преп. Антоний Великий
Письма (1-е, 2-е и 3-е)
Мир вам и милость о Господе!
Я думаю, братья мои, что души, мужские ли они или женские, стремящиеся к любви Божественной, бывают трех родов.
Первые из них, те души, которых призвал внутренний закон любви, заложенный в их естестве при сотворении.
Когда слово Господне коснется их душ, они следуют ему, ни в чем не сомневаясь, подобно Аврааму патриарху, ибо когда Господь увидел, что не из поучений человеческих познал он Божественную любовь, но из заложенного внутри его божественного закона, то только тогда Он явился ему и сказал "Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе" (Быт. 12,1).
И внимая зову Божию, без колебаний и сомнений, Авраам пошел. И всем, кто хочет следовать по его стопам, он является прекрасным примером. В поте лица своего, в терпении и в безмолвии обретают они страх Божий, и ведя праведный образ жизни, души их всегда готовы следовать зову божественной любви.
Вот таков зов Божий, который слышат эти души.
Второго вида души обращаются к Господу, когда услышат слова написанного Закона, свидетельствующего о муках и страданиях, приготовленных для грешников, и о наградах, обещанных праведным, ходящим в страхе Божием. И внимая свидетельству написанного Закона, они стремятся следовать зову Господню, согласно словам Давида: "Закон Господен непорочен, обращаяй души: свидетельство Господне верно, умудряющее младенцы" (Псал. 18,8). А в другом месте говорит: "Явление словес твоих просвещает и вразумляет младенцы" (Псал. 118,130).
Третий вид души и призвания, это те души, которые были в начале жестоки сердцем и упорны в грехах своих, а затем милостивый Господь послал им как наказание, скорби и огорчения, и они, уразумев свои грехи, покаялись всем сердцем, и так достигли праведной жизни, как и те прежние, о которых мы уже говорили.
Вот эти три пути, которыми душа достигает глубины покаяния и нисхождения благодати Сына Божия.
Что же касается тех, которые всем сердцем вступили в борьбу с вожделениями плоти, мужественно претерпевая все, им, я верю, Дух Святой поможет и облегчит их борьбу, усладит труд их покаяния, и научит их как вернуться к Богу, создавшему их.
Сперва тело должно очиститься длительным постом, бдением и молитвой, отвергнув все вожделения плоти, и тогда дух истинного покаяния станет его путеводителем, испытывая его все время, чтобы враг не соблазнил его опять.
А тогда Дух-Путеводитель начнет открывать и очи души, чтобы и она покаянием очистилась. И ум начнет различать движения тела и души, их различия и, Духом обучаемый, научится как покаянием очищать их. Наставляемый Духом ум становится нашим проводником в борьбе со страстями тела и души, очищая их непрестанным трудом.
И он удаляет от нас злые плоды плоти, которые оскверняют все члены ее с начала грехопадения, и приводит их в их первобытное состояние, уже освобожденное от всех козней сатаны.
И плоть подчиняется теперь уму, наставляемая Духом, как говорит апостол Павел: "Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду" (1 Кор. 9,17).
И я думаю, что в теле находятся три вида движения.
Итак, надо знать, что возбуждение телесного вожделения бывает троякое: одно естественное, вложенное природой, и оно подчиняется душе. Два других привходящие; из этих двух одно происходит от излишества в пище и питии, другое производится демонами.
По этому поводу апостол сказал: "Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство, но исполняйтесь Духом" (Ефес. 5,18).
И Господь предостерег Своих учеников: "Смотрите же за собой, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно" (Лук. 21,34).
И особенно тем, кто стремится к чистоте, надо помнить слова: "Усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным" (1 Кор. 9,27).
Третье движение производится демонами, которые по зависти стараются соблазнить нас и возбудить в теле вожделение нашествием помыслов и мечтаний.
