Вопрос №881
Каких русских царей можно назвать истинно православными царями?
Василий Е.
, Москва, Россия
09/08/2003
Здравствуйте, отец Олег.
Православный царь должен охранять Церковь от её видимых врагов, но если посмотреть на историю России, то можно увидеть, что царей, разрушающих Православие было не меньше, если не больше, чем царей, хранящих Православие (на протяжении всего 18 века, например, Россией правили отступники).Чем это вызвано и какие русские цари(с 16 века), кроме Св.Царя Николая Александровича, выполнили перед Богом свой долг и их действительно можно назвать православными царями?
Ответ отца Олега Моленко:
Здравствуй, Василий.
Судить Богом поставленных царей задача неблагодарная. Да и вряд ли она в полноте и правде может быть исполнена до страшного Божьего Суда. Мы не можем правильно судить и в силу нашей поврежденности грехом, и из-за невежества и отсутствия достоверных сведений и т.п. Если мы даже читали много написанного о каком-то царе, то мы знаем лишь от части и о нем, но не его самого. В таком случае наш суд будет пристрастен и ошибочен.
Не об одном русском царе нельзя сказать, чтобы он не был православным. Православное исповедовние было непременным условием наследование Российского престола и соблюдалось всеми. Все цари ходили в храмы, молились, исповедывались, причащались, воздвигали храмы и делали прочие дела церковного благочестия. Даже Петр Великий любил петь в церковном хоре. У него даже есть покаянно-самокритичные высказывания. Например, в конце жизни он говорил, что много славных дел он сделал для России, но Бога в душе, увы, не обрел. Так что не все так однозначно, как кажется, и мы не знаем покаяние наших царей.
Все цари воевали на поле брани за православную веру. По смерти они погребались как православные государи и поминались церковью именно в таком качестве.
Конечно, у каждого из них были ошибки. Некоторые, как, например, Алексей Михайлович, Петр Великий, Екатерина наносили ущерб церкви, предпочитая государственные или клановые интересы пользе церкви. Но цари не боги, а немощные люди. И все же сердце царя, согласно Писанию, в руках Божиих. Все, что ни попускалось Богом через царей, попускалось соответственно качеству и состоянию их подопечного народа. Это была сложная и переплетенная многообразно жизнь, а не мертвая схема ученого историка. Разобраться истинно в ней может только Творец жизни Бог.
В целом Россия при царях укреплялась, побеждала врагов на полях сражений, росла территориально и численно, богатела, поднимала свой культурный и образовательный уровень, помогала православным братьям из других стран и народов и действительно был мировым оплотом Православия.
Говорить о святости царей мы можем только с позиций церкви. На сегодня канонизирован только один русский царь св. мученик Николай Александрович Романов. Имел народное почитание убиенный император Павел и есть свидетельства помощи от его гробницы. Преп. Серафим Саровский, который любил долго говорить о царях и их значении для русских людей, выделял личность императора Николая Павловича, который, без сомнения, был благочестивым царем. Благочестивыми царями были Александр Первый - Победитель, Александр Второй - Освободитель и Александр Третий - Миротворец.