Вопрос №619
Как понимать слова молитвы "избави мя от многих и лютых воспоминаний и предприятий"?
Тамара Образумова
, Даугавпилс, Латвия
13/04/2003
Здравствуйте о Господе отец Олег! Объясните, пожалуйста, как правильно понимать слова в молитве Пресвятой Богородице – "...избави мя от многих и лютых воспоминаний и предприятий,..."
Ответ отца Олега Моленко:
Эти слова, обращенные к Пресвятой Богородице, из 10-й молитвы утреннего правила относятся к умному деланию, а именно, к очищению ума "от многих и лютых воспоминаний и предприятий". Вообще нам заповедано противиться и избавляться от всех греховных помыслов, приносимых нам демонами или нашим падшим естеством. Но эти помыслы, сохраняя свою двойственную природу от бесов и падшего естества, приходят к нам в нескольких конкретных категориях или формах по отношению к процессу способа их происхождения и проявления. Два главных таких вида категорий и приведены нам в данной молитве. Это воспоминания и предприятия.
Воспоминания это набор греховных помыслов или мысленных картинок, которые исходят под действием греховной страсти или демона из нашей памяти и, представая перед нашим умом, увлекают его заниматься этими воспоминаниями о соделанных грехах, пережитых греховных впечатлениях или пересматриванием греховных картин. Это – старый накопленный нами и в нас надежный для бесов греховный материал, которым они пользуются многократно для соблазнения на мысленный грех, а при случае и на большее. Поскольку в нас уже есть залог этих грехов и опытное их переживание, нам много труднее избавиться от этих как бы своих укорененных помыслов и ощущений. Это отмечено словом "лютых", т.е. в легкой приходимости и быстром проникновении в ум и непринужденным овладением им проявляется лютость этого вида помыслов.
Не менее лютыми являются для нас и греховные мыслеобразы другой категории, именуемой предприятиями. Предприятия это вид греховных (т.е. по своему виду и содержанию) или грешащих (т.е. не греховного вида, но увлекающих нас на грех мысленного прелюбодейства, когда они отвлекают наш ум от молитвы или богомыслия) мыслеобразов или картинок, которые внезапно приносятся в наш ум демонами или падшим естеством. Падшее естество чаще всего приносит их посредством воображения. В таком случае сочиненные картинки рая, ангелов и т.п. тоже греховны. В простонародье иногда говорят в отношении отсутствующего предмета или события: "представь себе то-то и то-то". И мы с помощью воображения, памяти и опыта представляем в уме требуемую от нас картину. Только в таком случае мы действуем сознательно и целенаправленно и если представление это не греховно по сути, то оно не есть грех. Представления же, возникающие в уме помимо нашей воли и желания, а иногда вопреки нашему желанию (т.е. насильно по действию страсти или демона), всегда греховны по происхождению и, чаще всего, по содержанию.
Представления и воспоминания очень близки между собой. Можно сказать, что воспоминания – это частный случай представлений или представления из памяти. Представления, принесенные нам непосредственно демонами или сочиненные нашей фантазией, есть собственно представления. Они, как и воспоминания, могут быть в виде мыслительной комбинации тематических помыслов или мысленной картинкой. В первом случае ум включается в греховную тему прочитыванием логической цепочки помыслов, а во втором сразу зрит греховную картинку пленяясь ею. Одним из видов воспоминаний-представлений является неожиданное, неосознанное и безотчетное напевание какой-нибудь песни или мелодии, которая буквально цепляется за нас и не отходит, пока мы не сделаем сознательного усилия.
Вот от избавления от этих многочисленных мысленных сорняков мы и умоляем Пресвятую Владычицу в рассматриваемой нами молитве. Её же всесильными молитвами да избавимся мы от воспоминаний, предприятий, греховных и нечистых помыслов, мечтаний, мысленных пленений, похищений ума и прочего зла.