Вопрос №694
О тайне Триединого Бога в Писаниях Ветхого Завета
Полина
, С-Петербург, Россия
02/07/2003
Уважаемый батюшка, Спасибо вам большое за ответы на мои недавние вопросы!
Я была бы вам очень благодарна, если бы вы развеяли мои сомнения и маловерие вот в каком очень важном вопросе:
Ветхозаветные пророки знали, что придет Мессия. Но складывается впечатление, что они не осознавали Его как Того, Кто существовал вечно (через рождение от Отца). Ведь если бы это было так, то у них, наверно, были бы молитвы отдельно трем Ипостасям Пресвятой Троицы, как у нас сейчас. Может быть, я плохо начитана в Ветхом Завете, но мне кажется и Бог-Сын, и Бог-Дух Святой там упоминаются только косвенно. Конечно, Его спасительное Пришествие, явление людям дало новый виток вере. Людям (еще не вразумленным) явилась Истина Божия. Но Моисей, Авраам и другие, святые и мудрые, они-то Ее знали? И неужели не молились Ему?
Спасибо вам большое. Хранит вас Господь.
Ответ отца Олега Моленко:
Твое впечатление не совсем верное. Пророки были просвещены Духом Святым, знали Его как Бога, знали они и Сына Божия, грядущего как Мессию, знали они и Бога Отца. Знали они это опытно из личного Богообщения и личного откровения им. Но эти знания Бог не благословлял выносить на публику, ибо склонные к идолопоклонству иудеи, находясь в окружении идолопоклонников, легко превратили бы три Лица Единого Бога в трех Богов. Позже подобное произошло и с некоторыми христианами, которые приняли ересь, разделяющую три Лица Единого Бога. Ради немощи людей пророки вынуждены были обращать основное их внимание на единственность Бога в противовес многим богам язычества.
Тем не менее в Писаниях Ветхого Завета мы находим свидетельства о том, что сами пророки прекрасно знали тайну Триединого Бога и молились не только Ему Одному, но и каждому Лицу отдельно. Вот доказательства из Писания:
Сир. (Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова) 51:
14 воззвал я к Господу, Отцу Господа моего, чтобы Он не оставил меня во дни скорби, когда не было помощи от людей надменных.
Из этого отрывка видно, что пророк молился именно Богу Отцу, отличая его от Господа Бога Сына.
Псал.2:
2 Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его.
3 "Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их".
4 Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им.
5 Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение:
6 "Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею;
7 возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя;
8 проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе;
Мы видим, что в этом отрывке во 2 стихе святой пророк Давид отличает Господа Бога (Отца) и Помазанника Его (Сына Божия). В 6 стихе Я -- это Господь Бог Отец, а Царь Мой над Сионом -- Бог Сын. В 7 стихе еще яснее показано, что речь идет именно о Боге Отце и Его Сыне.
Именно эту фразу употребил апостол Павел в послании ко евреям для доказательства Божества Сына Божия Иисуса Христа, причем он приводит места именно из ветхозаветных Писаний:
Евр.1:
1 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,
2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.
3 Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте,
4 будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя.
5 Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?
6 Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии.
7 Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь.
8 А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего -- жезл правоты.
9 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.
10 И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса -- дело рук Твоих;
11 они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,
12 и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.
13 Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
14 Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?
Сам Господь Иисус Христос для доказательства Своего Божества фарисеям, когда они лукаво говорили Ему, что Он только сын Давидов (т.е. только человек) привел ссылку на псалом Давида:
Мф.22:
41 Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их:
42 что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.
43 Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:
44 сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
45 Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?
46 И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.
В другом месте Господь прямо заявляет, что Писания (ясно, что Ветхозаветные, ибо Новозаветных еще не было) говорят о Нем:
Лук.5:
39 Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.
А в ответе апостолам Луке и Клеопе, а затем 11-ти Господь уточняет, какие именно Писания говорят о Нем, разделяя их на три части:
Лк.24:
25 Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!
26 Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?
27 И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании.
...
44 И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах.
45 Тогда отверз им ум к уразумению Писаний.
46 И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день.
Приведенного достаточно, чтобы убедиться, что пророки и Писания ясно говорили о Боге Отце, Боге Сыне и Помазаннике и о Духе Святом (например, Пс.50, 13; Пс.142, 10). Но было известно и записано более того:
3Ездр.2:
47 Он отвечал мне: Сам Сын Божий, Которого они прославляли в веке сем. И я начал славить их, мужественно стоявших за имя Господне.
3Ездр.7:
28 Ибо откроется Сын Мой Иисус с теми, которые с Ним, и оставшиеся будут наслаждаться четыреста лет.
29 А после этих лет умрет Сын Мой Христос и все люди, имеющие дыхание.
Как говорится, куда уж яснее и прямее! Знали пророки прекрасно, Кто придет в качестве Мессии! Что это будет Сын Божий, а не Бог Отец или Святой Дух.
Когда Господь даровал молитву "Отче наш", которая обращена к Богу Отцу, то Он этим не удивил никого (как было после Его слов о необходимости есть Его плоть и пить Его кровь) и все восприняли это естественно, ибо знали об Отце. И в другой раз Господь говорит открыто об Отце Своем торговцам и менялам у храма, зная, что они понимают о Ком идет речь:
Ин.2:
16 И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли.
Да и сами противящиеся Христу иудеи обвиняли Его не за то, что Он вводит непонятное им понятие Бога Отца, но что, называя Себя Сыном Его, делает себя равным Богу! Об Отце же Господь свободно говорил им:
Ин.5:
17 Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю.
18 И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу.
19 На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также.
20 Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь.
21 Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет.
22 Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну,
23 дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его.
Итак, дело было не в отсутствии знаний, а в непонимании и извращении пророческих учений.