Вопрос №669
Не могли бы Вы растолковать духовный смысл явления "Державной" иконы Божией Матери?
Георгий Щипанов
, Харьков, Украина
20/06/2003
Дорогой о Господе батюшка Олег,
позвольте задать Вам следующий вопрос.
2 марта 1917 г. было явление иконы Божией Матери, именуемой "Державная".
Не могли бы Вы растолковать духовный смысл этого события в день, столь печальный для России.
Храни Вас Господь.
н. р. Божий Георгий
07/20 июня 2003 г. Мч. Феодота Анкирского
Ответ отца Олега Моленко:
Твой вопрос важен для осмысления и переоценки тех событий и причин, которые послужили истоком крушения и гибели российского православного царства и Греко-Российской восточно-кафолической церкви.
В связи с явлением "Державной" иконы Божией Матери появился целый ряд расхожих прелестных мнений, ставших стереотипами мышления для отступивших и не покаявшихся Российских людей. Подобные мнения собраны, например, в сборнике Сергея Фомина "Россия перед вторым пришествием". Для начала приведу по-пунктно из этой книги эти мнения-идеи и покажу их ложность и несостоятельность, а затем укажу на истинный духовный смысл явления этой великолепной иконы.
1. Первой ложной идеей является мысль, изреченная "старцем" псковского Спаса-Елеозарова Великопустынского монастыря Филофеем (пол.XVI в.) в послании Великому князю Московскому Василию III: "И ныне глаголю: блюди и внемли, благочестивый Царю, яко вся хрестианская царства снидошася в твое едино, яко два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти..."
Эта ложная идея довольно толково разоблачена Петром Паламарчуком в его книге "Москва, Мосох и третий Рим", которая имеется у нас на сайте в разделе "Публицистика". Это крайне вредная идея, замешанная на национальной гордости, исключительности, превозношении над другими народами и стремлении к земному владычеству и господству над многими странами и народами наподобие древнего языческого Рима или средневекового отступнического папства Римского (папа величается римским, а не ватиканским, как следовало бы по факту его пребывания в этом городе, столице и государстве). Для осознания всей ложности и пагубности данной идеи достаточно привести слова Господа нашего Иисуса Христа из Евангелия от Иоанна:
Ин.18:
36 Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда.
Мы видим, что эти слова Спасителя прямо противоречат словам "старца" Филофея и напрочь разбивают его (а точнее, князя мира сего) идею. А ведь именно эту идею мыслители ложной духовности (например, о.Сергий Булгаков) привязали к явлению "Державной" иконы и положили в основание созданной вокруг этого явления ложной и вредной антипокаянной идеологии. Стр.185 книги С.Фомина: "Прикровенное существование "Третьего Рима" ("а четвертому не быти"), по о.Сергию Булгакову "подобно Китежу, скрывшемуся под воду", началось с отречением 2(15) марта 1917г. от Престола Императора Николая II." Воистину говорили святые отцы, что прелесть страшна и смешна. Нам, дожившим до времени падения и полного крушения Российской империи, которую успели полу-о-язычить и полу-о-римить (что и ускорило безславный конец ее и гибель), смешно наблюдать гордую уверенность некогда живших людей, которые верили в незыблемость их "Третьего Рима", т.е. императорской России. Тем не менее, прелесть пытается пробиваться и дальше – до полного бреда и маразма – что, мол, "Третий Рим" существует прикровенно, или того хлеще – что он, дескать, перешел в Советский третий Рим – красную Москву (ведь именно Ленин и большевики перенесли столицу в Москву), а сатанист Сталин, дескать, – "святой" император этого Рима. И подобная чушь городится лишь для того, чтобы отстаивать ложную и сокрушенную самой жизнью идею и мечту о земном могуществе и мировом влиянии современной России.
