Вопрос №967
Как отличить пророка от лжепророка?
Алексий
, г. Новосибирск, Россия
25/09/2003
Здравствуйте, отец Олег.
Приложил Ваши слова о надменности к себе, и Вы верно написали обо мне. Очень мало читаю святых отцов, мое знание голое (часто неправильное), и надменен, горд, тщеславен, скудоумен, непостоянен, ленив.
1. Десять лет у меня валяется трудовая книжка с «куполками» (сжечь?), был алтарником (+ сторожем, дворником) шесть месяцев, ранее неофициально поломойщиком . Мог бы написать, что знаю о МП, если бы это было нужно. Жалко людей, которые очаровались.
2. После МП никому не доверяю, в том числе и Вам. Доверяю Писанию, правде от святых отцов, правде от Вас (вся правда от Господа). В смысле недоверия, как бы не попасть, по слепоте, под определение преподобного Симеона Нового Богослова, которое первое на сайте? Хочу рядом со святыми встать в один ряд. Ряд, я так понимаю, длинный, там и маленькие. А в раю Господь, святые, ангелы и других нет?
Ответ отца Олега Моленко:
Здравствуй, Алексий.
1. Все ненужное и связанное с грехом хорошо сжигать, но это долг нашего исправления, а не добродетель.
2. У тебя забавное восприятие. Правда, которая от меня - от Господа, а сам я от кого? Напомню тебе слова Самого Господа Иисуса Христа:
Мф.7:
15 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.
16 По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?
17 Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.
18 Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые".
В этих словах речь идет о различении лжепророков (которым нельзя доверять) и истинных пророков. Господь заповедует различать их по плодам. Никакого другого способа различить их не существует. Здесь не поможет ни твой опыт, ни анализ, ни чувства. Но если ты подходишь к терновому кусту, то разве на нем растет виноград? Или подходишь к репейнику, то разве на нем растут смоквы (плоды инжира)? При этом не надо иметь какое-то образование или большие познания, но любой деревенский ребенок знает это и не пойдет с осины собирать груш.
В 18 стихе Господь подчеркивает в качестве непреложного духовного закона, что не может доброе дерево (т.е. человек, проповедующий о Боге) приносить плоды худые, ни дерево худое (т.е. человек, лжепроповедующий о Боге) приносить плоды добрые!
Подобное находим у Луки:
Лк.6:
43 Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый,
44 ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника.
45 Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.
46 Что вы зовете Меня: Господи! Господи! -- и не делаете того, что Я говорю"
Итак, от избытка моего сердца говорят мои уста в проповедях и других материалах сайта. Вот почему надо либо признать эти материалы худыми плодами, а меня худым деревом, либо наоборот. Никак иначе быть не может!
В отношении смысла изречения преподобного Симеона Нового Богослова, выставленного на главной странице сайта, ты тоже не разобрался. Речь в нем идет именно о цепочке (а не ряде) святых во времени. Бог так предусмотрел и устроил Своим Промыслом, чтобы в каждый период времени на земле был живущий святой, с которым-то по смиренномудрию каждый желающий встать в один ряд с ранее живущими и предшествовавшими святыми должен соединиться. Только через это соединение с последним живущим и доступным святым (не канонизированным) человеком происходит живое духовное (не читательское) соединение с ранее жившими святыми!
Достигать этого соединения должно со всей любовью и сильным желанием. Но если при этом приобретается некое малое недоверие к живущему ныне святому, то соединения со всеми святыми не произойдет никоим образом и никогда.
Святые отвергают любого человека, имеющего даже малое недоверие к их последнему на земле собрату, а в его лице к Духу Святому. Они справедливо почитают такого лишенным смиренномудрия, т.е. глупым и гордым. По этой причине доверяющий себе и своему мнению человек не умудряется занять свое, прежде веков ему определенное Богом место (рядом со святым его времени). По этой причине человек остается без места среди святых Божииих и в вечности. Так что недоверие, как и вера лжепророку, великое и пагубное зло! А в Раю других, т.е. не святых, нет и быть не может. Там все свято и все святые, хоть и разные по мере.
И последнее. Нельзя слепо вверяться и нельзя питать недоверие на всякий случай, или для страховки. То или другое отношение должно быть твердо обосновано для самого себя. Вот почему тебе (как и каждому, кто встречает проповедника) прилежит труд, в том числе молитвенный, по различению (от Бога это или нет) для последующего принятия, или отвержения. За свой выбор мы сами несем ответственность и последствия, за что дадим ответ Богу на Страшном суде. Я же научен Богом духовному закону, по которому овцы Христовы голос истинного пастыря (пастыря от Бога) всегда узнают. А все не Христовые пусть проходят мимо.