Вопрос №822
Как правильно поминать усопших?
Елена Ш.
, Москва, Россия
31/07/2003
Здравствуйте, дорогой отец Олег!
Когда близкие нам люди умирают, мы совершаем соответствующие обряды. Требуется отметить день похорон, 9 дней, 40 дней, кто-то говорит, что и 20 дней со дня смерти тоже нужно отмечать. В моем понимании поминание - это молитва и память об усопшем. Но я не понимаю, почему на могиле надо обязательно выпить спиртного - обязательно не менее 3-х раз, поставить стопку с кусочком хлеба на могилу, покрошить крошек или насыпать пшено (якобы, "пусть птички помянут"), зачем занавешивать зеркало (говорят, чтобы "покойный себя не увидел"), кто советует до 40 дней ничего не раздавать и не выбрасывать из вещей покойного, кто-то говорит наоборот. Садясь за стол, обязательно надо поставить стаканчик с водкой перед фотографией покойного. Зачем это? Может я неправа, но мне как-то претит собираться на поминки за столом, и превращать печальное событие в застолье с вином. Также говорят: "Мы давно не были у бабушки, у папы, и т.д. (на кладбише). Надо сходить и к дедушке". Но ведь их в земле нет! Наши усопшие там, где им определил быть Господь. Какой же смысл в подобных поминаниях?
Спасибо Вам за Ваше внимание и труд. Спаси Вас Господь и Пресвятая Богородица.
Р.Б. Елена
Ответ отца Олега Моленко:
Здравствуй, Елена.
Мир тебе и укрепление о Господе!
Усопший человек согласно учению Церкви особо поминется в день погребения, в 3, 9 и 40-й дни со дня смерти и каждую годовщину его смерти.
Хорошо и полезно для души усопшего поминать ее непрерывно все 40 дней подряд, да и всю оставшуюся жизнь. Но выделять особо 20 день не следует, ибо Церковь такого не устанавливала. И уж совсем не допустим, греховен и душевреден для церковного человека обычай поминать усопшего водкой, ставить ему водку на могилу или у его фотографии дома. Этот греховный обычай пришел из языческих тризн. Язычники по-своему верили в загробную жизнь, вот и спешили снабдить умершего различными материальными благами, закапывая их в могилу с телом умершего. Иногда при этом убивались жены умершего и погребались с ним. Ныне это языческое (по-славянски: поганое) наследие сохранилось в виде подношения водки умершему (иногда и сигарет). Церковь решительно осуждает эту поганую практику. Усопшие поминаются молитвами и милостынями.
Раньше существовал добрый обычай созывать в день похорон на поминальную трапезу нищих, калек, голодных, бедных и нуждающихся людей для того, чтобы покормить их и раздать милостыню за душу усопшего человека. Также и вещи покойного раздавались как милостыня за его душу (что особенно полезно в течение первых 40 дней, но и потом тоже). Сегодня этот благочестивый обычай переродился в языческую тризну, попойку по поводу похорон или поминальный обед для приличия (так, мол, принято; изстари повелось и т.п.). Нищих никто намеренно не зовет, о молитве и поминовении не думают. Созывают родных, друзей и сотрудников по работе, едят и пьют водку.
Выпить в меру вина или водки по случаю утраты близкого человек греха нет, ибо Писание говорит, чтобы налили вина скорбящему сердцем и сикеры (крепкий напиток) угнетенному духом. Но никакого отношения к поминовению это не должно иметь. Тем более греховно устраивать попойку по покойнику. Подобными действиями его посмертная участь только ухудшается.