Вопрос №636
О заповеди "Да любите друг друга". Друг, ближний, искренний - не синонимы ли это?
Vladimir L.
, France
27/05/2003
Христос Воскресе !
Батюшка, в вашей недавней проповеди в день памяти Апостола Иоанна Богослова вы говорите, что заповедь "Да любите друг друга" относится только к друзьям во Христе, а не ко всем людям, многие из которых нам друзьями быть не могут. А как же заповедь "Люби ближнего своего как самого себя" – ведь Господь ответил нам в притче о милосердном самарянине кто наш ближний? Друг, ближний, искренний – не синонимы ли это?
Ответ отца Олега Моленко:
Друзья, ближние и искренние не синонимы. Это разные категории людей, с которыми мы имеем общение.
Ближний – это любой человек, который промыслом Божиим встретился нам. Это хорошо видно из притчи Господней о милосердном самарянине. Ведь он не был впадшему в разбойники ни другом, ни искренним.
Искренний – это человек с которым мы часто имеем общение, но не дружим. Это может быть коллега по работе, соученик, приятель, родственник и т.п.
Друг – это человек, которого мы особо любим и выделяем из всех основных людей. Дру-жить – это другому жить, т.е. жить его интересами и заботами, разделять скорби и радости, и быть готовым, в случае необходимости, положить душу за него.
Заповедь о любви к ближнему не была новой. Она имеется в Ветхозаветном Законе и Господь лишь повторяет ее:
Лк.10:
26 Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?
27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
28 Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
Заповедь же о любви к друзьям Божиим и между ними есть новая заповедь:
Ин.13:
34 Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.
35 По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.
Мы видим, что новая заповедь о любви относится только к ученикам Христовым, которая вместе с тем является и признаком их узнавания. В другом месте Господь называет Своих учеников друзьями:
Ин.15:
12 Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.
13 Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.
14 Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.
15 Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.
16 Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам.
17 Сие заповедаю вам, да любите друг друга.
Из этого видно, что любовь эта относится только к друзьям (ученикам) Господа Иисуса Христа; что она есть наибольшая и совершеннейшая любовь. Если ближнего заповедуется любить как самого себя, то друга больше чем себя, вплоть до смерти за него.