Вопрос №773
Признаки истинных и ложных явлений
Алексей
, Астрахань, Россия
21/07/2003
Уважаемый о.Олег!
Я читал (если хотите, могу выслать вам материалы), как демоны изо-всех сил пытаются соблазнять и сводить с истинного пути пустынножительствующих. Являются они в виде странников и часто в виде Ангелов, в частности в виде Ангела-хранителя. Цель их такова: вывести в мир под различными предлогами, внушить ложные представления о вере, отвлечь от молитвы и т.д. Некоторые соблазнялись, а некоторые, как учит Церковь, признавали себя недостойными посещения Ангелов, и тогда бесы исчезали или превращались в свой обычный вид. Конечно, бывает что приходят и настоящие Ангелы, но нужно быть предельно осторожным. Вы писали, что к вам приходил Иоанн Богослов, Ангелы и другие святые. В частности, в пустыне вы разговаривали со своим Ангелом-хранителем.
Каким образом вы узнали, что они настоящие?
Ответ отца Олега Моленко:
Алексей,
я прекрасно знаю учение святых отцов о прелести, о ложных явлениях бесов под видом Христа, Богородицы, Ангелов и святых людей. Больше тебя знаю случаев из житий святых отцов, патериков и описаний подвижников.
Принятие бесовского за благодатное действительно составляет большую опасность для новоначального подвижника, который еще не научен Богом опытному различению духов и их проявлений. Все эти прельщения основываются на скрытой гордости подвижника и самоудостоении. Происходит же подвижническая гордость от неизбежной оценки своих реальных подвигов и лишений Христа ради, при недостаточности внутреннего покаяния и плача сердечного. Надежнейшей защитой от прелести, по учению святых отцов, является благодатное самовоззрение и происходящий от него духовный плач. Такой плач есть голос истинного смирения, нетерпимого бесами. Вот почему отцы говорили, что плач делает и хранит.
Есть конкретные признаки как истинных, так и ложных явлений, по которым должно проверять себя. А есть особое распознавание в духе от имеющегося опыта и практического научения Господнего. Господь попеременно попускает то обольщение, то истинное явление или ощущение и таким образом приучает к духовному вкусу. Последующие истинные посещения узнаешь по этому утвержденому в душе духовному вкусу и известной духовной родности Посетителя, Которого уже никак не спутаешь ни с кем. Это и есть дар различения духов, один из высших духовных даров. К тому же, истинные видения и явления часто сопровождаются нетерпимыми для бесов молитвами, четкими правильными изображениями креста Господнего и осенениями крестным знамением.
Например, при одном посещении меня, недостойного, великим апостолом Иоанном Богословом, он пришел в архиерейском облачении с четкими изображениями крестов, исповедывал меня, прочитал полностью, правильно и ясно разрешительную молитву, перекрестил меня при разрешении три раза крестным знамением с именным священническим перстосложением IС ХС. При этом душа чувствует необыкновенный мир, покаянное расположение, смиренное самоуничижение, чувство своего недостоинства и благодарности Богу и Его служителю. При явлении бесов душа непременно чувствует смущение, какую-то неудовлетворенность, нестройную плотскую радость, часто возникает вопрос, а истинно ли это явление? от кого оно? и т.п. Часто возникает кровяное разгорячение, калейдоскоп картинок, мечтательность, много различных помыслов, дмение ума, чувство превосходства над другими, кровяная теплота в сердце, ожестение сердечное, нечувствие, отсутствие покаяния и сокрушения, многословность и т.п. проявления, указующие на ложность явления.
А про то явление Ангела-Хранителя я переспросил у блаженного Алексея-Ленички, и он подтвердил истинность этого посещения, сказав мне, не зная, то же, что и Ангел-Хранитель. К тому же, по святым отцам, истинному явлению всегда предшествует или последует ложное от бесов. Так всегда бывало и у меня.