Вопрос №622
Спасение - от живого и реального Богообщения, а не от формального вхождения в Церковь или церкви
Моисей Сафро
, Назарет, Израиль
15/04/2003
Батюшка,благословите.
Я, Моисей, с 1991-го года проживаю в государстве Израиль. В конце 1994 года я с супругой удостоились Святаго Крещения на берегу Галилейского моря. Недавно я осознал всю ложь сергианства, и меня смущает то, что таинство было совершено в храме, построенном сергианами (в 1964 году), хотя нас крестил клирик Иерусалимского Патриархата, рукоположенный иерусалимским патриархом Диодором Первым. Всё последующее время мы окормлялись, в основном, в Иерусалимской Православной Церкви. Меня сейчас также смущает то обстоятельство,что Иерусалимская Церковь находится в молитвенном общении с сергианами и с новостильниками, хотя сама придерживается юлианского календаря, и не сотрудничала с большевиками. Можно ли христианам, осознающим ложь сергианства и ересь нового церковного календаря, окормляться в Иерусалимской Церкви?
Также меня смущает то, что над нами, сразу же после таинства Крещения и Миропомазания, было совершено таинство Брака, хотя тот день приходился на рождественский пост (22 декабря по новому стилю). Совершился ли наш брак на Небесах, или это личный грех священника, или правильное действие, в виду необычных обстоятельств?
Ещё хочу спросить Вас: каковы причины и обстоятельства, по которым было прервано молитвенное общение Русской Церкви Заграницей и Иерусалимской Церкви, которое было до 1948 года, как я слышал?
Благодарю.
Многогрешный Моисей.
Ответ отца Олега Моленко:
Бог да благословит тебя, Моисей.
Слава Богу, умудрившему тебя о погибельном нечестии сергианства и его структуры.
Само храмовое здание не имело значения для совершения таинства. Важно то, что его совершал клирик апостасийной (отступившей) Иерусалимской церкви. На сегодняшний день все, некогда бывшие поместными, церкви отступили от чистоты Православной Веры и перестали быть церквями Христовыми (т.е. входить в Одну Святую Соборную и Апостольскую Церковь). В этом они догнали ранее отступившую и лишившуюся благодати Римскую церковь (Римо-католическую) и уподобились ей. По этой причине все они стали равно безблагодатными и одного подобного духа. От этого их возглавители и представители уже не видят препятствий к взаимному общению, сослужению, поминовению друг друга на литургиях и других молитвах и совместному молению. Их всех объединяет между собою и с Римо-католическим костелом один дух отступничества и еретичества, равная безблагодатность и общая непринадлежность к Церкви Христовой. Остальное – всё лишь "исторически сложившиеся недоразумения", которые преодолимы в духе "любви". Когда я говорю о безблагодатности их, то указую на отсутствие спасительной или спасающей и освящающей благодати. Отдельные проявления других видов благодати (например, призыва к покаянию, дарование урожая и т.п.) могут быть как у них, так и у неверующих в Бога, и у сознательных врагов Божиих.
Из этого выходит, что ты правильно чувствуешь смущение (т.е. внутреннюю неудовлетворенность) по поводу своего и жены "крещения" и "церковного брака".
Отвечаю тебе, что христианам, осознающим милостью Божьей ложь сергианства и ересь нового (папского) календаря, нельзя окормляться ни в Иерусалимской, ни в какой-нибудь другой церкви современного официального внешнего отступнического и лицемерного "православия". В противном случае это есть прямое греховное противление открытой воле Божией и черная неблагодарность Богу за то, что Он отводит от слепых руководителей, которые ведут своих слепых последователей в яму вечной погибели и делают их сынами геенны вдвое худшими себя. Кто не знает – с того другой спрос и он будет бит меньше знающего.
Должно смириться перед особым попущением Божиим, т.е. с фактом всеобщей вселенской апостасии, в канун прихода антихриста-зверя. Главное – уклониться от неё самому. Под этим уклонением должно подразумевать прежде всего необщение с отступниками, невхождение в их лжецеркви и неимение с ними ничего общего. Должно терпеть, как епитимью от Бога, отсутствие истинного духовенства и доступа к истинной Церкви Христовой и её таинствам. Спасает не Церковь сама по себе, но Господь посредством Церкви (закон) или как-то иначе (исключения). Наше отступническое время исключительное и является временем особых исключений. Право верующий, правильно мыслящий, истинно кающийся пред Богом и искренно смиряющийся пред Ним человек не погибнет, не взирая ни на какие внешние обстоятельства и условия. Бог, по Своему безпредельному всемогуществу и непостижимой премудрости, всё предусмотрел и всё учитывает. На последнее время Бог указывает нам через Священное Писание на главное спасительное дело:
Деян.2:
14 Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: (ссылаясь на пророчество Иоиля)
...
