Вопрос №633
О наследии Силуана Афонского
Илия Губайдуллин
, Уфа, Россия
24/05/2003
Благословите, батюшка.
Привожу с небольшими изменениями (для краткости) фрагмент из писаний Силуана Афонского (Повествования о пережитом опыте и о некоторых встречах и беседах с подвижниками). "И буду усердно просить Бога, чтобы простил Он мне грехи, но если в раю я не увижу своих родителей, то буду о них скорбеть, ибо я их люблю. Какой же это будет для меня рай, если я буду там скорбеть за своих родных, которые, быть может, находятся во аде. И просить о вразумлении". И вот наполнилась душа и тело послушника неизреченной сладостью, и душа Духом Святым познала Господа нашего Иисуса Христа, и Господь милостив, и красоты и кротости неизреченной, и вразумилась душа, что от любви Божией не может человек помнить ни про кого, и с тех пор горит душа его любовью ко Господу. Послушник сей думал о Царстве Небесном как на земле. Но, каждую ночь плакал с томлением в душе о людях, которые мучаются во аде и бывало жалел даже. Эта молитва от благодати Божией.
Отче, как бы Вы прокомментировали выделенный момент.
С благодарностью, Илия.
Ответ отца Олега Моленко:
Прежде, чем прокомментировать приведенный отрывок, я скажу несколько слов об отношении к Силуану Афонскому и его опыту. Опыт его неповторим и по этой причине не имеет практического значения. Это очень важно учитывать при чтении его трудов. Я бы даже советовал их вовсе не читать, ибо вред от его не подходящих нам мыслей может быть куда больший, чем польза. Замечено также, что его труды очень популярны среди людей с ложной духовностью, особенно из среды лжецерковной секты МП. В отличие от богомудрых святых отцов, Силуан не излагает деятельный долгий путь повседневного покаяния и борьбы со страстями. Он сразу с "верхних этажей" начинает описывать свой опыт.
В скорби о своих родителях, если не увидит их в раю, просматривается остаточная плотскость Силуана. Здесь и недоверие Богу, и опытное незнание (ещё) Его благости, и предположительное забегание вперед в попытке проникнуть в сокровенный промысл Божий о людях (откуда ты знаешь, что родители твои не будут в раю, а ты будешь?). Здесь и незнание крестьянином Силуаном наследия святых отцов. Если бы он прочитал святого Иоанна Златоустого по этому вопросу, то знал бы, что в Царстве Божием радость спасенных приведет к полному забвению о погибших и находящихся в аду. Иоанн Златоуст писал, что при общении с Богом душе естественно забывать о всех остальных тварях и даже о самой себе. Святые богомудрые отцы изрекли труднопостигаемую для плотских людей фразу: "Пока человек не скажет от опыта своего, что в мире есть только Бог и он, не может он быть монахом и иметь упокоение в Господе Боге Своем".
Когда зажженный благодатной любовью причастник Божества возвращается к пребыванию в тварном мире, он начинает видеть и чувствовать тварь из своего нового благодатного обоженного состояния. Это выражается великой жалостью к страдающей от греха твари. Эта жалость чистых сердцем есть жалость живущего в их сердцах Бога, которую они полностью разделяют с Ним. Эта жалость есть единственно возможное проявление любви по отношению к невозрожденным свыше (хотя и верующим во Христа) людям, которые не имеют опытного вкушения Бога и Его благости. Любовь эта имеет значение лишь для самого милующего всех жалостью человека. Она не доходит до страдающей твари и не сказывается на них, т.е. не происходит соединения в духе любви с отталкивающими её (как и благодать Божию вообще) по гордости, неверию и невежеству своему людьми. Отсюда и остается только весьма печалиться сердцем и сожалеть сильно о погибели и мертвенном нечувствии этих людей, желая им всячески обращения и приобщения к неизглаголанной благости Божией.
Я в своем духовном опыте испытывал нечто подобное. Когда вместе с благодатью Духа Святого в мое сердце и мою душу снизошел великий, благостный и неизреченный мир Божий, тогда я сильно дивился, видя людей, томящихся и мучающихся отсутствием этого благодатного мира. Я помнил то свое общее с ними состояние, когда сам мучился подобно им, но имел опыт выхода из него. Также может выйти из мучения каждый верующий во Христа. Ведь нелицемерный Бог каждому готов излить благодать Свою в изобилии! Почему же люди не хотят сделать шаг навстречу Господу Богу своему, смириться пред ним, раскрыть пред Ним свои сердца и получить исцеляющую и умиротворяющую благодать от Него? От этого их заблуждения, ослепления и невежества, держащих их крепко вдали от благодати Божией, становилось их особенно жалко. Но любая попытка достучаться до их сердец и донести до них простую истину о реальном живом Богообщении встречала (и встречает до сих пор) решительный отпор с их стороны. Они, как говорил это преподобный Ефрем Сирин, хотят не знать. Они уже поставили в душе идолы своей "правды", своего "спасения", своей "церковности", своей "духовности", своей безошибочной "мудрости", своего "духовенства", своих "старцев", своей родной по лукаво-лицемерному духу церковновидной структуры (например, МП) и служат, кланяются этим идолам. Когда им предлагаешь реальный путь святоотеческого покаяния с неизбежным обличением их прелести и их "духовенства" и "церквей", то они воспринимают это как посягательство против их спасения, священства и церкви. От этого говорящий им правду Божию становится в их очах самым страшным врагом, достойным полного истребления любыми средствами. Так сбываются на этих несчастных обольщенных слова Господа об убивающих вас (т.е. истинных служителей Бога) и думающих этим угодить Богу. Тогда становятся опытно ясны слова Писания повелевающие:
Мих.2:
6 Не пророчествуйте, пророки; не пророчествуйте им, чтобы не постигло вас безчестие.