Итак, мои возлюбленные, если мы пребудем в терпении и в постоянной борьбе, наша душа и тело очистятся от всякой скверны. Но если ум не будет внимать поучениям Духа Святого, то дух нечистый возбудит снова в теле страсти, и душа, сделавшись больной и страждущей, возопиет о помощи, каясь и стараясь исполнить все заповеди Духа, и излечивается. И находит покой свой в Господе, и Он становится ее утешением.
Все это я вам говорю, дорогие мои, для того, чтобы вы познали, что требуется от человека, желающего очистить тело и душу. И если ум окажется в этой борьбе победителем, то тогда он молится в Духе и начинает изгонять из тела душевные страсти. И Дух поучает разум как исцелить душевные раны и освободиться и от тех, которые находятся в теле, и от тех, которые пришли извне, по собственной воле. И глазам Он также дает указание, как надо видеть все чисто и праведно, без лукавства.
И ушам Он дает также правило, внимать всему в мире душевном, не имея желания слышать о падении и унижении людей, но радоваться, услышав о добрых и милосердных поступках, сказанных всему творению.
Поучает Дух Святой и язык, ибо орган сей особенно болен; болен он тяжелой, трудно излечимой болезнью. Ведь болезнь эта, поразившая душу, выражается в словах при помощи языка, которым пользуется душа, как своим орудием, и вот потому глубокую рану и тяжкую болезнь приносит душе язык. Апостол Иаков, свидетельствуя об этом, говорит: "Если кто из вас думает, что он благочестив, а не обуздывает своего языка, он обольщает свое сердце, у того пустое благочестие". "Так и язык небольшой член, а много делает" (Иак. 3,5).
Но если ум укреплен Духом, то он очищается, и освящается, и научается различать слова, которые произносит, чтобы они не были самовольны и чтобы исполнялись в них слова Соломона: "Все слова уст моих справедливы, нет в них коварства и лукавства" (Притч. 8,8), и в другом месте он говорит: "Язык мудрых врачует" (Притч. 12,18).
После этого Дух врачует движения рук, которые раньше двигались в безпорядке, следуя воле ума. Но теперь ум, очищенный Духом, ведет их по пути благотворения и молитвы, и в них исполняются слова псалма: "Воздеяние рук моих как жертва вечерняя" (Псал. 140,2), и "рука прилежных обогащает".
Также Дух очищает движения желудка, в его стремлении к пище и питью, ибо как долго желания и страсти души действенны в нем, он никогда не может удовлетвориться пищей и питием, и таким образом демоны имеют возможность нападать на душу. Об этом Дух словами Давида говорит: "гордого очами и надменного сердцем не потерплю" (Псал. 100,5).
Подвизающимся о чистоте, и хранящим себя от всех нечистот, которые несвойственны естеству, помогает Дух Святой, указывая им правила воздержания в пище и питье, остерегаясь похоти: и в них исполняются слова апостола Павла: "Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию" (1 Кор. 10,31).
Что же касается половых чувств, которые возбуждаются в нижней части тела, то также и по отношению к ним, ум обучается Духом Святым различать между различными телесными вожделениями, о которых мы уже упоминали. Об этом говорит ап. Павел: "Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение" (Кол. 3,5).
И ногам Он тоже дает очищение. Раньше они не ступали согласно Божией воле, но теперь, когда ум, руководимый Духом Святым, направляет их, и они творя добрые дела, изменяют и обновляют все тело, движимые Святым Духом.
И я предполагаю, что когда все тело очистится и получит полноту Духа, оно приобретет какую-то часть и духовного тела, которое в полноте получат праведники в воскресении мертвых.
Вот что я хотел вам сказать о болезнях души и ее действиях в телесных членах. И таким образом душа становится проводником злых демонов, которые теперь имеют возможность проникнуть в тело.
Но я также говорил вам, что душа имеет и свои собственные страсти, независимые от тела, и это мы сейчас покажем. Так, гордость это уже душевная болезнь, также леность, хвастовство, зависть, ненависть, нетерпение и излишний отдых. Но если душа полностью отдастся Богу, то Он смилуется над ней и пошлет ей Духа покаяния, который укажет ей все ее грехи, и она уже больше не вернется к ним.
