Отец Олег Моленко
КРАТКОЕ СЛОВО О БЛАЖЕННОМ И СПАСИТЕЛЬНОМ ПЛАЧЕ
| |
Плач настолько важен, что отцы учат нас так: «Если не имеешь плача, то плачь пред благостью Божией, чтобы Он даровал тебе плач». Просит ли кто из вас Бога о плаче? Просит ли искренно, от всего сердца, усердно, постоянно и ревностно? А если просит, то почему не получает? Но кроме прошений о плаче, должно иметь понуждение к плачу на всех наших молитвах, чтениях и духовных упражнениях! Об этом и говорили отцы в словах: «Если не имеешь (благодатного) плача, то плачь (понудительно) пред Богом, да дарует тебе плач». Понуждение к плачу – это особое, крайне важное для получения благодатного плача духовное делание. Это не притворство, не лицемерная игра напоказ, а реальное старание сделать то, что пока не получается и иметь то, чего пока не имеешь. Понуждение помогает нам получить плач, ибо свидетельствует перед Богом о нашем искреннем желании его иметь. Понуждение приучает нас к состоянию (форме) принимающего дар плача. Только в такую форму Бог вливает благодатный плач! Понуждение показывает нам нашу сухость, черствость, ожестение и окаменение нашего сердца, чем сбивает спесь, самонадеянность и приводит к предварительному смирению. Без такого смирения нельзя получить благодатное смирение, происходящее от сокрушения и плача. Сокрушение – это источник плача и его начальная стадия. Вот почему сокрушение часто называют плачем. Сердце присно сокрушенное – это великий покаянный дар Бога человеку. Прошение об этом даре и достижение его – это суть всего Великого покаянного канона Андрея Критского. Это сердце, постоянно болезнующее и плачущее о своих грехах. Сокрушение причиняет сердцу исцеляющую боль, а плач смазывает его бальзамом надежды на помилование и елеем утешения от внимания Бога к плачущему пред Ним человеку. Если Бог обратил на тебя и твой плач внимание – значит, все будет хорошо, даже если сейчас все плохо и ужасно! Когда ты плачешь – истинно то, что ты предстоишь Богу! Когда ты плачешь, Бог не может пройти мимо тебя, не обратить на тебя внимание, не утешить полезной для тебя мерой. Когда ты плачешь из сокрушенного сердца – ты предстоишь пред Богом в должном смирении, в этом чистом и боголюбезном одеянии твоей души! Когда ты плачешь – Бог внемлет тебе и ласково взирает на тебя! Когда ты плачешь – Бог являет тебе Себя и Свою милость к тебе тем или иным способом, и ты, видя это, сокрушаешься еще больше, ибо милость Божья к недостойному сокрушает сильнее, чем память о своих грехах. Когда ты во время плача ощущаешь Бога, ты живешь истинно и ощущаешь эту истинную жизнь, к которой призвал тебя Бог призывом к покаянию! Неощущение этой жизни и есть духовная смерть. До плача человек не знает этой жизни опытно, как бы не был он умен, силен, мудр и могуч! В плаче человек живет настоящим в настоящем времени. Бог пребывает вне времени и вне всех прочих ограничений, свойственных Его творениям. Вот почему соприкасаясь с Ним в плаче, мы соприкасаемся с Его вечностью и дышим ею! После такого переживания нас снова и снова будет тянуть к плачу, как к найденному нами Божьей милостью источнику нашей жизни! Мы возлюбим плач в Боге, а Бога – в плаче! Плач не только делает, не только соединяет нас с Богом, не только исправляет, не только преподносит Ему наше покаяние в виде сокрушенного и смиренного сердца, не только благодатно очищает и изменяет нас в нового по Христу человека, но и хранит все наши плоды от потери их, порчи и похищения злыми духами. Плач хранит нас от прелести и всякого обольщения. Если мы смущены, находимся в недоумении или любом другом подобном состоянии, то прибегнем к плачу – и увидим все ясно и истинно, как оно есть и как должно быть. Плач – это путь к истине, плач – это блаженство, плач – это вкушение и приобщение к жизни, плач – это усвоение себя Богу милующему!
Ищите плач! Цените его! Просите о нем Бога, пока не получите! Пребывайте в нем, как в несокрушимой крепости и ковчеге спасения! Храните его, как зеницу ока, как жизнь свою и сокровище безценное!