2. Вторая ложная идея изложена на той же 185 стр. в следующем за приведенным предложении: "Бремя несения креста Удерживающего (2Фес.3-8) взяла на себя Божия Матерь. Знамением чему было явление в день отречения Государя чудотворного образа Богоматери Державной в с. Коломенском под Москвой". Трудно придумать более нелепую и хульную отсебятину! Должно заметить, что само понимание слов апостола Павла об "Удерживающем теперь" окончательно прояснилось и выправилось самой жизнью. Я прекрасно знаю мнение святителя Иоанна Златоустого и других отцов о том, что удерживающий – это римская императорская власть, которую почему-то перенесли на Россию по ложной идее о третьем Риме. Но святитель Иоанн высказывал свое мнение предположительно, словами: "я более склоняюсь к мнению...". При этом он привел и другое мнение, которое разделяли другие святые отцы, что под "Удерживающим" у апостола Павла должно разуметь Дух Святой. Св. Златоуст поступил мудро. Он не опроверг это мнение, но допустил и ему быть, но лишь склонился к более очевидному тогда внешнему удерживающему фактору – владычеству Римской власти над тогдашней вселенной, при котором не могло быть и речи о воцарении антихриста-зверя. При этом святой имел в виду пророчества Даниила о римском государстве, которое сменит царство антихриста-зверя. На самом деле, правильно понимать о двух удерживающих: внешнем, в лице царской власти, и духовном – Духе Святом. Сначала упраздняется внешний удерживающий, а затем идет борьба за изгнание от среды (т.е. создания отступническими действиями и ересями таких условий, когда Дух Святой отнимается от среды христиан и из мира сего) Духа Святого, Который один не позволяет появиться антихристу-зверю и выйти сатане из бездны!
У апостола Павла речь идет именно о Духе Святом. История более 80 летнего безцарствия на Руси и возможное воцарение в ней истинного царя от Бога на малое время напрочь отнимают возможность полагать под удерживающим царя или царскую власть. Царской власти нет более 80 лет, а зверя все нет! Царь в России появится – и зверь выйдет, и царь его не удержит, но сам будет скрываться от зверя за Дивеевской канавкой в возносящемся храме!
Если с понятием удерживающего в лице царя православного вышла накладка, то тем более нелепо и безумно поставлять взамен земного царя (который-то и царство свое не удержал) Царицу Небесную. Помимо ложности самой идеи замены она унижает Матерь Божию как Царицу Небесную. Представьте себе, например, что бы было, если бы к правящему царю Николаю Александровичу пришла делегация от какой-нибудь области (например, Витебской, или Баварской) и просила его оставить престол всероссийский и сесть на престол этой области, ибо у них их царь отрекся и возникают большие проблемы. Разве это не унижение и не издевательство над великим царем батюшкой? Еще хуже поступили новые идеологи с толкованием явления "Державной" иконы Божьей Матери, когда "отняли" у Нее Престол Небесный и титул Царицы Небесной или Царицы неба и всей земли, и "усадили" "прикровенно" на опустевший и ниспровергнутый богоборцами престол России! О, прелесть жуткая! О, хула страшная! Ведь этим они в своем полном ослеплении ввели на Руси двоевластие: реальную земную власть богоборцев и "прикровенную" власть Царицы Небесной. При этом они невольно "воцарили" Матерь Божию над богоборцами и отступниками, взвалив таким образом все преступления реальной власти и все беды на Нее. Выходит, это под Ее "руководством" и "правлением" проходили все массовые гонения на церковь, расстрелы и гноение в тюрьмах и лагерях сотен тысяч старорежимных людей, среди которых – тысячи из духовенства и других верующих людей, братоубийственная война, голод, коллективизация, репрессии, мировая война, мировая революция и построение мировой соц. системы, создание лжецеркви, массовая атеизация страны и обезверивание людей.
