Вопрос №602
Объясните, пожалуйста, как нужно понимать слова 50 псалма
Виктор
31/03/2003
Здравствуйте!
Объясните, пожалуйста, как нужно понимать следующие слова 50 псалма:
"Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношения и всесожегаемая, тогда возложат на олтарь Твой тельцы."
Т.е. что эти слова должны значить для молящегося?
Спасибо.
С уважением,
В.
Ответ отца Олега Моленко:
Для правильного понимания этих слов нужно взять их в большем контексте:
"Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиджутся стены Иерусалимския. тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы".
Нужно учесть, что этот псалом был написан как покаянный после тяжкого согрешения царя Давида, что он относится к внутреннему человеку, ибо речь в нем идет о сердце или духе человеческом, что внутренние духовные движения описаны в привычных для тогдашнего человека образах ветхозаветного богослужения. С учетом всего этого получаем правильный смысл содержания приведённых слов:
Если бы Ты Господи захотел бы Себе жертвы, то дал бы ее: но ты не благоволишь, т.е. не хочешь и не принимаешь от людей никаких внешних жертв, даже всесожжения (и как ветхозаветную жертву из животных, и как собственную жертву, о которой апостол Павел сказал, что если и все тело твое отдашь на сожжение, а любви при этом не имеешь, то нет в этом никакой пользы). Истинная и единственно богоугодная жертва есть сокрушенное и, в следствие этого, смиренное состояние человеческого духа, именуемого сердцем. Без такого сердца Бог все человеческое уничижит, т.е. не принимает от человека ни жертв, ни служений, ни молитв, ни добродетелей, ни исполнения заповедей, ни хранения правой догматической веры – ничего! А по достижении человеком сердца сокрушенного и смиренного, т.е значительного очищения себя и преуспеяния в своем покаянном благом изменении, человек стяжевает дерзновение к Богу, примиряется с Ним и получает от Него благоволение, т.е. особое благословение для внутреннего человека и обильную освящающую благодать, соответствующую Сиону, т.е. высокому святому состоянию такого человека. Только в таком состоянии и при такой благодати можно наконец возводить стены разрушенного грехом внутреннего Иерусалима, т.е. окончательного совлечения ветхого человека и облечение в нового по образу Христа, или восстановление целостного благодатного человека в меру возраста Христова. Только после этого Богу бывают угодны и Он начинает принимать от человека все остальные жертвы: обновленные духовные чувства и чистые духовные помыслы, молитвы, моления, прошения, славословия, благодарения, богослужения, добродетели, хранение веры, делание правды, всецелое устремление к Господу и соединение с Ним в один дух (т.е. духовный экстаз, именуемый всесожжением).