А так же:
Иез.14:
14 и если бы нашлись в ней (в земле российской) сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, то они праведностью своею спасли бы только свои души, говорит Господь Бог.
...
20 то Ной, Даниил и Иов среди нее, живу Я, говорит Господь Бог, не спасли бы ни сыновей, ни дочерей; праведностью своею они спасли бы только свои души.
Это о них говорит Бог через пророка Исайю:
Ис.30:
9 Ибо это народ мятежный, дети лживые, дети, которые не хотят слушать закона Господня,
10 которые провидящим говорят: "перестаньте провидеть", и пророкам: "не пророчествуйте нам правды, говорите нам лестное, предсказывайте приятное;
11 сойдите с дороги, уклонитесь от пути; устраните от глаз наших Святаго Израилева.
Вот почему Господь Бог вынес через пророка Своего Михея приговор, полностью приложимый к предбольшевицкой России и отступнической Российской церкви, который и осуществил:
Мих.2:
3 Посему так говорит Господь: вот, Я помышляю навести на этот род (российский) такое бедствие, которого вы не свергнете с шеи вашей (и мы видим, что советскость и советскую церковь не могут свергнуть россияне), и не будете ходить выпрямившись (и ходят в кривой духовности); ибо это время злое.
...
5 Посему не будет у тебя никого, кто бросил бы жребий для измерения в собрании пред Господом. (т.е. по суду Божию в храмах МП нет ни одного человека, который не то чтобы благодатно, а даже путем жребия и человеческого измерения определил бы, где есть Бог и Его благодать, или различил бы её от подделочных бесовских действий)
6 Не пророчествуйте, пророки; не пророчествуйте им, чтобы не постигло вас безчестие. (Бог не советует обличать МП среди её людей, ибо это безполезно и вызовет лишь безчестие с их стороны, ибо они необратимо укоренились в лжецерковности и лжедуховности своей)
7 О, называющийся домом Иакова! (т.е. ложно именующие себя Церковью Христовой) разве умалился Дух Господень? таковы ли действия Его? не благотворны ли слова Мои для того, кто поступает справедливо?
8 Народ же, который был прежде Моим, восстал как враг, (что мы видим на примере российского церковного народа, ибо эмпешный народ Бог не считает Своим, но врагом) и вы отнимаете как верхнюю (возможность открыто исповедывать истинную веру, жить по ней, иметь храмы и т.д.) так и нижнюю одежду (т.е. смущать души истинно спасающихся) у проходящих мирно (путь своего покаянного подвига), отвращающихся войны (за временные материальные блага).
9 Жен народа Моего вы изгоняете из приятных домов их (истинные церковные группы); у детей их вы навсегда отнимаете украшение Мое (храмы и прочее внешнее украшение веры).
10 Встаньте и уходите, ибо страна сия не есть место покоя (т.е. Бог благословил Своим истинным последователям уйти либо заграницу, как РПЦЗ до её падения и смерти, либо во внутренние катакомбы, как истинные российские катакомбники, либо в Царствие Божие путем мучений, как истинные новомученики российские); за нечистоту (православной веры) она будет разорена и притом жестоким разорением. (что и случилось с ней в годы правления богоборческого коммунистического режима)
11 Если бы какой-либо ветреник выдумал ложь и сказал: "я буду проповедывать тебе о вине и сикере", то он и был бы угодным проповедником для этого народа". (о российско-советском пьянстве всем хорошо известно; его практическая "проповедь" действительно имела и имеет колоссальный успех, ибо это единственное средство, которое для большинства людей хоть как-то заменяет утраченную благодать и украшает повседневные мучительные безбожно-безсмысленные будни)
Но Господь не оставляет Своих истинных последователей без благого обетования:
Мих.2:
12 Непременно соберу всего тебя, Иаков (т.е. всех истинно стремящихся к Господу Богу), непременно соединю остатки Израиля (т.е. остатки истинных церковных людей), совокуплю их воедино, как овец в Восоре (в лоне Церкви Иоанна Богослова), как стадо в овечьем загоне (в Российском отделении этой Церкви, путем временного воскрешения преп. Серафима Саровского и др. российских святых для проповеди покаяния); зашумят они от многолюдства (в новой Божьей России останутся только обращенные молодые люди).