21 И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
Эти слова были сказаны сразу по снисхождению на апостолов и учеников Христовых обетованного Спасителем Духа Святого в день пятидесятый после Воскресения Господа Иисуса Христа, т.е. устами апостола Петра говорил Сам Господь Бог Дух Святой. О подобном несколько ранее засвидетельствовал сам Петр:
Деян.1:
15 И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал
16 (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса;
Итак, мы видим, что не сказано, что всякий, кто будет ходит в ту или иную церковь, спасется, но лишь всякий, кто призовет имя Господне, тот спасется.
Призвать же от всего сердца можно только того, имя Которого уже хорошо знаешь от долгого призывания в молитве, пред Кем смирился и покаялся, и с Кем примирился. Присоединение к Церкви Христовой важно и необходимо (когда есть возможность от Бога), но не достаточно ко спасению. Об этом есть такое свидетельство Писания:
Деян.2:
47 Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.
Из этого свидетельства мы видим, что спасает только Господь; что только Он прилагает (т.е. присоединяет) спасаемых Им к Его Церкви; и, наконец, что Он прилагает к Церкви уже спасаемых Им, а не спасающихся, или которые будут спасаться в Церкви. Церковь, как Его мистическое Тело, где Он Глава, а мы члены или Виноградник, где Он Лоза, а мы веточки – есть Церковь спасенных или святых. Любой грех сразу невидимо, но реально отделяет человека от Церкви и Бога спасающего. Почему в разрешительной молитве таинства Исповеди священнику от лица Церкви положено говорить такие слова: "...примири, и соедини его (ее ) Святей Твоей Церкви, о Христе Иисусе Господе нашем, ..."
Для чего же члена Церкви присоединять к Ней, если он только не отпал до того от Неё грехами своими? И присоединение это производится опять Господом нашим Иисусом Христом, так как Он прилагает отпавших грехом членов Церкви посредством таинства Исповеди (Покаяния). При этом никто из священников не говорит – к "Московской патриархии", к Иерусалимской церкви и т.д., но – Святей Твоей Церкви.
Совсем другое видим в земных церковных структурах. Здесь и плевелы вперемешку с чистой пшеницей, и засохшие ветки Лозы, обрекшие тем самым себя на отрыв и сожжение.
Сам Господь образно показывает, что спасение от живого и реального Богообщения через Него, в Нем и с Ним, а не от формального вхождения в Церковь или церкви (в скобках мои комментарии): Иоан.15:
1 Я (как Глава и Спаситель Церкви) есмь истинная виноградная лоза (для чего Господь подчеркнул, что Он истинная виноградная Лоза? Для того, чтобы научить нас и предупредить, что будут и не истинные многие христы и лжецеркви), а Отец Мой (как Бог в своем естестве) – виноградарь.
2 Всякую у Меня ветвь (а не у кого-то иного), не приносящую плода (вот признак истинного пребывания на Лозе – плодоносность и соответствующий плод. Обратите внимание, что речь идет об одном плоде, а не многих плодах!), Он отсекает (почему отсекает Отец, а не Сын? потому что это происходит духовно и невидимо, в то время как Сын виден через принятую Им плоть и Тело Свое – Церковь); и всякую, приносящую плод, очищает (покаянием и скорбями), чтобы более принесла плода (вот истинная цель жизни во Христе. Плод же, который один, но может все время увеличиваться – это стяжание благодати Духа Святого, на что указывал преп. Серафим Саровский, или степень обожения).
3 Вы (апостолы и все искренние их последователи, почему и Церковь именуется Апостольскою) уже очищены (предварительно, что недостаточно) через слово, которое Я (т.е. Господь, а не Библия, церковь или кто-то другой, причем лично Своей живой проповедью: апостолам в теле и духе, нам только в духе) проповедал вам.
4 Пребудьте во Мне (пребывание во Христе Боге это самая главная цель христианина и условие спасения! Если кто пребывает в Господе – то и в Церкви, ибо Господь прилагает к Ней когда и как Он хочет, а если только в Церкви, но не во Христе, то это не спасительно), и Я в вас (в ответ человек получает примирение с Богом посредством Христа и Его благодатное в себе пребывание. Такой человек становится Богоносным, ибо носит Бога, и обоженым от сугубого действия Его благодати. Это происходит не сразу и постепенно, по мере исполнения первой части – т.е. пребывания во Христе со стороны человека. Это пребывание осуществляется непрерывным молитвенным призыванием имени Иисуса Христа, очищением себя покаянием, терпением всех скорбей, вкушением святых Тела и Крови Христовых и исполнением заповедей Господних). Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне (это духовный закон. Если нет реального и ощутимого соединения со Христом в Духе Святом, то нет ни благодати, ни спасения).
5 Я есмь лоза, а вы ветви (Господь повторяет это образное сравнение, что указывает на его принципиальную важность и необходимость тщательного уяснения и усвоения. Теперь Он прямо называет нас, христиан, ветвями Лозы, ибо в первый раз речь шла об одной ветке и не ясно, кто под ней разумеется); кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода (опять много одного плода, т.е. благодати); ибо без Меня не можете делать ничего (важное прибавление Господа, которое есть духовный закон. Когда эти слова вырывают из контекста, то не понятно что значит "без Меня". Теперь же ясно, что речь здесь не о физическом Его присутствии с нами и не о формальном нашем вхождении в Его церковь или о простом именовании себя христианином, а только о теснейшем внутреннем духовном Богообщении).
