Вопрос №710
Было ли свойственно чувство юмора святым отцам?
Ярослав
, СПБ, Россия
04/07/2003
Здравствуйте батюшка,
Скажите, чувство юмора было ли свойственно святым отцам? Что касается Христа, то из Евангелия не ясно, пошутил ли Он хоть раз. Желание посмеяться и безобидно подшутить над кем-нибудь греховно ли?
Ответ отца Олега Моленко:
Желание посмеяться над кем-либо из людей греховно и не безобидно, ибо унижает того человека, над кем мы смеемся. Но сам юмор, ирония и благородный смех по позволительному поводу не греховны, не чужды святым отцам и даже Самому Господу. Его ирония видна в обличениях фарисеев, книжников и первосвященников иудейских, а также в названии собакой женщины сирофиникисы, просящей Его за беснующуюся дочь, или царя Ирода – лисицей.
На земле Он не смеялся, ибо пришел со скорбной и великой миссией – искупить своими страданиями род человеческий. Но в заповедях блаженства Он указал нам, что те, кто ныне плачут о своих грехах и скорбят ради Него, те после воссмеются. Значит, смех вполне присущ человеческой природе, причем даже обновленной благодатью, всеобщим воскресением и пребывающей в вечности.
В целом же в земной юдоли плача и скорбей смех (а значит, и вызывающие его причины) неуместен, но не греховен. Грех – в неуместности, а не в самом природном смехе (исключая сознательные насмешки и издевательские шутки). Это хорошо видно из примера, когда кто-либо стал бы смеяться на похоронах человека.
Но святые отцы и опытные духовные наставники причастны чувству юмора и имели в своем арсенале врачевания душ шутки и веселящие слова. Например, преподобный Серафим Саровский, который был строжайшим аскетом, употреблял благочестивые шутки в удобное время для того, чтобы вывести унывающую братию из охватившего их уныния. Я тоже имею смешное в своем пастырском арсенале и часто это великолепно работает, много лучше, чем длинные правильные нотации. Поэтому главное в смехе это уместность, полезность и мера. Но бывают смешные случаи, от нас не зависящие, когда в жизни складывается смешное положение, или слышишь или читаешь прелестника и т.п., когда от добродушного смеха просто невозможно удержаться. Никакого греха при этом в таком смехе нет, ибо мы смеемся не над самим человеком, а над смешным его словом (например, прелестным), положением или общечеловеческими чертами, которые достойны смеха и этим часто приводим его в чувство и помогаем исправить положение. Смех может быть и интеллектуальным оружием в борьбе со злом и недостатками, когда высмеивается не человек, а пороки.
Корень же слова "смешно" – смеш-но, т.е. смешано. и действительно смешивание или путаница чего-нибудь часто вызывает смех. Это хорошо видно, например, на комедиях Шекспира.
Человека, имеющего в себе Духа Святого, Он Сам управит когда смеяться, а когда нет.
Смех же без причины – гласит русская поговорка – признак дурачины. Да избавит же нас Господь от такого и всякого другого пагубного смеха и да сохранит нам добродушный, своевременный, полезный и мерный смех во славу Его.