Вопрос №894
Как избавиться от помыслов во время молитвы?
Владимир Юрьев
, Ташкент, Узбекистан
11/08/2003
Спаси Вас Господи,о.Олег!
О.Олег, при работе с сердечной молитвой, постоянно обнаруживаются одни и те же явления, в виде нападок бесов со стороны ума. Постоянно сеются крючки в виде помыслов или размышлений на темы(без ограничений), но как замечаю, чаще на темы свежих событий, которые происходят на работе, дома, в транспорте. Если я увлекаюсь ими, то начинают разжигаться страсти, переходящие в похоть, или гнев или в гордыню(иногда летят огненные стрелы, иногда медленно разгорается огонь страсти),- но это крайности моего невнимания к молитве. В "спокойном состоянии" молитва отражает крючки или семена греха, но какие-то попадают в меня. Брешь пробивается там, где слабо или, где сидит грех. Лукавый иногда в виде забытых событий болью воспоминания режет по сердцу, тем самым старается ослабить внимание к молитве. С этой болью "молитва" справляется. Но мне не понять как избавиться от крючков во мне сидящих, связанных с этой болью. Подскажите пожалуйста, как быть? Может нужны мне какие-то дополнительные молитвы?
Благословите,
Владимир.
Ответ отца Олега Моленко:
Нужно время, терпение и усердие.
Когда крестьянин сеет семя в землю, он не ожидает урожая через час или день, а также без кропотливого труда. Он не хочет, чтобы рос буръян и сорняк, но тот растет, и приходится пропалывать поле. Так неизбежно бывает и на земле нашего сердца, которая повреждена грехопадением.
Велико то, что ты посредством покаянной молитвы обнаружил сам в себе ту великую порчу и повреждение, ради которой и приходил на землю наш Господь и Спаситель, и о которой много писали святые отцы Церкви.
Это есть первые дары и плоды благодати. Видеть это в себе и признавать - уже есть большое преуспеяние, за которое должно благодарить Бога. Ведь другие люди не имеют никакого понятия об этой лютой болезни. Ты же вступил в битву за свое исцеление.
Господь попустит тебе потомиться, смириться и быть буквально вытоптанным этими бесовскыми помыслами и ощущениями. Это нужно для насаждения в душе истинного смирения, осознания серьезности, великой опасности нашего состояния, для устранения в нас всякой самонадеянности и взращивания чувства отвращения и ненависти к мучающему нас греху. Пока мы не возненавидим грех всем своим существом до того, что он будет нам омерзителен, мы не сможем по-настоящему отринуть его. Без этого мы лишь будем отсекать вершки, а корни будут оставаться. От долгой и безуспешной борьбы мы познаём свою лютую немощь и безсилие, от чего переносим и возлагаем все наше упование на Спасителя. Мы начинаем понимать и осознавать в глубине своего духа, что только Он один может нам помочь и спасти. Мы начинаем по-настоящему и от всего своего существа исповедовать Его своим Спасителем, возлагая всю надежду только на Него и Его милость! Из этого состояния мы начинаем иначе и по-новому, с большей силой и упованием молиться, и ряды врагов начинают дрожать. Мы же, наученные опытом своей немощи и нищеты, будем смиренно приписывать всякий успех и всякую победу только Ему, благодаря Его всякий раз! Мы находимся в страшной брани, на духовной войне за свою вечную участь. Вот почему должно терпеть боль, частные поражения и все прочее. Должно верить несомненно в окончательную победу, ибо Тот, кто с нами и за нас, несравненно сильнее тех, кто против нас. Нам бы только не лишиться Его помощи!