Вопрос №729
Как правильно поступить в ситуации, когда шутками задевается мое самолюбие?
Людмила
, Киев, Украина
08/07/2003
Батюшка, благословите.
Подскажите, пожалуйста, как правильно поступить в ситуации, когда шутками (от других) задевается мое самолюбие и я начинаю потихоньку сердиться на этого человека. Отношения становятся прохладней и разговор перестает вязаться. Как в такой ситуации заставить себя полюбить ближнего? В голове стараюсь прочитать молитву об обидищих нас, чтобы Господь молитвами этого человека помиловал меня, но от всего сердца сразу простить не получается. И я думаю как выйти из этого состояния? Но проверено то, что когда я подойду к нему и просто попрошу прощения, то мне становится легче. Или скажу прямо что немножко рассердилась на него и тоже обида сглаживается.Но потом начинает переживать этот человек, и говорить что он не хотел никак обидеть.
Как же правильно поступить, чтобы все одной перенести и ничего не показать (ни своим поведением, ни взглядом, ни словом) окружающим и от всего сердца все простить. Или лучше быть открытому, чтобы обида не затаилась?
Спаси Господи.
Людмила
Ответ отца Олега Моленко:
Бог благословит.
У тебя здесь видна серьезная проблемма несоответствия между твоим знанием заповедей Господних и их исполнением. Это говорит о твоем маловерии и преобладании в тебе самолюбия и гордости, как ты сама заметила. Если ты обижаешься на человека, то это признак гордости и превозношения над ним. Мол, как он - такой и сякой - посмел на меня - такую хорошую и лучше его - сказать такое! Если бы учение святых отцов было насаждено в нашем сердце, то мы бы живо помнили, что признаком истинно кающегося и смиренного человека является его уверенность в том, что он достоин всех казней, скорбей, насмешек и поруганий, и что если вся тварь (а не только один) человек восстанет на него и будет гнать, то он должен признать себя достойным этого.
Должно привести себе на память заповедь Господню об обижающих нас, и не только помолиться о них, но и от души простиь им личную обиду, чтобы этим приобрести себе прощение своих безчисленных грехов у Бога. Получается, что мы должны нашему обидчику быть премного благодарны и поклониться в ноги за то, что он невольно благодетельствует нам за счет своей вечной участи и безсмертной души! Если мы благодарим человека оказавшему нам в услугу в житейских скоропреходящих делах, то как мы должны благодарить нашего благодетеля для нашей вечной участи!
Если же действительно брат некий или сестра согрешили против тебя, то ты по заповеди Господней заботясь о душевном благополучии его или ее должна сперва наедине безстрастно обличить в грехе, призвав к покаянию. При этом надо осознавать, что ты всегда должна угождать Богу, а не человеку. Иногда лучше сразу все выговорить, чтобы обида не засела, как семя зла и не принесла позже обильный плод памятозлобия и мести. Иногда уместно промолчать и не подать виду, что тебя задела шутка или слово, а затем покаяться в немощи своей. Всякий раз надо с Божьей помощью искать того, что принесет пользу душе твоей и обидчика.