И если душа непрестанно будет бодрствовать над собой, и будет во всем послушна Духу, и вытерпит все искушения, то тогда Творец смилостивится, видя труд, усилие, покаяние глубокое, молитвы, пост, поучение в слове Божием, отвержение мира, смирение, слезы, постоянство в раскаянии, то тогда Он сжалится и избавит душу эту от всякого зла.
Мои возлюбленные и чтимые о Господе братья! Я, Антоний, приветствую вас!
Истинно, возлюбленные мои, не один только раз посещал Бог создания Свои, но с самого дня сотворения мира каждой душе, желающей приблизиться ко Творцу всего сущего, согласно заложенному в ней завету, подавал благодать Святого Духа.
Но разумно мыслящие твари, те, у которых сознание завета ослабело и разумное восприятие действительности заглохло настолько, что они уже не в силах были сознавать себя теми, кем они были первоначально созданы, становились неразумными и начинали поклоняться вместо Творца Его твари.
Однако Творец всего бытия, безсмертный и вечный, щедрый и милостивый, не забывал Своего завета с нами и продолжал посещать нас.
А когда некоторые из людей, благодаря заложенному в них божественному закону, возрастали духовно, поучаясь Духом Святым, становились достойны Господа Своего, усыновлялись Им, и давалось тогда им истинное знание, как славить Творца Своего. О них и сказал апостол Павел: "И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного" (Евр. 11,39).
Итак, Творец всего сущего, не сожалел и не раскаивался в Своей любви к нам, а продолжал посещать нас, страдающих в болезнях и душевных смятениях. Он призвал Моисея законодавца, который дал нам закон, написанный на скрижалях, и основал для нас Дом Истины, который и являлся прообразом Церкви кафолической, приближающей нас к Богу.
Ибо Господь желал, чтобы мы вернулись к нашему первоначальному истинному состоянию. Но Моисей, построив "Дом" свой, умер, не закончив дела своего.
Тогда Господь призвал сонм пророков, которые тоже пытались продолжать дело Моисея, но тоже ушли, не закончив "Дома".
И все они, облеченные Духом Святым, видели и сознавали, что раны человеческие неизлечимы, и что никто из смертных не в состоянии излечить их, а только Единородный Сын, Образ Разума Бога-Отца, Который по образу Своему создал всякое разумное существо, может принести спасение и излечить неизлечимые раны.
Ибо они знали, что Спаситель Великий Врач, а потому и молились за нас, взывая: "Разве нет бальзама в Галааде? Разве нет там врача? Отчего же нет исцеления дщери народа моего?" (Иер. 8,22). "Врачевали мы Вавилон, но он не исцелился, оставьте его и пойдем каждый в свою землю" (Иер. 51,9).
Но Бог в Своей неиссякаемой любви сошел к нам и устами Своих святых говорил: "Сын Человеческий, изготовь Себе нужное для переселения" (Иез. 12,3).
Но "Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам, и по виду став как человек, смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних" (Филип. 2,6-11).
Поэтому, возлюбленные мои, пусть слова эти воплотятся в вас, а именно что любовь Божия не пощадила даже Сына Своего, но предала Его для спасения всех нас, "Который отдал Себя Самого за грехи наши" (Гал. 1,4), "Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем и ранами Его мы исцелились" (Исаия 53,5). И силой слова Своего Он собрал нас со всех концов мира, и воскресил наш разум, и простил грехи наши, и научил нас познать то, что мы члены один другого.
И я умоляю вас, братья, уразумейте эту божественную милость, что Он подобен нам был во всем, кроме греха.
И пусть каждый разумный человек, для которого и пришел Спаситель, пересмотрит всю свою жизнь, познает свой разум, и научится различать добро от зла, для того, чтобы быть освобожденным от греха и искупленным Его пришествием. А те, кто освобождаются Им от греха, называются рабами Божиими. Но это еще не совершенство, а праведность, которая и ведет к усыновлению. Иисус Христос, наш Спаситель, знал, что они недалеко от получения Духа Усыновления, и что они познали Его, будучи поучаемы Духом Святым, и потому сказал им: "Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его, но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего" (Иоан. 15,15).
