Отец Олег Моленко
ПРОСТОЕ И НЕБОЛЬШОЕ СЛОВО О ПРОСТОТЕ И СМИРЕНИИ
Простота без смирения хуже воровства.
Смирение без простоты – это лишь пустая поза, "pretend to be".
Смирение ставит нас на наше место, с которого только мы и можем увидеть Бога и достучаться к Нему. Есть смирение глупого, когда он не знает, пред кем он и для чего смиряется. Вот почему истинное смирение немыслимо без смиренномудрия. Смирение (т.е. уступка) перед демонами или грехами есть смерть!
Смирение учит нас достигать мир и хранить его. Всякое смущение, принятое нами, лишает нас мира, а с ним и смирения. Смирение без внутреннего мира невозможно. Смирение есть форма этого мира и, вместе с тем, – свидетельство о нем. Смиренный пред Богом всегда ставит смирение перед Ним выше и важнее смирения перед человеком или людьми. Если смирение перед человеком не уводит от смирения перед Богом, то оно полезно и богоугодно. Боголюбезное и подлинное смирение происходит из сердца сокрушенного и смиренного. Только такое смирение Бог не уничижит отвержением его. Смирение – это и делание, и выражение, и состояние, и отражение состояния. Смирение уравнивает неравное и достигает недостижимое. Смиренный легко выправляется и руководится Богом и Божьим служителем (отцом духовным). Невысокомудрствие (смиренномудрие), необидчивость (кротость), непрекословие, охотное принятие замечаний, унижений и оскорблений – важные проявления истинного смирения. Смирение не осуждает грехи и немощи ближнего не потому, что не видит их, а потому, что ставит зрение своих грехов во главу угла, а себя правильно ставит в отношении грехов ближнего (т.е. милость, прощение, оправдание). Смирение не хамит, не грубит, не наглеет, не сквернословит, не празднословит и никого не оскорбляет ни словом, ни делом. Смирение чтит то, что должно чтить, не выходит их пределов своего чина и звания, всегда довольствуется необходимым малым и тем, что имеет.
Смирение не публикует себя пред другими и потому смиренный часто выглядит в глазах недуховных людей простецом или гордецом. Смирение истинно познает Бога, смирившегося до воплощения в виде человека, до несения наших грехов, немощей и болезней и смерти тела на Кресте. Смиренный тянется к смиренному и любит его. Смиренный человек тянется к смиренному Богу и смиренно любит Его, не постигая Его божественного смирения, но восхищаясь и изумляясь ему!
Чем человек проще, тем он смиреннее, и чем он смиреннее, тем он проще! Простота и смирение – плоды покаянного общения с Богом. Простота и смирение – плоды спасения и свидетельство о спасении! Сложность (или иначе – лукавство) проявляется:
– в многоглаголании безплодном;
– в витиеватом украшательстве речи, с целью быть замеченным и отмеченным;
– в пустословии и празднословии;
– в противоречии (прекословии), перебивании речи другого и настаивании на своем;
– в уклонении от «да» и «нет» в слове своем;
– в словооправдании и самооправдании;
– в осуждении и унижении других;
– в обидчивости на оскорбления (мнимые и действительные);
– в желании ответить резко и отомстить обидчикам;
– в отстаивании своей «правды», часто под видом отстаивания правды Божией;
– в смиреннословии;
– в публикации своего смирения перед другими;
– в соделывании смиренного вида;
– в сокрытии правды;
– в привирании, преувеличении или преуменьшении;
– в попытках прекращения обличения от другого человека путем неосознанного и лицемерного признания своей вины и смиреннословного ответа.
Простота – это полное отсутствие лукавства и неспособность лукавить.
Простота – это уподобление препростому Богу.
Простота – это уход от природной сложности человека в простую природу его божественного духа.