Вопрос №932
Как правильно применять заповедь Господа «Отцом не называйте себе никого на земле»?
Саша
, Актау, Казахстан
20/09/2003
Уважаемый Олег! У меня накопилось много вопросов, на которые Вы, как я надеюсь, зная хорошо Священное Писание, сможете ответить.
Во первых - почему обращаться к Вам нужно - Отец? Иисус Христос учил своих учеников;"...и Отцом не называйте никого на земле, ибо один у Вас Отец - который на небесах... Вы же все будьте как братья".
Надеюсь это место из Священного Писания Вам хорошо известно.
Во вторых - на каком языке в Русской Православной Церкви читают Священное Писание? Заранее благодарен Вам за Ваш исчерпывающий ответ.
Ответ отца Олега Моленко:
Уважаемый житель Казахстана!
А почему я должен обращаться к тебе по имени? Или вообще называть "человеком", а не, например, "псом", "лисицей" или "свиньей". Ведь Господь в Писании именно так называет некоторых людей. А некоторых сынами дьявола.
Смотри Ин.8:
44 Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи".
Скажи мне также, а отца своего по плоти ты тоже никогда не называешь "отцом", и ссылаешься при этом на указанное место Евангелия? Ведь нелепо, нечестиво и безтактно называть своего отца просто по имени. А если называешь его "отцом", то выходит, что ты лицемеришь и нарушаешь заповедь Господню? И вот на мне, наконец, решил вдруг отыграться и заповедь эту "исполнить", почему и убрал неотъемное от моего имени слово "отец" или "батюшка". А ведь Господь в Писании требует от нас отличать священное от несвященного.
В отношении мирянина, который не посвящен, и священника, который посвящен на особое служение Богу, различие в обращении и показывает - кто из них священный, а кто нет. Таким различающим словом и является слово "отец" или "батюшка", поставляемое перед именем священника. Убирая это слово, ты, возможно невольно, как бы "лишаешь" меня священного сана и нарушаешь Божью заповедь о различении священного и несвященного.
В отношении отца по плоти люди говорят просто "отец" или на латинский манер "папа" (отсюда и священника называют "попом"), но не говорят "отец Александр" или "папа Александр". Таким образом, словосочетание "отец Олег" показывает, что я являюсь священнослужителем и, вместе с тем, выражает уважение к священному сану, которое переходит на Вечного Первосвященника Иисуса Христа. Ибо не только Отцовство принадлежит исключительно Богу Отцу, но и Священство принадлежит исключительно Иисусу Христу и тем людям, кого Он Сам хочет наделить им, делегируя Свою власть, силу и полномочия.
Итак, покайся, исправься и впредь не опускай слово "отец" перед моим именем.
Не нужно только писать его с большой буквы, ибо с большой буквы можно писать слово "Отец" только в отношении Отца небесного, о чем и говорил Господь Иисус Христос.
Теперь по сути твоего вопроса. Ответ на него смотри в разделе "Разговор", в подразделе "Вопросы по Священному Писанию и Преданию", ответ на вопрос 420-й Александру Романову. Пройдись по всему Писанию с помощью поисковика на слово "отец" и посмотри сколько раз Господь, Его апостолы и пророки употребляли слово "отец" в отношении к людям. Надеюсь, ты не дойдешь до такого безумия, чтобы апостолов и пророков назвать нарушителями заповеди Господа, а Самого Господа противоречащим Самому Себе.
Сравни все это с указанным тобой запрещением называть "отцом" кого-бы то ни было на земле. Возможно, тогда ты уразумеешь, что нельзя эту духовную заповедь понимать в обыденном человеческом смысле.
Я уже много раз говорил, что нельзя одну фразу или заповедь вырывать из контекста всего Писания, но непременно искать все другие уравновешивающие места.
Если ты с одной стороны поставишь слова Господа " ...и Отцом не называйте себе никого на земле...", а с другой заповедь Господа "Почитай отца твоего...", то это покажет тебе, что в каждом из этих случаев речь идет о разном отцовстве. Так вот, в отношении вечного, божественного и несотворенного Отцовства Отца небесного говорит Господь в первом случае, и запрещает его распространять на всех остальных или на кого бы то ни было, ибо это Отцовство по сути своей неповторимо. Во втором случае Господь Сам называет природное и Им созданное плотское отцовство людей для семейных взаимоотношений. В этом смысле называть своих отцов отцами естественно и необходимо. Потому-то Господь и запретил называть "Отцом" кого-бы то ни было, кроме Отца небесного, что это два совершенно разные отцовства могут быть перепутаны в речи из-за одинаковости слова "отец" и того значения, которое оно обозначает - т.е. свойство рождать. "Отцом" в собственном смысле слова называется разумная личность, способная по своей природе рождать себе подобное. Бог Отец вечно рождает Бога Сына. Человек мужского пола, рождая подобного себе человека, становится и справедливо именуется отцом. Но и человеческое отцовство, хоть и сотворенное, но происходит от Бога. Вот почему в истинном смысле слово "отец" относится только к Отцу небесному, а в прикладном - к различным людям. Есть название "крестный отец", ибо он "рождает" крещаемого от купели крещения. Есть отец православного государства царь-батюшка, которого справедливо называть отцом народа. Священники называются отцами или духовными отцами по той причине, что они духовно рождают чад для Бога.
На богослужениях Греко-Российской православной церкви Священное Писание всегда читалось на священном и богодарованном через святых учителей словенских равноапостольных Кирилла и Мефодия церковно-славянском языке. Лжецерковь МП, ложно именующая себя "Русской православной церковью", вынужденно придерживается церковно-славянского языка и старого календаря, но в заграничных своих приходах разрешает служить и читать Священное Писание на русском языке и по новому григорианскому стилю.