|
|
Радуйтесь, ибо Господь грядет судить
|
|
|
Попытка переложения прозаического перевода стихотворения святителя Григория Богослова «О началах»:
Знаю, что на непрочной ладье пускаюсь в дальнее плавание, или на малых крыльях уношусь к звездному небу, я, в котором родилась мысль открыть Божество, или определения великого Бога, и ключ для всего; тогда как и небесным умам не достает сил возблагоговеть пред Богом сколько должно. Впрочем, поелику Божеству часто бывает приятен дар не столько полной, сколько угодной Ему, хотя и скудной, руки, то смело изреку слово.
Но кто злочестив, беги прочь! Мое слово простирается или к очищенным, или к трудящимся над очищением себя. Оскверненные же? Как звери, прикасавшиеся к горе, когда с вершины ее воссиял Христос и писал на скрижалях Моисею закон, немедленно были побиваемы отторгавшимися камнями (См.: Исх.19,13), так будет и с ними. Так слово от нашего лика гонит злых, которые имеют богоборное сердце.
А я положу на страницы предисловием как бы то же, что древле богомудрые мужи – Моисей и Исаия (говорю это знающим), когда один давал новописанный закон, а другой напоминал о законе нарушенном, чтобы привести в трепет жестокосердный народ, – представили во свидетельство слова. «Вонми небо и да слышит земля глаголы мои!» (См.: Втор.32,1; Ис.1,2). Дух Божий! Ты возбуди во мне ум и язык, соделай их громозвучною трубою истины, чтобы усладились все, прилепившиеся сердцем ко всецелому Божеству!
Един есть Бог безначальный, безвиновный, неограниченный ничем, или прежде бывшим, или после имеющим быть, и в прошедшем и в будущем объемлющий вечность, беспредельный, благого великого Единородного Сына великий Отец, Который в рождении Сына не потерпел ничего, свойственного телу, потому что Он – Ум.
Един есть Бог иной, но не иной по Божеству, – сие Слово оного Бога, живая печать Отчая, единый Сын Безначального и Единственный Единственного, во всем равный Отцу (кроме того, что один всецело пребывает Родителем, а другой – Сыном), Мироположник и Правитель, сила и мысль Отца.
Един Дух – Бог от благого Бога. Да погибнет всякий, кого не отпечатлел так Дух, чтобы являл Его Божество, у кого или в глубине сердца есть зло, или язык нечист, – эти люди полусветлые, завистливые, эти самоученые мудрецы – этот источник загражденный (См.: Притч.25,27), светильник, сокрытый в темной пазухе (См.: Лк.11,33)!
Иерей Олег (Моленко) О НАЧАЛАХ
На легкой и утлой ладье собрался я плыть далеко.
На малых крыльях унестись по звездному небу дороге.
Мысль родилась во мне – открыть Божество,
Ключем имея для всего определения великого Бога!
Но как осилить эти тяжкие и неподъемные труды,
Когда умам небесным не хватает сил Творца благодарить?
Но впрочем Божеству бывает приятным дар не полноты,
А тот, хоть скудный, что дается, чтобы Богу угодить.
Я смело слово изрекаю о столь возвышенном предмете,
Чтоб простецам и мудрецам, кто пред Христом смиренный,
Преподнести доступно так, чтобы могли читать и дети,
И стар, и млад, нищ и богат, и кто венцом почтенный.
Но, злочестивые, бежите прочь! Не вам даны слова от Духа!
Кто трудится над очищением себя или очищен во Христе,
Тому слова сии даны, а не живущим лишь для брюха!
А принимающий пусть помнит о Христа Кресте!
А оскверненные, как звери, прикасающиеся той горе,
С которой воссиял Христос, творя скрижали Моисею,
Камнями были побиваемы тотчас, как скудные в добре,
Гонимы словом Духа за сердце богоборное, нрав фарисея!
Я на страницы предисловием положу, с чем был знаком,
Что Моисей с Исаией сотворили в отношении закона.
Один Израиля народу дал от Бога новописанный закон,
Другой же обличал в народе сем все нарушения закона!
Внимай моим глаголам, небо, и пусть услышит их земля!
Дух Божий возбуди мой дух, язык управь, его соделай
Трубою громозвучною, чтоб истиною усладил всех я,
Кто прилепился сердцем крепко Божеству всецело!
Един есть Бог! Он безначальный, безвиновный,
Неограниченный ничем, ни прежде бывшим,
Ни тем, что будет, ни тем, чьему началу Он виновный,
Объемлющий вечность в прошедшем с небывшим.
О, безпредельный! Отец небесный и великий!
Великого, Единородного рождаемого Сына Им,
Но ничего нет общего с рождением телесным и безликим,
Он Ум есть всеобъемлющий, который не изобразим!
Един есть Бог иной, но не по Божеству – Бог слово!
Печать живая Отчая и Безначального Единый Сын,
Единственный Единственного Сын готовый,
Во всем Он равен Вышнему Отцу, Он равен с Ним!
Кроме того, что Он Родителем Его всецело пребывает,
А Тот есть Сын Его, Отцу сыновство есть отличие Его!
Мироположник Он, Правитель иже всем повелевает,
Он сила Божия и Мысль всегдашняя Отца Он Своего!
И Дух Один, Святой Дух, Бог от Бога, Сущий,
Стремительный, все исполняющий, Отцу и Сыну равный,
Всю тварь содержит Он, Утешитель, жизнь подающий!
Он в нашей жизни покаянной самый главный!
Пусть сгинет всякий, кого Дух не опечатлел таким,
Чтобы являл он Божество Его смиренно и речисто,
Иль в сердца глубине имел он зло, не будучи простым,
Или язык неукротимый свой имеет он нечистым!
Самоученые уроды мудрецы, те, кто мудры перед собою,
О, эти зависти исполненные люди полусвета, полутьмы,
Источники – по книге Притчей – заграждений, сбоя,
Светильники, что в темной пазухе сокрытые для тьмы!
|
|
|