Вопрос №900
Об отношении Церкви к старообрядчеству
Julia
, Toronto, Canada
11/08/2003
Здравствуйте батюшка!
Вот я все исследую историю старообрядчества и мне покоя не дают многие вопросы. Вы уже отвечали на один мой вопрос, но мне все еще много неясно. Например, почему патриарх Никон постановил проводить обряд причащения не на семи просфорах, как это было со времен крещения Руси, а на пяти? Также непонятно, каким образом у греков появилось троеперстие? Известно из некоторых публикаций, что оно появилось в смутные для церкви времена и вскоре пришло в Россию. Также непонятно для каких целей крестный ход стали совершать не ЗА солнцем, а против солнца? Опять же, зачем Никон проводил такие страшные репрессии против собственного народа, разве это не грех? Вы говорили до этого, что священник осеняет паству сложением перстов таким образом, что в нем заключено имя Iсус. Я прочитала недавно, что именно это значение двоеперстия и есть у старообрядцев. Ведь надо учитывать тот факт, что Никоновская реформа установила, что царь стал являться главой церкви, что по моему мнению совершенно нелепо. В 1676 году было замучено 400 соловецких инока, их тела были брошены в прорубь. Мы знаем, что Сергий Радонежский крестился двоеперстием и вся Русь до реформы - а это ни много - ни мало почти 700 лет! Что же скажем? 700 лет крестились правильно, как от греков получили, и вдруг при решили поменять направление да еще через жертвы и гонения своих же? Не могу я этого принять, не позволяет совесть. http://www31.brinkster.com/rpscvolga/melnikov03.htm
Ответ отца Олега Моленко:
Юлия, я бы посоветовал тебе исследовать историю старообрядчества не по Мельникову и другим пристрастным авторам, которым соврать - не дорого взять, а по святым отцам, жившим после раскола. Они молились, имели просвещение от Духа Святого и по Его откровению и вдохновению определяли староверов (старообрядцев) расколом.
Почему же ты веришь не святым отцам, а раскольникам и их современным защитникам?
Мы вскоре полагаем выставить на сайте книжицу "Преподобный Серафим Саровский и старообрядцы", в которой от лица преподобного опровергаются ложные мнения, которых нахваталась и ты. Вот и попробуй спорить с великим святым в этом вопросе! Можешь не принимать его, раз у тебя такая совесть, а то и хулить.
Покажи мне хоть одного русского святого, жившего после раскола, который бы оправдывал старообрядческий раскол.
Покажи мне в противовес множеству святых Никоновской (как называют ее старообрядцы) церкви святых от старообрядчества, святость которых была бы засвидетельствована от Бога.
Я никогда не говорил, что в перстосложении священника заключено имя Iсус, но Iисус = IC, Христос = ХС.
Греки никогда не крестились двоеперстием. В Киево-Печерской Лавре лежат мощи преподобного 11 века со сложенными троеперстно пальцами. А преподобный Антоний, основавший этот монастырь, приехал с Афона, где провел много лет. Ошибка с двоеперстием, как и во многом другом, вкралась много позже, и преп. Сергий принимал по незнанию и попущению Божию эту ошибку, ибо не было еще по ней церковного определения. После суда церкви по этому вопросу употребление старого обряда стало не просто ошибочным, но греховным. Подобное мы находим в ранней Церкви Христовой, когда даже праздник Пасхи Христовой в разных местах праздновался в разные дни, пока Церковь не вынесла своего суждения, общего для всех. После этого решения Церкви отступление в праздновании Пасхи Христовой есть грех.
Царь Алексей Михайлович незаконно низложил Никона, сослал его и, по сути, замучил и именно за противостояние церковной власти царской. Вот почему ложно и крайне нелепо говорить, что якобы патриарх Никон установил своей реформой главенство в церкви царя. Реформа патриарха Никона касалась только церкви Российской и позволила осуществиться справедливому исправлению русских богослужебных и церковных книг по греческим оригиналам.
И уж совсем нелепо обвинять русских святых в физических репрессиях против старообрядцев. Именно царь Алексей, использовав старообрядцев в устранении патриарха Никона, затем обрушился на них с репрессиями. Никон всегда был против репрессий. Петр Алексеевич продолжил дело отца. Так что в репрессиях виноваты сами старообрядцы, поддержавшие царя, а не Никона, ибо за что боролись, на то и напоролись!
Я не завидую посмертной участи тех людей, которые по своему невежеству и упрямству противопоставляют себя в отношении к старообрядцам сонму российских святых!