Вопрос №953
Может ли человек сам определить, в прелести он или нет?
Olga
, Sweden
23/09/2003
Здравствуйте глубокоуважаемый отец Олег,
У меня такой вопрос. Mожет ли сам человек понять
находиться он в прелести или нет, и как?
Храни Вас Господь,
Ольга
Ответ отца Олега Моленко:
Здравствуй, Ольга.
Тем-то и страшна прелесть бесовская (или самообольщение), что, находясь в ней, человек сам по себе не видит ее и нисколько не чувствует. Более того, он признает свое состояние удовлетворительным, хорошим, прекрасным, благодатным и т.д.
Опытный человек, наученный истинному покаянию, видит прелесть при ее подходе и, не доверяя ей, отгоняет ее. Если же он поверит ей и примет, то уже не видит своего бедственного состояния, ибо прелесть всегда ослепляет и искажает чувства человека, так как она основана на гордости.
Увидеть, понять и признать себя находящимся в прелести человек может только тогда, когда Господь Бог умилосердится о нем и окажет особую помощь - выведет из прелести. Только при выходе из прелести человек ясно видит и понимает, что находился в ней, какова она и как погибельна для него. Иногда, если человек находится не в глубокой прелести и свято верит святым отцам, он может по указанным ими признакам признать себя находящимся в прелести и умолять Господа Бога вывести из нее.
Одним из самых распространенных и незаметных видов прелести для всех верующих людей является ложная уверенность и ложное чувство, что он (она) спасен(а), близок Богу и угоден Ему. Признавая внешне умом истину, что он погибает, человек, тем не менее, внутренне верит в свою спасенность (милость Божию к нему, избранничество и т.п.) вопреки всему и невзирая на то, чтобы ему ни говорили. Объяснить это погибельное верование невозможно. Увидеть эту страшную прелесть невозможно. Я избавился от нее только во время жительства в горах, когда милостью Божией вступил в истинное святоотеческое покаяние. Благодать покаяния стала показывать мне мое настоящее состояние: погибель, далекость от Бога, невольную враждебность всему спасительному, рабство страстям, а через них бесам, полное ничтожество, лютую немощь. От этого правильного самовоззрения возникает неописуемый страх за свою душу и ее вечную участь. От этого смиряешься приискренним смирением и все упование переносишь только на Господа Бога, милующего и единственно могущего спасти! От такого благодатного видения ума начинаешь ясно зреть и осознавать, что до этого находился в жуткой прелести, веря в то, чего на самом деле не было (т.е. в спасение свое, непонятно на чем основанное). Видишь, в каком жутком ослеплении ты находился, каким был безумно самодовольным, спесивым, надменным. Одновременно с правильным видением себя, начинаешь ясно видеть, что и все другие люди, родители, родственники, друзья, братья по вере, священники, епископы и т.д. все находятся в этой прелести и не знают опытно о великой погибели человеческой природы. Без этого благодатного и опытного познания себя все их дела, молитвы, добродетели, чаяния, служения, исполнения заповедей и все прочее не имеет никакого значения и пользы! И в самом деле, если они уже "спасенные", они не нуждаются в Спасителе и исповедуют Его лишь формально, по долгу службы. Не зная реально своей погибели и не имея нужды в Спасителе, они не могут знать Его, истинно верить, ценить, любить и смиряться пред Ним. Они создают себе мечтательный, выдуманный образ Христа, как своего "друга" и пытаются на равных общаться с Ним. Вместо этого они имеют общение с бесами.
Горе нам, если мы не вступим в истинное святоотеческое покаяние и посредством его до своей смерти не выйдем из этой жуткой прелести! По смерти мы увидим наконец-то жуткую картину погибели и далекости от непознанного нами Бога и Спасителя нашего, которую не удосужились увидеть во время отведеное Богом для покаяния - срок земной жизни каждого.