Вопрос №772
Есть ли какие-то приемы, чтобы не согрешать перед Господом, теряя внимание на молитве?
Larisa
, Ninomia, Japan
21/07/2003
Дорогой о Господе батюшка Олег, благословите.
Вопрос, касающийся борьбы с парением ума на молитве: У св.Иоанна Кассиана (Доброт.т.2) из гл.6 разумеем, что духи злобы, хотя и имеют возможность
"входить в общение с душами" (нашими неисцеленными), но полного овладевания им не дано. "Это возможно только для единой Троицы, Которая всякое разумное существо не объемлетъ только, но и проникаетъ". так как: "Нетъ твари сокровенной отъ Него; но все обнажено и открыто предъ очами Его" (Евр.4.,13)
При этом, И.Кассиан отмечает, что духи злобы "никак не могут проникнуть в те мысли, которые еще не вышли изъ внутрь души", ...а узнают, приняты ли нами внушаемые ими мысли "не из самой души..., а по обнаружениям того во вне души"...
В этой связи, хотелось бы спросить у Вас, батюшка Олег: исходя из опыта Вашей брани с помыслами во время Иисусовой Молитвы и вообще: есть ли какие-то Ваши, особые приемы обойти расставляемые ими сети, чтобы не согрешать как бы нехотя перед Милостивым Господом, теряя свое внимание на молитве?
Ведь здесь есть какая-то определенная мысль,чтобы они (духи злобы) не могли по Промыслу Божию проникнуть вовнутрь души нашей - чтобы прямо читать наши мысли ? Может быть, это может дать нам какие-то дополнительные возможности в брани с ними?
Прошу простить. Спаси, Господи! лрс.
Ответ отца Олега Моленко:
Бог благословит.
В общем, в предыдущем ответе (вопрос №771) я указал все необходимые приемы для правильной молитвы. Еще раз повторю, что важно не просто произносить молитву Иисусовую, даже со вниманием к словам ее, но именно молиться и изливать ее Богу, здесь в твоей комнате присутствующему и внемлющему тебе. Есть принципиальная разница между внимательным произнесением самой молитвы и внимательным ее изнесением присутствующему Богу! Это сильно помогает вниманию и собранности. Для этого нужно уверить себя перед молитвой, что Бог по вездеприсутствию своему присутствует здесь у тебя в комнате и внимает твоей молитве, и затем сохранять это чувство и память о Его присутствии во время молитвы, говоря ее как бы присутствующему человеку. Попробуй прочитать какой-нибудь стих вслух сама себе, а затем прочти его кому-нибудь из близких людей и ощути разницу. Умножь это ощущение на безконечность и получишь искомое чувство.
Второе, что должно делать для внимания - это заключать ум в слова молитвы, говоря ее на первых порах по слогам, как бы заливая жидким гипсом пластиковую форму для букв.
Много помогает вниманию и покаянное чувство, оживляющее молитву. В свою очередь, внимание сокрушает сердце, увеличивая покаянное чувство.
При такой молитве бесы не могут проникнуть внутрь души и ума своими помыслами. Это открывает к нам доступ Бога и Его помышлений. Они вообще не могут читать наши мысли, но, как опытные физиономисты и психологи узнают о них или о принятии нами их внушений по нашему поведению. Опытный человек легко может их обманывать и путать, чего они очень не любят.
И еще раз напоминаю, что сила Иисусовой молитвы не в наших приемах, но во всемогущем имени Иисуса Христа! Приемы же нужны нам по нашей немощи.