Вопрос №825
Каково отношение церкви к светским властям, царю, президенту?
Julia
, Toronto, Canada
31/07/2003
Уважаемый о.Олег!
Премного благодарна вам за очень обстоятельные ответы. Хотя у меня остались некоторые минимальные неясности, скорее связанные с моим скудоумием, я сейчас хочу вам задать вопрос совершенно другого плана. Сегодня смотрела трансляцию из Сарова и Дивеево. На торжества прибыл президент. Патриарх, все иерархи и миряне ожидали его прибытия в храме длительное время, не начиная литургию, а когда он входил в церковь - начали звонить в колокола (www.pobeda.ru/serafim/index.html). Скажите, существуют ли церковные правила или каноны, оговаривающие то, как должны учавствовать в торжествах представители властей? Неужто демократический президент при входе в храм достоин звона колоколов и прочих почестей (целований и т.д.)? Ведь он не был помазан на царство. Я знаю, что когда русские цари входили в храм на службу, в колокола звонили, но ведь они были помазаны на царство. Или русские цари входили в церковь с общим колокольным звоном, а не отдельно для царей?
Каким образом церковь регламентирует участие в богослужениях иных властей? Как это происходило в истории древних христианских церквей (в Риме и т.д), если глава страны хотел поучаствовать в молебне, но при этом либо не был христианином, либо не был помазан на царство? Я слишком мала, чтобы осуждать иерархов, но мне почему-то кажется, что появление Путина на богослужении не должно было сопровождаться ни колокольным звоном, ни особыми почестями. Благодарю вас за ответ.
Ответ отца Олега Моленко:
Юлия, ты в принципе правильно разобралась в этом вопросе. Но стоит ли удивляться действию правящей верхушки лжецеркви МП, которая всегда заигрывала перед всеми власть имущими от Сталина до Путина.
Св. ап. Павел учит, чтобы мы отдавали должную честь кому надо:
Рим.13:
7 Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.
Поэтому, как бы нам не нравился президент Путин, мы должны отдавать ему должную честь и не ставить его в обыденной жизни в один ряд со всеми рядовыми гражданами России. Ведь как бы там ни было, от него зависит доля миллионов россиян, за что он несет сугубую ответственость перед Богом (т.е. Бог с него взыщет, хотя он не Богом поставлен). Совсем другое дело воздаяние почести в Церкви. Неверующий по сути Владимир Владимирович, в лучшем случае, мог являться рядовым мирянином и, подходя к храму без опоздания, должен был положить как все - три поклона, затем в храме - еще три поклона, затем взять благословение у старшего из духовенства, стать на свое место и молиться всю службу. Никакого приветствия из колокольных звонов и прочего ему не положено.
Совсем другое дело, когда речь идет о православном царе и помазаннике Божием. Он был отцом и попечителем православного царства и всех его подданных. Особую заботу он проявлял о членах Церкви Христовой, являясь ее верным сыном, защитником и слугой. Церковь почитала императора светским епископом, а в чисто церковном иерархическом смысле приравнивала его к степени диаконства. Поэтому царь мог войти в алтарь царскими вратами и причащаться у престола как диакон.
Соответствующую честь воздавали царю и помазаннику Божьему и колокольным звоном. Приветственный колокольный звон был разным для разных высоких особ. Свой для правящего епископа, свой для игумена монастыря, свой для царя и свой для патриарха или первенствующего члена Синода. По этому звону и узнавали, кто именно прыбывает на службу в данный храм или монастырь.
Если какой-либо правитель не был крещеным или христианином, то он не мог участвовать в Богослужениях верных (особенно на литургии верных), но лишь в тех, на которых дозволено пребывать оглашенным. Молебен и панихида входят в число служб, разрешенных для пребывания оглашенным и правителям-нехристям. На молебне можно молиться за правителя не христианина, о его здравии и благополучии, так как с этим связано благополучие Церкви и христиан:
1Тим.2:
1 Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков,
2 за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте,
3 ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу,...
В число "всех начальствующих" входит и президент Путин.
Молясь о нем как о правителе, мы не просим ему личного помилования или спасения, но лишь возможного Божьего управления посредством его ко благу Церкви. Таким образом, если он противится Богу и Его промыслу, то мы невольно просим его убрать.