Вопрос №956
Как определить, есть благодать в храме или нет?
Роман
, Киев, Украина
24/09/2003
Здравствуйте, отец Олег!
Я недавно нашёл ваш сайт, чисто случайно, стал читать и начал понимать, что многое на свете обстоит совсем не так, как раньше мне казалось. Сам я не имею права назвать себя верующим, так как грешу, и хотя и стараюсь жить по "общечеловеческим" правилам, и к людям относиться терпимо, никому не делать зла, к Богу ещё не пришёл. Когда мне трудно, я иногда хожу в церковь, меня туда тянет, и вот мой вопрос: Вы пишете, что церкви МП лишены благодати, что они отступнические, так куда же можно ходить, ведь наверное все церкви в Киеве относятся к МП. Может быть Вы знаете в Киеве настоящие церкви? Я лично ходил несколько раз во Владимирский собор, и после посещения храма почти всегда чувствовал необыкновенный прилив сил, какую-то радость и надежду, что Бог поможет мне в моих трудностях. Так может быть там есть благодать? Тем более, один раз после посещения этого собора, по дороге домой я почувствовал, что мне как бы кто-то говорит: "вот ты пришёл, постоял у иконы, поставил свечу, рассказал о своей просьбе и ушёл. Кроме просьбы у тебя ничего не было, подумай, ты же похож на сына, который приходит в дом к отцу, только для того, чтобы взять денег и уйти. В то же время, когда нахожусь в церкви, не могу сосредоточится на молитве, не чувствую особенной атмосферы. Может это какие-то ложные чувства? Помогите, батюшка, самому разобраться трудно.
Спасибо за сайт, помоги Вам Господь!
Ответ отца Олега Моленко:
Здравствуй, Роман.
Я не просто пишу, что храмы и таинства в МП лишены благодати, но привожу об этом свидетельства святых новомучеников российских. Мы же должны смиряться перед святыми Церкви и принимать их богодухновенное мнение вместо своего мудрования. Если мы не познали Бога, не примирились с Ним, не получили от Него благодать Духа святого, то как мы можем различать есть благодать в храме или нет.
Своим чувствам и своему пониманию святые отцы запрещают доверять. Спасение для новоначального в вере и покаянии строится на самоотвержении и полном недоверии себе. Он должен отвергать свои мнения, разумения и чувства, как ложные, искаженные грехом и омраченные страстями.
Когда новоначальный верующий приходит в храм, он естественно настраивается на возвышенные чувства и светлые мысли. Он ищет обращение к Богу и вспоминает все, что знает о Нем и божественном. Красивые росписи, иконы, архитектура храма, мерцание свечей и лампад, приятный запах ладана и добротное церковное пение и слова молитв, составленные святыми отцами, сильно воздействуют на душу зашедшего человека и много способствуют его психологическому комфорту. Все это выгодно отличает любой православный храм от окружающего угнетающего мира. Но все эти чувства и переживания душевны, а не духовны. При этом бывает психологическая приподнятость, эмоциональная радость и тонкое действие тщеславия и сладострастия, которые неопытным человеком могут приниматься за благодать. К этому настроению вполне могут примешиваться тонкие бесовские воздействия, имитирующие благодать, для того, чтобы удержать человека в ложной безблагодатной структуре. Ничего общего с подлинной благодатью это не имеет.
Бывают старинные и старые храмы и места, имеющие намоленность и благодатность сами по себе и вопреки захватившим их отступникам. И здесь можно ошибиться, приписав благодатное ощущение не месту, а людям-захватчикам. Иногда Господь ради поиска Его посещает человека и в еретических храмах и местах, призывая к покаянию и дальнейшему поиску. Где же еще искать Богу своих погибших овец, как не в доме Израилевом по имени. Но и к этому отступническое духовенство не имеет никакого отношения. Нет у них истины и спасительной благодати.
А куда ходить полутора миллиарду римо-католиков? А ведь многих из них тоже тянет в костелы и они тоже чувствуют "благодать", видят чудеса и уверены в своем спасении.
На сегодняшний день я не знаю ни одного храма в Киеве, который можно посещать и ни одного священника, к которому можно было бы обратиться. Может быть, они и есть, но я их не знаю. Хождение в отступнические храмы опасно, ибо неисцельно заражает ходящих духом лицемерия и ложной духовностью. Вот почему Господь однозначно заповедал желающим спастись: "Оставьте их".
И вообще люди спасаются не хождениями в храмы (хотя, когда есть доступ в истинный храм, посещать его есть дело необходимое, спасительное и богоугодное), а принесением Богу заповеданного покаяния и стяжанием благодати Духа Святого. Хождение в истинные и благодать подающие храмы есть одно из средств для стяжания благодати. Но если Бог промыслом лишает этого средства, то должно смиренно это принимать, сожалеть, молить о допущении и искать другие средства к стяжанию благодати. Прежде всего, это покаяние и молитва Иисусова, чтение Писаний и изучение творений святых отцов.