Вопрос №678
Должны ли мужчины отращивать бороду?
Людмила
, Киев, Украина
27/06/2003
Батюшка,
очень прошу подсказать, если Вы знаете такие источники по Церковным канонам, в которых бы указывалось, о том, что мужчины должны отращивать бороду и волосы и не могли их состригать. И как быть, чтобы не отступить в этом малом вопросе, так как родители против длинной бороды и длинных волос.
Спаси Господи, за ответ.
Людмила
Ответ отца Олега Моленко:
Относительно отращивания волос для мужчин не священного сословия я ответил Димитрию (вопрос №660), что отращивать длинные волосы есть безчестие для мужчины.
В отношении бороды – для любого мужчины безчестие быть обритым.
Эта благочестивая традиция, которая имеет основания в Священном Писании, твердо хранилась и хранится Церковью Христовой. Мужской лик без бороды почитался женоподобным, что позволялось только не достигшим созревания юношам или не имеющим бороды природно. Сам Господь Иисус Христос и Его апостолы дали образец в ношении бороды, что естественно для мужчины, и, в первую очередь, отличает его от женщины. Вот почему Церковь не составляла каких-либо правил насчет бороды, но обязывала соблюдать Богом созданную природу, как признак благочестия. Ведь не для того у мужчин растет борода, чтобы каждый день ее сбривать и противиться тем природе. В этом малом деле кроется богоборческое начало.
Обычай обязательно носить бороду для верующих в Бога мужчин сложился в глубокой древности. Мы можем увидеть это из Писания на примере еврейского народа:
Лев.19:
27 Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей.
Лев.21:
1 И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Аароновым, и скажи им:
...
5 Они не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей и делать нарезы на теле своем.
Негативное отношение Господа Бога к обритию бороды можно увидеть и из следующих пророческих мест Писания:
Ис.7:
20 В тот день обреет Господь бритвою, нанятою по ту сторону реки, царем Ассирийским, голову и волоса на ногах, и даже отнимет бороду.
Ис.15:
1 Пророчество о Моаве. – Так! ночью будет разорен Ар-Моав и уничтожен; так! ночью будет разорен Кир-Моав и уничтожен!
2 Он восходит к Баиту и Дивону, восходит на высоты, чтобы плакать; Моав рыдает над Нево и Медевою; у всех их острижены головы, у всех обриты бороды.
Иер.48:
37 у каждого голова гола и у каждого борода умалена; у всех на руках царапины и на чреслах вретище.
38 На всех кровлях Моава и на улицах его общий плач, ибо Я сокрушил Моава, как непотребный сосуд, говорит Господь.
39 "Как сокрушен он!" будут говорить рыдая; "как Моав покрылся стыдом, обратив тыл!". И будет Моав посмеянием и ужасом для всех окружающих его
Иез.24:
17 вздыхай в безмолвии, плача по умершим не совершай; но обвязывай себя повязкою и обувай ноги твои в обувь твою, и бороды не закрывай, и хлеба от чужих не ешь.
18 И после того, как говорил я поутру слово к народу, вечером умерла жена моя, и на другой день я сделал так, как повелено было мне.
...
22 И вы будете делать то же, что делал я; бороды не будете закрывать, и хлеба от чужих не будете есть;
В лике святых Церкви имеются трое Виленских (Литовских) мучеников: Антония, Иоанна и Евстафия (церковная память 14 апреля), которые были родными братьями. Они по наущению жрецов пострадали за Христа в 1347 г. за свою истинно христианскую жизнь, которая отразилась на их внешности – они стали в противность язычеству отращивать бороды, как положено было христианам. Именно этот факт послужил первым признаком обнаружения их христианской веры. Мучавший их князь Ольгерд предложил им после многих мучений наконец только одно – добровольно сбрить свои бороды – и обещал за это отпустить их. Но мученики не согласились и были повешены на дубе: 14 апреля св.Антоний, 24 апреля св. Иоанн и 13 декабря св. Евстафий. Чествование Виленских мучеников началось сразу после их страдальческой кончины. Чудеса, истекавшие от их останков, утверждали веру в их святость среди многочисленных христиан Западной России, затем по Восточной Руси до Москвы.
Так вот выходит, что за то, что верные христиане умирали мученической смертью, то ныне легко отвергается неверными и отступившим христианами и бреется каждодневно. Но ведь не зря в средние века закрепилось поверье, что если встретишь безбородого мужчину, то он плут и обманщик. Даже в народных сказках они так и назывались: "безбородыми обманщиками".