6 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон (т.е. духовно извергается из духовного Богообщения и пребывания в Церкви), как ветвь, и засохнет (т.е. станет не способным ни к покаянию, ни к Богообщению, ни к стяжанию благодати, ни к духовной жизни вообще); а такие ветви собирают (в отдельные разные еретические и отступнические кучи) и бросают в огонь (в огонь ереси, греха и страстей в сей жизни, и в вечный огонь – в будущей), и они сгорают (т.е. изменяются под действием греха в извращении своей природы окончательно, уподобляясь по духу необратимым демонам).
7 Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут (т.е. пребывание в словах Христа не достигается путем чтения слов Господних из Библии, но только воплощением их в себе посредством их исполнения и получением плода этого исполнения), то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам (пребывание в Боге – это секрет и условие дерзновения в молитве. Только такому человеку Бог не отказывает в его прошениях, но исполняет все, что тот не попросит, ибо он не способен уже от опыта благого вкушения Бога попросить чего-то небогоугодного или вредного).
8 Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода (Отец небесный прославляется нашим стяжанием благодати Духа Святого) и будете Моими учениками (и это делает нас по-настоящему учениками Христовыми. Это же служит признаком истинного его ученика).
9 Как возлюбил Меня Отец (это против отвергателей трех Лиц единого Бога. Если Христос=Отец не по единству Божества, а буквально, то любовь Его к самому себе эгоистична, что недостойно Бога и есть хула страшная), и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей (сказано "в любви Моей", а не в любви ко Мне, так как эта любовь не есть внешняя и односторонняя, но внутренняя, обоюдная и взаимная).
10 Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей (пребывание в любви Христовой осуществляется точным соблюдением Его заповедей, т.е. смиренным и самоотверженным Господа ради послушанием), как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви (примером послушания Господь ставит Свое послушание Отцу. Это достижимо лишь для тех, кто стал богом по благодати. Это же и против хулителей троичности Лиц).
11 Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет (т.е. радость от ощущения в себе Бога, от Богообщения и от благого изменения – обожения) и радость ваша будет совершенна (ибо совершенен Бог, дарующий нам Себя и сообщающий обожение).
12 Сия есть заповедь Моя (сказано "Моя" не только в смысле происхождения, но и для указания высшей и важнейшей заповеди, в которой сливаются все остальные и к которой они приводят), да любите друг друга (вот эта важнейшая заповедь), как Я возлюбил вас (а вот и требуемое качество, которое достижимо лишь для тех, кто может неложно вслед апостола Павла сказать:"Живу к тому не я, но живет во мне Христос").
13 Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (здесь Господь уточняет предел заповеди, указуя на предел Своей к нам любви, явленной в Его крестных муках и смерти. Подобно и апостол Павел желал быть отлученным от Христа, да братья его иудеи спасутся).
14 Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам (исполнение заповедей Господних не только спасает, но делает человека другом Божьим).
15 Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его (а кто из нас знает, что сейчас делает наш Господь?); но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все (полнота откровения – признак содружения со Христом. Сказал все то, что касается воли Божией на земной период и что нам довлеет ко спасению и достижению совершенства), что слышал от Отца Моего (откровение это Божественно и совершенно).
16 Не вы Меня избрали, а Я вас избрал (Господь Сам избирает себе рабов, учеников и друзей. Сами по себе люди стать ими не могут) и поставил вас (Господь поставляет людей на различные служения и должности), чтобы вы шли (путем Богоугождения) и приносили плод (благодать Святого Духа для себя и других ), и чтобы плод ваш пребывал (в нас, в Церкви и проявлял себя), дабы, чего ни попросите (церковно или лично) от Отца во имя Мое, Он дал вам.
17 Сие заповедаю вам, да любите друг друга (имея плод, можно любить истинно и взаимно. Если в Ветхом Завете было заповедано любить ближнего как самого себя, а это была любовь односторонняя, которая не предполагала отдать свою жизнь за ближнего, то во Христе пребывающим заповедана высшая духовная любовь, любовь жертвенная, любовь взаимная, т.е. ты любишь всех братьев и все они любят тебя, любовь по образцу Христовой любви к нам, и ещё выше – любовь по образцу любви Лиц Пресвятой Троицы между собой. Это есть итог, начало и конец всего. Без любви нет истинной жизни, ибо жизнь движется любовью, источается из любви, содержится любовью и почивает на любви).
Причина прекращения молитвенно-евхаристического общения РПЦЗ (дораскольной) с Иерусалимской церковью, как и со всеми остальными официальными церквями, была в отпадении ее от чистоты православия, общении с еретиками, участие в экуменизме. Точных обстоятельств я не знаю.
Помоги тебе и твоей супруге Господь милосердный в деле вашего спасения.