13 Перед ними пойдет стенорушитель (т.е. особые скорби, которые разрушат стены ложной веры и ложной структуры МП); они сокрушат преграды, войдут сквозь ворота и выйдут ими (т.е. Божьи люди законно от Бога придут к власти); и царь их пойдет перед ними (царь в России будет восстановлен непосредственно от Бога, и будет по образу Христа сочетать в себе власть царя и первосвященника церкви), а во главе их Господь (Сам Господь будет руководить жизнью людей посредством обильной благодати и невиданных чудес).
Совсем другая участь ожидает нечестивых отступнических лидеров России:
Мих.3:
1 И сказал я: слушайте, главы Иакова и князья дома Израилева: не вам ли должно знать правду?
2 А вы ненавидите доброе и любите злое; сдираете с них кожу их и плоть с костей их,
3 едите плоть народа Моего и сдираете с них кожу их, а кости их ломаете и дробите как бы в горшок, и плоть как бы в котел.
4 И будут они взывать к Господу, но Он не услышит их и сокроет лице Свое от них на то время, как они злодействуют. (т.е. пока российские люди попускают над собой либеральную власть мировой закулисы и религиозное господство верхушки МП, Бог их не слышит, они под проклятием и будут вымирать)
5 Так говорит Господь на пророков, вводящих в заблуждение народ Мой, которые грызут зубами своими и проповедуют мир (проповедь о мире во всем мире и между различными церквами и религиями основная в МП), а кто ничего не кладет им в рот, против того объявляют войну (главная практика МП в земной корысти и борьбе за стяжание материальных благ).
6 Посему ночь будет вам вместо видения, и тьма вместо предвещаний; зайдет солнце над пророками и потемнеет день над ними.
7 И устыдятся прозорливцы, и посрамлены будут гадатели, и закроют уста свои все они, потому что не будет ответа от Бога (и никто в МП не имеет ответа от Бога; все они - в прелести и страшном обольщении).
8 А я исполнен силы Духа Господня, правоты и твердости, чтобы высказать Иакову преступление его и Израилю грех его (истинного служителя Своего Господь обязательно исполняет благодатной силой для обличения неправд и греха МП и прочих отступников).
9 Слушайте же это, главы дома Иаковлева и князья дома Израилева, гнушающиеся правосудием и искривляющие все прямое,
10 созидающие Сион (Россию) кровью и Иерусалим (Москву и церковь свою) неправдою!
11 Главы его судят за подарки и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: "не среди ли нас Господь? не постигнет нас беда!" (разве не это мы видим в МП и руководстве России?)
12 Посему за вас Сион (Россия) распахан будет как поле, и Иерусалим (Москва и лжецерковь МП)сделается грудою развалин, и гора дома сего будет лесистым холмом".
По всему видно, что Силуан не был пророком. А преподобный Серафим Саровский был! Он тоже жалел отступнический епископат Российской церкви до того, что три дня и три ночи пламенно со слезами молился, чтобы Господь его лишил Царствия Своего, а тех помиловал бы. Но Господь не внял этой молитве любящего сердца отца Серафима, ибо эта любовь не совпадает с правдой Божьей, промыслом Божьим о твари Его и со свободным выбором самих людей. Он сказал Серафиму Своему, что тот будет с Ним, а весь епископат российской отступнической от чистоты Православия церкви вместе с другими духовными лицами будет казним и навсегда отверженным от Лица Божия, ибо они сердцами своими далеки от Бога, а чтут Его лицемерно и лишь языком, и учат учениям и заповедям человеческим, а не Божьим.
Вот почему епископат отступнический, как сам себя навсегда загубивший, жалко, но загубленный им народ много жальче.
Смиренномудрие же истинное предполагает любовное и радостное принятие от Бога всего, с полным доверием Ему во всем. Молитва же от избытка жалости за врагов Божиих (которая, возможно, есть особое попущение Божие) свидетельствует об умалении смиренномудрия в молящемся противно воле Божией. В таких случаях Господь и святого апостола Петра называл "сатаной" по временному состоянию противления его Божьему!
Вот и Силуан с его "великой любовью-жалостью" к врагам Божьим представляется мне таким "сатаной". Не приемлет моя душа ничего подобного даже от великих в вере и благочестии и дерзновенных пред Богом, таких как Моисей (с его молитвой о сохранении народа его вопреки Божьему желанию его уничтожения), как апостол Павел (с его молитвой об израильтянах), как преп. Серафим Саровский (с его молитвой об отступническом епископате российской церкви).
Я в таких случаях повергаюсь ниц пред безпредельным великим Богом и говорю лишь:"Буди воля Твоя святая на мне, на всех и на всем!"