Вот до какой хулы можно докатиться в безумии своем! Если это отрицать, то должно признать Ее прикровенную власть не властью, а безсильной фикцией, непонятной игрой и пустым обольщением. Это тоже страшная хула на Пресвятую Богородицу. В чем же смысл Ее земного на советской Руси "правления"? Для горе-идеологов он заключается в самооправдании за соучастие в крушении царской России и уничтожении Российской церкви и в устранении от покаяния за эти тяжкие грехи, которые включают в себя клятвопреступление (клятвы 1613г.), предательство института монархии, нарушение присяги царю Николаю Александровичу, попустительство его аресту и издевательствам над ним, вольное или невольное соучастие в его ритуальном убиении, поддержке и соучастии сначала масонской власти временного правительства, а затем большевистской советской власти богоборцев-сатанистов.
Ведь выходит, по их мнению, что они – молодцы, ибо, лишившись царя земного, улучили несравненно лучшую и могущественнейшую Царицу Небесную Госпожу Богородицу. Таким образом свержение монархии, бандитский большевистский переворот и все последующие кошмары оправданы ими, ибо пришла власть несравненно лучшая. Возникает простой и прямой вопрос: если действительно Матерь Божия воцарилась в России, то что же Она делала (или почему не делала), видя все жуткие беззакония, безумные преступления, страшные убийства и кровопролития, неистовое богохульства и богоборчество в подвластной Ей стране и среди Ее подданных? Ответ на это прелестники дать не могут. Итак, должно раз и навсегда раскаяться в этой страшной хуле тем людям, которые верили в нее или распространяли эту ложную и хульную идею.
Внимательное чтение описания явления "Державной иконы" никоим образом не позволяет появляться таким безумным идеям. Основной отправной точкой для горе-идеологов послужило совпадение двух событий в один день: отречение Государя императора Николая Александровича Романова от престола в пользу брата Михаила (но не в пользу Царицы Небесной, что и в голову не могло придти благочестивому царю) и обретение "Державной" иконы Матери Божией, где Она восседает на троне с символами царской власти, но не Российской, а общеземной. Ведь под левой рукой Богородицы изображена огромная держава, а не маленькая, как в руках Российских самодержцев. Не подходит случай отречения Государя Николая Александровича под эту идеологию, ибо он отрекся от личного правления в пользу брата, а не вообще от самодержавного правления или идеи монархии. Тогда этой иконе следовало бы в угоду горе-идеологам явиться в день отречения князя Михаила от самодержавной власти в пользу временного правительства, хотя не от монархии, ибо была еще надежда, что новое правительство соберет Учредительное собрание и подберет нового кандидата в цари. Вот как описывает обретение "Державной " иконы обретшая ее женщина Евдокия Андрианова: "Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной и пусть молятся". Вот для чего была явлена икона: ПУСТЬ МОЛЯТСЯ, т.е. каются и умоляют о прощении за отречение от Бога, церкви, веры, царя, монархии и т.д.
Явлением этого образа Царица Небесная напомнила российским людям о происхождении царской власти от Бога, Сына Ее Иисуса Христа и Нее Самой. Этим Она указала на тяжкий общенародный грех, приведший к отречению от Ее Сына Царя и от своего святого царя и на тяжесть этого греха и призвала к общенародному покаянию в нем! Вот в этом и состоял истинный духовный смысл явления этой иконы! Ни о каком замещении, воцарении на российском престоле, удерживающем, и о прочих безумных выдумках-бреднях и речи не было при обретении этой иконы. После усердных молитв Андрианова сердцем узнает Царицу Небесную, а не Всероссийскую и т.п.
