церковной среде не есть "мудрствовать", но есть "быть мудрым". И это не чисто богословский вопрос, а практическая необходимость. По вашей логике не следовало бы знать где мы находимся: в Ветхо-Заветном периоде или в Ново-Заветном, во времена лютых гонений или мирствования церкви, во времена апостолов или иконоборцев, ибо главное - верить(чему? кому? и во что? в отвлеченные христианские понятия?), и исполнять заповеди Христовы (как же их исполнишь, если не знаешь условий и обстоятельств?)
2. То, что вы говорите, не закономерно даже на земной войне, ибо какая-то сторона отступает и проигрывает войну. Посмотрите и на отступившую 1000 лет назад римскую церковь. О каком ее наступлении можно говорить? Истинная Церковь Христова не знает взлетов и падений, ибо она чиста, свята и не имеет, по слову апостола, никакого пятна или порока. Она есть проявление вечности и Царства Божия на земле! И если по-вашему этот столп и утверждение истины падает, то и Глава Церкви и Кормчий ее - Дух Святый, выходит, падают тоже? Вот до какой хулы вы договорились! От Церкви могут отпадать люди: епископы, священники, миряне, группы, сообщества, народы и страны. Но Церковь от этого не страдает и не оскверняется, но остается спасительной и благодатной пристанью и Телом Христовым!
Делание покаяния происходит внутри ума и сердца, но надо явить зримые плоды этого покаяния! Общеизвестно, что всемирная проповедь евангелия и покаяния началась 2000 лет назад, но не закончилась еще. Но люди отступили от Христа и жизни в Церкви Его, и забыли о покаянии напрочь! Вот почему есть нужда и в новой (не по сути, а во времени) всемирной проповеди покаяния и во 2-й всемирной проповеди Евангелия, согласно новым историческим условиям. Не случайно же воскресший преп.Серафим Саровский, согласно его пророчеству, (опять) начнет проповедь всемирного покаяния из Дивеево. А города для проповеди, как и людей, избирает Сам Бог!
3. Именно потому, что Церковь одна единственная, очень важно для спасения знать - на каком этапе она находится, чтобы не перепутать ее с какой-нибудь лжецерковью или сборищем сатанинским (напр. лаодикийцами). Церковь соборная, но иногда единицы святых (например, преп.Максим Исповедник и свт.Марк Эфесский) стоят в истине, а соборы епископов отпадают. Вы путаете благодатную соборность Духа Святого и святых людей и механическое собрание (возможно заблудших и безблагодатных) епископов и священников.
Иногда и одна благодатная личность противостоит собору епископов. Например ап.Павел! По слову Иоанна Златоустого, бездушные полотенца с тела ап.Павла делали то (исцеляли и изгоняли бесов), чего не могли сделать тысячи собранных на молитву епископов и священников! И какой собор епископов может отменить послания одного Павла, или пророчества одного Иеремии, Даниила, Исаии и т.д.? Итак, ясно видим, что иногда одна личность в Церкви бывает важнее и авторитетнее собора многих епископов! Опять же, по слову Златоуста, Дух Святый предпочел освятить до чудотворения тень ап.Петра и повязки ап.Павла, но не захотел сойти на собор молящегося духовенства!
Поэтому приемлется не механическая и формальная преемственность от апостолов (т.е.по документам лишь), но живая и благодатная традиция от апостолов и святых отцов. И жить надо по апостольски и святоотечески, чтобы сохранить благодать! Одного же звания, рукоположения и одежды недостаточно, чтобы иметь Духа Святого, ибо Он нас и научил, что есть лжеапостолы, лжепророки, лжехристы и лжедуховенство!
А грешны действительно все, кроме Христа, но есть грех к смерти, и есть грех не к смерти, по слову ап.Иоанна Богослова! Так вот, ересь и отступление есть грех к смерти, который немедленно лишает грешника благодати Святого Духа!