Вопрос №732
На работе произошел инцидент - начальник незаслуженно оскорбил меня
Ярослав
, СПБ, Россия
09/07/2003
Здравствуйте, батюшка. Спасибо за Ваши ответы.
Бог послал мне испытание. На работе произошел инцидент. Начальник незаслуженно оскорбил меня. Сотрудники тому свидетели. Я занимался делом и не заметил, как поставил ногу на тумбочку. Наш директор - женщина обложила меня чуть ли не по матушке. Снизойти до реального мата ей, наверное, не позволило ее женское начало. После этого я старался и выбросить оскорбление из головы и из сердца, но понял, как это не просто. Теперь я не хочу общаться с этим человеком, тк знаю, что это может повториться и что она считает себя правой. Такое ощущение, что она излила на меня всю накопившуюся черноту. Я знаю, что моя гордость не дает мне покоя. Но я бы не хотел, что бы подобное повторялось. У меня желание уйти. Уйти я хотел давно по другим причинам, но после данного инцидента желание усилилось. Будет ли это правильно?
И вопрос про начальников. В моем случае произошло такое. Этот же начальник мне сказал мне сделать одно дело. Я предупредил его, о последствиях. После чего распоряжение последовало снова. Я рассудил "начальству с бугра виднее" И сделал. Только вот спустя несколько дней все пришлось делать назад. Кем я его мысленно называл после этого, догадаться не трудно. Но виду не подал. Хотя человек наверное сам ощутил себя таким. После этого на меня был эмоциональный наезд.
Иногда мы в состоянии оценить начальника. Иногда видно, что он делает бред или глупость. Как в таком случае не снизойти до нарушения пятой заповеди?
Храни Вас Господь!
Ответ отца Олега Моленко:
Если мы почитаем себя христианами, то мы должны всячески стараться уходить от конфликтов по не принципиальным вопросам и от личных обид. Все это происходит от нашего самолюбия, прикровенной гордости и невнимания к себе. Мы не должны поддаваться на конфликт или внутреннюю скрытую обиду даже если нас намеренно провоцируют на это. Наше недовольство окружающими нас людьми и позволение себе обижаться на них при их срывах гнева или ругани в наш адрес основано на нашем высокомерии и превозношении себя. Если мы внутренне превознесли себя (т.е. оценили себя по своей оценочной шкале лучше другого), то этим самим мы унижаем того, над кем превознеслись. Если бы мы действительно видели и осознавали себя грешниками, которые крайне виновны и безответны пред Господом Богом, зрели свою погибель и немощь лютую, то видели бы и почитали себя искренно хуже всех! Это есть та мера смирения, на которой человек уже не может внутренне обидеться на другого человека, чтобы тот ему в личном плане не делал. Оценочная шкала превозносящая нас в нашем сознании над другими ложна, вредна и пагубна!
Ни в коем случае нельзя себя сравнивать с другими людьми, взирая на их немощи и недостатки! При таком сравнении нельзя избежать превозношения и осуждения людей. Сравнивать себя в этот момент искушения нужно с Господом Иисусом Христом и Его святыми. При таком сравнении мы всегда обречены на проигрыш и искреннее смирение. Такое смирение принесет пользу не только нам самим, но и искушающему нас человеку, которого в свою очередь искушают бесы. Цепочка бесовских искушений и порождаемый ею конфликт, вражда и неприязнь должна быть остановлена именно на нас христианах. В таком случае уместно подставить и другую щеку под удар, и позволить снять нижнюю одежду. При этом мы должны помнить и осознавать, что ведем битву не с человеком или начальником своим, а с бесами!
Наше искреннее смирение обязательно в той или иной мере скажется на человеке, которому было попущено подпасть (как и нам в другие разы) бесовскому влиянию и стать для нас орудием искушения. Этот человек, не понимая того, оказывает нам великую услугу в деле спасения, оплачивая ее нам своей безсмертной душой и вечной участью! По этой причине мы духовно должны воспринимать его как лучшего благодетеля. Он также предоставляет нам возможность исполнить заповедь Господа о прощении долгов (грехов) ему, как ближнему и тем самым избавиться от многих своих грехов! В том то и состоит искусство истинного покаяния и рождаемого от него смирения, чтобы даже видя свое реальное преимущество по многим параметрам, нравственным и деловым качествам перед своим начальником не впасть в его осуждение, унижение как человека и непочтение как начальника. Этого не возможно никак иначе добиться, кроме путем правильного покаянного самопознания и самовоззрения, когда перед нами реально откроется бездна именно МОЕЙ погибели, греховности и мерзости пред Богом. Эта картина привлекает все внимание человека, который начинает по-настоящему бояться за свою вечную участь. Это полностью отводит нас от внимания к грехам и немощам других людей. Мы бываем сильно озабочены своей собственной великой бедой.
Представь себе, что некий человек узнает, что сегодня у него внезапно умерли отец, мать, брат, жена и дети, и сгорел дом и все имущество, и загорелась дача где он сам пребывает. Мыслимо ли заставить его в такое время осуждать кого бы то ни было? Вторым мощным средством сдерживния гнева и обиды является память о присутствующем здесь и сейчас Боге. Хорошо помнить и о смерти, а также представить нападающего на нас человека умершим в гробу. Мощным оружием является молитва за обидчика, по заповеди Господа.