Вопрос №861
Толкование на Евангелие от Матфея 24, 15-21
Алексий
, г. Новосибирск, Россия
06/08/2003
Здравствуйте, отец Олег.
Спасибо Вам за ответы. Растолкуйте, пожалуйста, что значат следующие строки из Евангелия:
"...
15 Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, -- читающий да разумеет, --
16 тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
17 и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего;
18 и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои.
19 Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!
20 Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу,
21 ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. "
Ответ отца Олега Моленко:
Здравствуй, Алексий.
Эти слова Господа имеют несколько приложений (значений).
Основное пророческое значение прилагается к концу времен, а частное - к казни иудеев за непринятие Христа, что и произошло в 70 г. по Р.Х., когда войска римского императора Тита разрушили Иерусалим и храм, внеся статую императора (как образ будущего антихриста, который тоже провозгласит себя римским императором) во Святое святых. Это была малая или частная мерзость запустения, тогда как большая или основная будет при антихристе-звере.
Именно эта мерзость запустения, стоящая на святом месте (а статуя именно стоит) является признаком последующих великих скорбных событий (сначала -для отступивших от Бога евреев, затем, в конце времен - для всего отступившего от Бога человечества). Есть и духовное толкование этого места, которое говорит о духовном состоянии людей перед наступлением скорбей и учит, что делать, и что не делать.
Указав в 15 стихе на мерзость запустения, которую надо увидеть (а слово "увидеть" точно адресует это пророчество к тем верным, которые доживут до этого жуткого зрелища), Господь отсылает нас к пророчеству Даниила. Этим Господь не только помогает нам понять, о какой мерзости запустения идет речь и о каком времени, но и соединяет ветхозаветные пророчества и новозаветные, подчеркивая, что все они происходят от одного Бога, и если Бог сказал что-то через ветхозаветного пророка, то нет нужды повторять это в Новом Завете, но достаточно сослаться на прежде бывше пророчество. Поэтому Господь и сказал: "О которой было сказано (Богом) через пророка Даниила" а не просто "Было сказано пророком Даниилом". Посмотрим же, что говорил Бог через пророка Даниила:
Дан.9:
22 и вразумлял меня, говорил со мною и сказал: "Даниил! теперь я исшел, чтобы научить тебя разумению.
23 В начале моления твоего вышло слово, и я пришел возвестить его тебе, ибо ты муж желаний; итак вникни в слово и уразумей видение.
24 Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых.
25 Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена.
26 И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения.
27 И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя".
Мы видим, что речь у пророка Даниила идет о последней седмине, т.е. последних 7 годах, когда будет править антихрист-зверь. В половине седмины, т.е. через 3,5 года его правления как всемирного царя, после бесовского спектактля со смертельным ранением, ложной смертью и ложным воскресением антихриста, когда он уверует, что он "Бог", выйдет ему на помощь лжепророк, который введет печать зверя в обиход, будет заставлять всю землю (т.е. тех, кто живет только земным) кланяться первому зверю - антихристу и предложит внести статуи-роботы во все алтари христианских храмов (которые все будут переделаны в капище антихриста) для поклония антихристу-зверю как "Богу". Кто не будет кланяться, тот будет убиваем этими супер-роботами, имеющими вид антихриста. Важным признаком будет являться прекращение жертвы, т.е. таинства Евхаристии с ее безкровной Жертвой - Христом, под видом Его Тела и Крови. Т.е. сначала прекратят литургии и прочие Богослужения, затем посрывают кресты и прочие святыни христианские вынесут вон, и превратят храмы в капища, куда на места бывших алтарей внесут "статуи" антихриста.
Поэтому сперва будет запустение от благодати и святыни, а потом и мерзость, стоящая на святом месте. Почему же пророк Даниил говорит "на крыле святилища"? Потому, что духовным крылом святилища является алтарь храма с престолом, на котором и освящаются Дары и от которого освящается весь храм и воскрыляется горе. Не исключено, что и буквально на крыше храма при входе будет установлена убивающая статуя, контролирующая вход. Если человек при входе не поклонится ей, то будет убит исходящим от запрограммированной "статуи" лазерным лучем или точечным излучением (или чем-то подобным из числа самых последних научно-технических разработок). Опустошителем Даниил называет антихриста, которого ждет окончательная и предопределенная от Бога гибель от явления Христа, Который духом уст убъет его. Антихриста еще нет, но Богом уже предопределена и возвещена его окончательная погибель!
Вернемся к Евангелию.
С 16 стиха идет указание Господа для верных, что делать при сбытии пророчества Даниила о мерзости, и краткая характеристика мировой скорби. Верные названы "находящимися в Иудее", т.е. теми, кто живет по лицу всей земли и является членом истинной Церкви Христовой. Как историческая Иудея являлась местом обитания правоверных иудеев, так и духовная Иудея - Церковь - есть место обитания для верных христиан. Таковым заповедано бежать в горы, как в настоящие, так и просто места труднодоступные. Но прежде всего надо бежать в те "горы", о которых Псалмопевец сказал: "Возвел очи мои в горы, откуда прийдет помощь моя. Помощь моя от Господа, создавшего небо и землю".
Другими словами, под "горами" в духовном смысле должно разуметь особо усердную молитву к Господу Богу о помощи, сохранении и защите от грядущих бедствий и скорбей.
И кто находится на "кровле" - на крыше дома спасения своего, т.е. на высокой степени духовного состояния, тот да не сходит с нее вниз, т.е. к внешнему благочестию и вещественным святыням "дома" (т.е.храма, монастыря) своего.
Кто на "поле", т.е. только трудится на поле покаяния, выпалывая грехи и страсти, тот да не обращается назад (как жена Лота; почему в другом месте Господь сказал об этом же в словах: "вспоминайте жену Лота") взять прежние греховные одежды свои, т.е. не должно сохранять сочувствие или пристрастие к грехам.
19 стих имеет прямое значение, ибо беременым и кормящим грудных младенцев женщинам горе будет, ибо по причине бегства и скорбных обстоятельств и условий им придется тяжелее других, а то и потерять детей (выкидыш у беременых и смерть грудных младенцев от нехватки питания, воды и скорбей).
В духовном смысле "беременными" называются те души, которые покаянием зачали от Духа Святого блаженный плод в сердце своем, а "кормящими грудью" - те, которые только родили дух спасения, но являются еще беззащитными духовными младенцами. Этим людям по условиям времени не удастся сохранить эти плоды, приобретеные с великим трудом, или их сохранность будет сопряжена с великими скорбями и напастями, так, что они будут переживать горе.
В 20 стихе Господь заповедует верным молиться, чтобы их бегство не случилось "зимой" (зимой и в прямом смысле труднее и скорбнее бежать в горы), т.е. во время полного охлаждения большинства людей к вере и благочестию, или в "субботу", т.е. во время того, когда антихрист отменит воскресный день в календаре и заменит его ветхозаветной субботой в применении к себе.
Ибо тогда будет такая великая (очень тяжкая) скорбь от лишения всей земли (кроме места укрывательства Церкви Иоанна Богослова с ним во главе) благодати Духа Святого (ибо только Святым Духом всякая душа живится, и Он везде есть и все исполняет), какой до нее никогда не было и не будет.