3. Третья ложная идея, что Матерь Божия воцарилась над Россией взамен царя Николая Второго изложена на с.186: "Зная исключительную силу веры и молитвы Царя-Мученика Николая Второго и Его особенное благоговейное почитание Божией Матери, – мы можем не сомневаться в том, что это Он умолил Царицу небесную взять на Себя Верховную Царскую власть над народом, отвергшим своего Царя-Помазанника". Ложь и прелесть великая и страшная! Царь Николай Второй был благочестивым и глубоко верующим человеком, но никакой исключительной силы молитвы он не имел. Он не мог помочь своими молитвами своему страдающему гемофилией сыну Алексею и вызывал для этого святого старца-молитвенника Григория Распутина-Нового. Царю и в голову не могла придти такая хульная мысль, как передача престола Российского Матери Божией! Матерь Божия и так покровительствовала православной России и русским людям, чему есть множество свидетельств. Для чего же говорить, что Она якобы только после отречения Государя Николая от престола в пользу Великого князя Михаила вдруг обратила взор свой на Россию? И стала бы Она отнимать престол у князя Михаила еще до его отречения? И разве Ей не хватало власти и силы Царицы Небесной, чтобы помочь российским людям? Разве ей обязательно нужно было умалять себя до Царицы Всероссийской, поменяв Небесный Свой Престол на земной российский? И что это за наказание российскому народу, отвергшему своего Царя-Помазанника, когда ему взамен даруется на престол Сама Царица Небесная? И в чем тогда ему каяться, если он своими злыми деяниями улучил несравненно лучшее?
4. Очередная ложная идея на стр.187: "Символ этой иконы ясен для духовных очей: через неисчислимые страдания, кровь и слезы, после покаяния Русский народ (а некоторые призывают не каяться русский народ, ибо он якобы невиновен) будет прощен, и Царская власть, сохраненная Самой Царицей Небесной, будет России несомненно возвращена. Иначе зачем же Пресвятой Богородице сохранять эту власть?" Сначала горе-писатель сам сочинил идею, что, мол, Пресвятая Богородица взяла на Себя власть Русского Царя, а затем лукаво задает вопрос: Иначе зачем Ей сохранять эту власть? Да, действительно, зачем Матери Божией сохранять царскую власть, если народ добровольно от нее отрекся? Да и как ее можно сохранить в условиях ужаса и буйства богоборцев? Разве только мечтательно в умах горе-богословов! Разве власть это только атрибуты ее – скипетр и держава? Разве это не реальное правление народом? Где же все эти 80 безбожных и безцарственных лет на Руси было царское правление? А если его в реальности не было, да и предано оно было полному забвению, и люди российские, включая церковников, присягали на верность богоборцам (как власти от Бога), то как Богородица могла сохранять эту власть? Только ли изображением на иконе? Но это же все равно, что самому нарисовать карандашом на бумаге деньги и пытаться купить что-нибудь на них! Не бывает нарисованной власти! Власть реальна, и она или есть, или ее нет! Святой монах-прозорливец Авель и другие российские пророки и прозорливцы, говоря о возможном восстановлении царской власти на Руси после годины страшных потрясений ясно указывали, что царь будет дарован Самим Господом Богом, а не Царицей Небесной. Если бы это было связанно с Ней, то они непременно бы упомянули об этом. Да и разве "воцарившись" над Россией Она оставила бы другие страны и народы православные, например Грецию с Афоном, где в 20 веке не раз были ее явления? Какой же смысл воцаряться над Россией, когда в реальности Матерь Божия остается Царицей всей вселенной?
И как же протекало это странное "царение" над большевистской Россией (СССР)? Вот что отвечает на это писатель на стр.187: "Прошло несколько лет – и жесточайшие гонения обрушились на головы почитателей этой иконы (ясно, что не за мифическое правление нарисованной Богородицы, а за напоминание о царской власти и, стало быть, не приятие и противление советской власти), молившихся пред ее копиями по всей России. Были арестованы тысячи верующих, расстреляны составители службы и канона, а сами иконы изъяты из всех церквей... Где в настоящее время находится подлинник "Державной" иконы Божией Матери – неизвестно."
Мы видим печальный конец выдуманного мифического "правления" изображения Матери Божией в России. Реальна богоборческая власть, попущением Божьим, показала свою силу и злобу. При этом выходит, что Матерь Божия "не смогла" никого из почитателей Ее иконы и ее "правления" защитить и сохранить. Почему так? Да потому, что никакого правления Ее не было. Не поняли люди истинного смысла явления этого образа – НЕ ПОКАЯЛИСЬ в тяжких общенародных грехах отречения от Бога и царя-помазанника – вот и предали их Бог и Богородица на поругание и уничтожение от слуг сатаны, а икона была отнята!
