Вопрос №661
Баптисты утверждают, что нательный крест не надо носить...
Роман
, Detroit, USA
14/06/2003
Благословите, батюшка Олег.
У меня появился следующий вопрос:
Какая история ношения нательного креста? Носили ли нательный крест первые христиане? Вопрос появился при разговоре с баптистами, которые утверждают, что они несут крест в сердце, поэтому нательный крест вовсе не надо носить.
С уважением Роман.
Ответ отца Олега Моленко:
Бог благословит!
Вне всякого сомнения то, что первые христиане носили на себе кресты и осеняли себя крестным знамением. Об этом свидетельствует не только Церковное Предание и святые отцы Церкви, но и исторические документы первых трех веков бытия Церкви Христовой. Эти документы не вызывают сомнения, ибо принадлежат римскому языческому государству. Поскольку многие христиане судились по законам того государства (по римскому праву), то их допросы и судопроизводство тщательно, точно и скрупулезно записывались чиновниками. После обращения римской империи в христианство при императоре Константине Великом эти документы стали доступны церковным историкам и летописцам. Именно на их основании составлялись жизнеописания многих святых Христовых мучеников. Среди этих житий встречаются и такие, где обвинитель со стороны языческого Рима употреблял для доказательства принадлежности судимого воина или офицера римской армии к Церкви Христовой ссылку на факт, подтверждаемый свидетелями, что подсудимый носил нательный крестик, который во время тренировочных упражнений вышел из-под одежды наружу и был замечен окружающими. Именно по этому факту составлялся донос вышестоящему руководству и после допроса и подтверждения владельцем креста, что он христианин, он арестовывался и передавался судебным органам. Так что баптисты лгут на истину и на историческую правду.
Что касается ношения креста на груди, то и здесь баптисты глубоко заблуждаются и не богоугодно поступают. Господь наш Иисус Христос был распят на конкретном Кресте из конкретного трехсоставного мореного дерева, от которого впоследствии проистекало множество чудес, а не распинался лишь в сердце Своем. Пресвятой Его Матери оружие – т.е. сильнейшая скорбь – прошло сердце. Вот почему конкретное материальное изображение Креста Господня и его ношение на своем теле весьма похвально, мудро, богоугодно и спасительно. Человек состоит не только из души, но и из тела. И весь человек должен освящаться и охраняться, включая тело.
Апостол Павел говорит нам:
1Кор 6:
13 Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела.
14 Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею.
15 Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!
16 Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть.
17 А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.
18 Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела.
19 Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа (а вещественные храмы принято возглавлять вещественными крестами), Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?
20 Ибо вы куплены дорогою ценою (Крестной смертью и кровью Спасителя!). Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии (Прямая заповедь прославлять Бога и в телах наших!).
В другом месте он говорит о кресте Господнем, восхваляя Его:
Гал.6:
12 Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов, (ношение креста служит внешним признаком принадлежности к Церкви Христовой, как обрезание крайней плоти для иудея – принадлежностью к его вере)
13 ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти.
14 А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.
15 Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.
16 Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию.
17 Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем (а не в сердце).
Как нельзя креститься только воображаемо в сердце своем (а раньше – обрезываться), но непременно должно погружаться троекратно в купель с водой всем телом, так нельзя только в сердце "носить" крест, иметь веру и т.д. Вера без дел мертва. Крест, без его ношения на теле и по жизни (в совокупности скорбей Христа ради) тоже бездейственен.