И познав себя и свою разумную сущность, они могут теперь с дерзновением воскликнуть: "Если и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем" (2 Кор. 5,16). Получив же Духа Усыновления, они говорят: "Мы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа Усыновления, которым взываем: Авва Отче! Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божии" (Рим. 8,15-16).
Пусть эти слова воплотятся и в вас, мои возлюбленные братья, и пусть тот, кто не исправился, кто не потрудился, пусть знает, что пришествие Спасителя будет ему в осуждение. Ибо для некоторых будет "запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь" (2 Кор. 2,16).
Ибо о Нем сказано: "Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий" (Лук. 2,34). И потому я умоляю вас, мои возлюбленные, именем Христа, спасайтесь, "и раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши и обратитесь ко Господу", ибо для чего тогда носим это монашеское одеяние, как не для того, чтобы приготовляться к Последнему Суду. Внимайте, ибо и сейчас время уже близится, в котором будут судиться дела каждого из нас. А что касается тех подробностей, о которых я говорил, то есть еще много, о чем бы я хотел написать вам. Но написано: "Даждь премудрому вину *) и премудрейший будет" (Притч. 9,9).
Я приветствую вас всех, от самого последнего среди вас до самого высшего. И пусть Бог мира сохранит вас всех. Аминь.
*) В греческом "повод, исходную точку". Мысль здесь та, что мудрому человеку не нужно все подробно объяснять, достаточно дать только идею, а он ее разовьет сам.
Тот человек, который понял свою внутреннюю разумную сущность, тот истинно приготовил себя к свободе, благодаря пришествию Христа. Ибо тот, кто познал себя, тот и понял пути и средства, которыми Творец исцеляет Свои создания.
Дорогие о Господе друзья мои, я прошу вас во имя Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Бог даровал вам дух рассуждения и вы бы поняли, что любовь моя к вам не плотская, а духовная. Что же касается ваших земных имен (плотских), то нет и надобности писать, что они преходящие. Но если человек познал свое истинное имя, то он познал тогда саму истину (ее имя). Так, пока Иаков всю ночь боролся с ангелом, его имя было Иаков, но когда пришло утро, он был назван Израилем, что означает "Ум узревший Бога" (Быт. 32,24-30).
Я думаю, что вам известно, что враги добродетели ведут и вели извечную борьбу против Истины. И по этой причине Бог не раз посещал Свои создания, но уже с самого начала были приготовлены те, в сердцах которых были написаны законы Его завета, и им они были научены как праведно славить своего Создателя.
Однако, с распространением немощей, ростом господства плоти над духом, как и ростом злых привычек и житейских забот, закон, вложенный в сердце, ослабел, так же как и ощущения души, и люди совершенно потеряли чувство сознания, какими им следовало быть согласно замыслу их Творца, а именно, что их безсмертная сущность не может быть уничтожена со смертью и исчезновением тела, но и также понять, что освободиться от греха своими собственными усилиями и праведностью нельзя.
По этой причине Бог дал людям Свои законы, чтобы научить их как надо им славить Бога-Отца.
Вы должны знать и видеть, мои возлюбленные, что повсюду, где нет мира и гармонии, люди воюют между собой.
И когда Создатель увидел, что раны их настолько увеличились, что требуют уже вмешательства особого врача, то Господь наш Иисус Христос послал им Своих предтечей. Мы не сомневаясь можем сказать, что Моисей, давший писанный закон, был одним из предтечей, и что тот же Самый Дух, Который посетил Моисея, присутствовал и во многих святых, и все они молились Единосущному Сыну Божию.
И Иоанн Креститель был также одним из Его предтечей, и "Царство Небесное силой берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Матф. 11,12).
И все они, исполненные Духа Святого, поняли, что никто между созданиями не в силах излечить эти тяжкие раны, никто, кроме Того, Кто обладает полнотой благодати Божией, то есть никто, кроме Единосущного Сына, Которого Он и послал, чтобы спасти мир.