И после такого страшного вразумляющего финала, который последовал именно из-за ложной трактовки явления "Державной" иконы, и безпокаянства находятся люди, которые продолжают в своей ложной духовности и прелести распространять ложные идеи в отношении этой иконы (а в последнее время и в отношении "Ченстоховской" иконы Божьей Матери). Якобы можно молебнами именно перед этим образом спасти Россию. Главная же цель бесов – увести через все эти ложные идеи и действия людей российских от истинного покаяния в конкретных тяжких грехах! Без этого никакие молебны и молитвы пред всеми иконами (а не только перед одной) не помогут, ибо ни Господь Бог, ни Богородица, ни святые Божии не принимают молитв и молебнов от нераскаянных, клятвопреступных, Бого- и царе- отречных и проклятых российских людей! Вот свидетельство Писания:
Иез.14:
12 И было ко мне слово Господне:
13 сын человеческий! если бы какая земля согрешила предо Мною, вероломно отступив от Меня, и Я простер на нее руку Мою, и истребил в ней хлебную опору, и послал на нее голод, и стал губить на ней людей и скот; (разумей отступившую Россию)
14 и если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, – то они праведностью своею спасли бы только свои души, говорит Господь Бог.
15 Или, если бы Я послал на эту землю лютых зверей, которые осиротили бы ее, и она по причине зверей сделалась пустою и непроходимою:
16 то сии три мужа среди нее, – живу Я, говорит Господь Бог, – не спасли бы ни сыновей, ни дочерей, а они, только они спаслись бы, земля же сделалась бы пустынею.
17 Или, если бы Я навел на ту землю меч и сказал: "меч, пройди по земле!", и стал истреблять на ней людей и скот,
18 то сии три мужа среди нее, – живу Я, говорит Господь Бог, – не спасли бы ни сыновей, ни дочерей, а они только спаслись бы.
19 Или, если бы Я послал на ту землю моровую язву и излил на нее ярость Мою в кровопролитии, чтобы истребить на ней людей и скот:
20 то Ной, Даниил и Иов среди нее, – живу Я, говорит Господь Бог, – не спасли бы ни сыновей, ни дочерей; праведностью своею они спасли бы только свои души.
Т.е. если бы сегодня в России нашлись святые праведники по уровню Ноя, Даниила и Иова, то они могли бы только спасти свои души, но не умолить за детей! Но в России и таких не видно!
Иез.8:
18 За то и Я стану действовать с яростью; не пожалеет око Мое, и не помилую; и хотя бы они взывали в уши Мои громким голосом, не услышу их.
Иер.14:
11 И сказал мне Господь: ты не молись о народе сем во благо ему.
12 Если они будут поститься, Я не услышу вопля их; и если вознесут всесожжение и дар, не приму их; но мечом и голодом, и моровою язвою истреблю их.
Зах.7:
11 Но они не хотели внимать, отворотились от Меня, и уши свои отяготили, чтобы не слышать.
12 И сердце свое окаменили, чтобы не слышать закона и слов, которые посылал Господь Саваоф Духом Своим через прежних пророков; за то и постиг их великий гнев Господа Саваофа.
13 И было: как Он взывал, а они не слушали, так и они взывали, а Я не слушал, говорит Господь Саваоф.
Ис.1:
15 И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови.
Иез.7:
22 И отвращу от них лице Мое, и осквернят сокровенное Мое;
Иез.39:
23 И узнают народы, что дом Израилев был переселен за неправду свою; за то, что они поступали вероломно предо Мною, Я сокрыл от них лице Мое и отдал их в руки врагов их, и все они пали от меча.
24 За нечистоты их и за их беззаконие Я сделал это с ними, и сокрыл от них лице Мое.