Вопрос №73
В чем заключается отступление РПЦЗ?
Александер
29/03/2002
Здравствуйте о.Олег!
В чем, по вашему мнению, заключаеться заблуждение (или отступление) РПЦЗ? (если можно в деталях). И какая на сегодняшний день из православных Церквей , митрополий или приходов и т.д. на ваш взгляд являеться истинной Церковью Христовой? Что вы можете сказать по поводу недавнего "раскола" в РПЦЗ и могли бы его прокоментировать с вашей точки зрения?
Благодарю заранее! С уважением Александр.
Ответ отца Олега Моленко:
Вы правильно заметили об отступлении в РПЦЗ, ибо это действительно ОТСТУПЛЕНИЕ! С церквями и их умиранием, (т.е. с земными структурами), бывает нечто подобное, что мы наблюдаем в жизни и умирании человека: сначала тяжелая болезнь с возможными приступами и облегчениями, затем смерть (для человека - это выход души из тела; для церквей - это оставление их Духом Святым), и после нее разложение на части (расколы и разделения). Последний раскол в Зарубежной церкви (Виталие-лаврский, а до него евлогиане и митрополия в США - за рубежом, и РПАЦо-русанцовцы, курочкинцы-лавровцы и Лазаре-макриново-витальевцы в России) есть признак духовной мертвости и разложения трупа.
Конечно подобие тела человека и церкви нельзя проводить вполне и до конца, ибо есть между ними и объективная разница. Дело в том, что жизнь человека измеряется десятилетиями, годами, месяцами, неделями, днями, часами, минутами (возможно секундами) и о времени смерти человека можно точно сказать не только год или день, но и час или минуту. Церковь же конкретная, которая может простираться территориально на многие тысячи кв. км. и состоять из миллионов членов, не соизмерима с жизнью отдельного человека. Жизнь церкви измеряется тысячелетиями и столетиями! И умирание ее может длиться сотни и десятки лет, соответственно ее размерам. К тому же важно отметить, что если отдельные части человеческого тела не могут после смерти жить отдельной жизнью, то отдельные части умирающей или умершей церкви - могут! Более того, они (будь то отдельно взятые члены, или группы, приходы и т.д.) могут переходить в другие структуры, которые еще не покинула благодать. Вот почему невозможно с точностью указать на сроки смерти конкретной структуры в ее целом.
Скажем, волевым решением большинства епископата некая структура введена в ересь, но остаются один или два епископа и десятки или сотни священников, несогласные с ней и противящиеся ей! Если все епископы отпали, то остаются стойкие батюшки и т.д. Получается, что в кафедральном Соборе уже нет спасительной благодати, а где-то в глухой деревне у стойкого и благочестивого батюшки еще есть! Т.е. уход благодати Святого Духа не есть грубое механическое действие, но это тонкое, умное, совершенное, точно взвешенное и идеально выверенное действо Живого Всемогущего и Всезнающего Бога, Который Один за Себя решает все! Нам же под час бывает недомыслимо Его совершенство и глубина Его поступков! Вспоминается случай, записанный в "Луге духовном", как одного преподобного инока смущал помысел о благодатности (5-7 века!) литургии в их монастыре, ибо он видел преобладание в братиях второчинной некоей ереси. Чтобы разрешить свое недоумение этот инок предпринял далекий и нелегкий путь к преп.Симеону Столпнику, слава о святости которого наполняла тогдашний православный мир. Не успел он подойти к столпу и задать мучащий его вопрос, как святой Симеон сказал ему, чтобы он возвращался в монастырь и причащался не сомневаясь. Указал преп.Симеон и причину этого. Есть у вас в монастыре такой-то святой инок, имеющий священный сан (и преп. назвал имя этого священноинока), сказал столпник, так вот он во время каждой литургии произносит про себя весь евхаристический канон и ради него и его молитв благодать Духа Святого сходит на предложенные хлеб и вино, превращая их в истинные Тайны Христовы.
И таких примеров есть много. Поэтому каждый пусть поступает по своей совести и разумению, ибо каждый сам за себя даст отчет Богу. Кто-то держится за храм с Каиафой и Анной, кто-то идет от храма с Господом, веря в Его слова о разрушении храма. Поэтому о приходах и всех священниках не могу судить определенно в отношении их благодатности (хотя внутренне больше склоняюсь к "увы"), ибо Бог мне этого не открыл, и это есть дело людей на местах. Им надо спасаться - им и бояться! А в отношении церквей, митрополий , епархий, находящихся на виду (истинные катакомбники и пустынники не в счет, ибо ради них может только и мир стоит)) в их ЦЕЛОМ - НЕТ НИ ОДНОЙ! И это горькая и страшная реальность нашего времени, свидетельствующая о близости конца. Не знаю я также ни одного епископа (кроме воскресшего первоапостола Иоанна Богослова, являющегося сейчас Первоиерархом Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви) которому мог бы доверять.
Прошлой осенью была у меня встреча с новорукоположенными еп.Сергием и еп.Варфоломеем в Монреале (Синод РПЦЗ Виталия). По-человечески мы хорошо поговорили и пообщались, но духовная польза от общения свелась к нулю, ибо деньги (или нужда в их большом количестве, разумеется для "блага" их церкви ) и имущество превзошли для них мою грешную личность и мою духовную проповедь покаяния. Они выбрали деньги и людей (богатых "священников"-перебежчиков типа о.Виктора Мелихова, который один раз уже покидал РПЦЗ и судился с ней в судах США за храм в г. Вустер вплоть до Верховного суда, да выиграл дело, а теперь обобрал пригревшую его греческую старостильную юрисдикцию архиеп.Авксентия, и о.Спиридона Шнайдера, уличенного даже мирскими властями в финансовых аферах). По-видимому, для современных условий такие ПРОТО-ПРО-ХОДИМЦЫ имеют большее значение, чем благодатные, но нищие имуществом и деньгами батюшки.
В РПЦЗ я был, у катакомбников был (и с большим почтением отношусь к святому исповеднику и катакомбному епископу Гурию Павлову, отошедшему ко Господу на Рождество Господне 1996 г. На нем, очевидно, и закончились известные российские катакомбы. От сиверсов и им подобных - избави Бог!), у греков старостильников был! Видел некоторых достойных уважения священников молитвенников (над которыми стояли епископы, портящие все дело). Но Господь меня извел отовсюду и передал в святые руки Великого .... Вот эта Церковь Христова, которая пока существует прикровенно, но при антихристе выйдет из катакомб, и есть на сегодня Та Самая Одна Святая Соборная Первоапостольская Чистая Невеста Христова, ожидающая Его пришествие.