Ибо Он единственный и великий Врач, только и может исцелить эти страшные неизлечимые раны. И взмолились они тогда ко Господу, к Его милосердию, чтобы Он не пощадил для спасения созданий Своих Своего Единосущного, но предал "Его за всех нас, за наши немощи" (Рим. 8,32). И Он смирил Себя, и "Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; и ранами Его мы исцелились" (Филип. 2,8; Исаия 53,5).
И словом Своим, исполненным власти, Он созвал нас со всех концов земли и вознес сердца наши от земли к небесам, научив их познанию того, что мы все члены один другого (т.е. одной Церкви переводчик).
Я прошу вас, мои возлюбленные о Господе, уразумейте, что Священное Писание и есть заповедь Божия. Ибо это великое откровение полностью уразуметь какой образ принял ради нас Господь Иисус Христос: "Который подобно нам, искушен был во всем, кроме греха" (Евр. 4,15). А потому и праведно, чтобы и мы благодатью Его пришествия освободились бы от греха, ибо Своим смирением Он образумил нас, Своей нищетой обогатил нас, Своей слабостью Он укрепил нас, и лишил "власти и силы имеющего державу смерти, то есть диавола" (Евр. 2,14), и удостоил нас воскресения. И мы должны, поняв все это, не переставать обращаться ко Христу и просить о наших телесных нуждах. Ибо пришествие Христа помогает нам утвердиться в добре и пребывать в нем до тех пор, пока мы не искореним все наши пороки. А тогда Господь скажет нам: "Я уже не называю вас рабами, но друзьями" (Иоан. 15,15). Вот поэтому, когда апостолы удостоились получить Духа Святого Духа Усыновления, тогда Дух Святой научил их, как следует истинно славить Бога Отца.
И мне, жалкому рабу Господню, наше время принесло и радость, и горе, и плач. Ибо многие из нашего поколения, облекшись в монашескую одежду, отвергли, однако, ее силу. Но радуюсь о тех, кто благодаря пришествию Спасителя освободился от страстей. Но плачу над теми, кто прикрываясь именем Христовым, исполняет только волю своего сердца и своей плоти.
Над теми, которые не воспользовались данным им на земле временем, и которое не изменило их сердце над теми я сокрушаюсь. И знайте, что второе пришествие Спасителя будет им в осуждение.
Но вы, возлюбленные мои, познайте себя, осознайте данное вам время на земле сей, и приготовьте себя как жертву, приемлемую Богом. Истинно говорю вам, как людям разумения, которые способны были познать себя, знайте, что познавший себя познал и Бога, а кто знает Бога, разумеет и тот дар свободы от греха, который Он даровал нам Своим созданиям.
И пусть это слово проявится в вас, ибо не плотскую любовь я чувствую по отношению к вам, а духовную: "И небеса прославят чудные дела Твои, Господи, и истину Твою в собрании святых" (Псал. 88,6).
Приготовляйтесь пока у вас есть еще ходатаи, которые молятся о вас Господу, о вашем спасении и о том, чтобы Он низвел огонь в ваши сердца, который низвести на землю пришел Иисус Христос (Лук. 12,49). Низвел для того, чтобы вы могли упражнять сердца и чувства в различении добра от зла, правое от левого, реальность от нереальности (действительность от иллюзии переводчик), чтобы видели жизнь не затемненным от греха взглядом.
Спаситель, зная, что свою власть над миром диавол получает от любви людей к материальным благам, потому, призвав Своих учеников, сказал им: "Не собирайте себе сокровищ на земле", и "не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем" (Матф. 6,19; 6,34).
Истинно, мои возлюбленные, вы знаете, что когда ветер попутный, капитан судна хвалится своим умением управлять корабль, но именно в моменты сильного, угрожающего ветра, именно тогда и выявляются способности капитана. Так что познайте время, в котором мы находимся.
Я приветствую вас, каждого из вас от самого великого до самого малого, приветствую о Господе. Аминь.