Вопрос №775
Батюшка, у меня возникли вопросы по молитвам
Полина
, С-Петербург, Россия
21/07/2003
Храни Вас Господь, дорогой о.Олег. Не могу выразить словами благодарность Вам за все. Низко кланяюсь Вам до земли.
Батюшка, у меня возникли вопросы по молитвам:
1. Когда у меня есть утром время, я чувствую, что, читая только правило святого батюшки Серафима, я «не всё сказала». И я читаю утренние молитвы по более обширному молитвослову, добавляя и молитвы на все случаи жизни, и свои молитвы. Иногда в канонические молитвы добавляю как бы слова «от себя». То есть каждое утро получается по-разному. То же и с вечерним правилом. Помянник я вообще дерзновенно составила сама и читаю. Как вы думаете, это ничего, или лучше приучать себя к канону?
Проблемой является и церковнославянский язык. Поэтому некоторые молитвы не читаю или пропускаю в них места. А в 50 псаломе Давида я не читаю последние слова(о Сионе и жертвах-тельцах).
2. Не могу похвастаться успехами в Иисусовой молитве. Иногда может пройти больше часа, прежде чем я вспомню о ней. Я пробовала молиться непрестанно, т.е буквально не переставая. Но в этом случае я теряю внимание и произношу ее механически. Это, конечно, дело личной воли, усилия( и , конечно, прежде всего, Промысла Божиего!), но может быть, Вы посоветуете что-нибудь?
3. Когда я молюсь на коленях, я быстро устаю и сажусь «по-турецки». Как Вы думаете, это плохо, ведь так буддисты сидят?
Ответ отца Олега Моленко:
1. Правило преп. Серафима ложится в основу как минимальное. Если ты чувствуешь, что чего-то не досказала, то добавляй такие молитвы, которые наполняют тебя покаянными чувствами и сокрушают твое сердце. Их можно выбирать из многообразия и обилия церковных молитв, а также составлять своими словами. Правило должно быть живым, подвижным и работающим, и подходящим для сегодняшнего твоего устроения и состояния. Цель правила - не вычитать набор определенных молитв, но исповедать Богу свое состояние, пожаловаться на себя и докучающих бесов и страстей, попросить необходимой помощи, принести Богу покаянное чувство, проявить любовь и милосердие к ближним.
О значении церковнославянских слов должно спрашивать у знающих людей, но выкраивать молитву не хорошо. От этого теряется ее цельность и смысл. Можно брать за молитву отдельную строку псалма или другой молитвы.
2. Смотри ответы на вопросы №771 и №772.
3. "По-турецки" и в позу "лотоса" садиться не надо, ибо это несмиренные позы, которые не подходят для молитвы. Лучше сесть на колени, или лечь на коленях так, чтобы лоб уперся в пол, или вообще лечь ниц и крестообразно, как делала преп. Мария Египетская. Совершив правило, ложись или садись удобно полулежа (чтобы тело и его усталость не мешали молитве) для творения Иисусовой молитвы.