Архиепископ Аверкий (Таушев)
Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский обличитель современной ереси нео-хилиазма
"И увидел я новое небо и новую землю" (Апок. 21,1-7).
Такими словами, взятыми из Апокалипсиса, начал св.праведный о. Иоанн Кронштадтский свою чрезвычайно-знаменательную последнюю новогоднюю проповедь. В этой своей проповеди, явившейся как бы завещанием нам, поскольку она произнесена им незадолго до его блаженной кончины, он живо начертал картину страшного нравственного растления современного мира и высказал мнение, что этот мир близится к концу, что уже наступили последние времена.
В этой своей проповеди, как и во многих других проповедях и отдельных мыслях и изречениях "Моей Жизни во Христе", св. Иоанн выступает ярким обличителем страшной ереси современности, в корне подтачивающей православно-христианское учение о спасении. Эта ересь в наше время так широко распространилась и, вместе с тем, так искусно сумела скрыть свое губительное еретическое существо, что ее ныне исповедают весьма многие даже из принадлежащих к нашей Православной Церкви, не исключая и духовных лиц, занимающих притом иной раз и высокое иерархическое положение.
Что же это за ересь?
Ересь эта, в сущности, не представляет собою чего-то совершенно нового: она есть всего лишь своеобразное преломление, или проявление в современных условиях, в современной обстановке жизни, некогда осужденной Вторым Вселенским Собором ереси так называемого "хилиазма", или ложного учения о тысячелетнем Царстве Христовом на земле.
Мы называем ее поэтому "нео-хилиазмом". Это - вера в грядущий прогресс человечества на земле, или - в "устроение Царствия Божия на земле", как выражаются те, которые считают себя принадлежащими к Церкви Христовой, якобы призванной, по их убеждению, здесь на земле еще, осуществить для людей райское житие - полное благополучия, мир и благоденствие.
Приверженцы этой ереси совершенно игнорируют многочисленные и весьма категорически-звучащие места Священного Писания, которые ясно говорят, что совершенного осуществления христианских идеалов на теперешней земле никогда не будет, что ждать человечеству полного благополучия и благоденствия здесь безсмысленно и нелепо, а что наоборот - жизнь людей постепенно, с течением времени, будет все дальше и дальше отходить от истинной веры и заветов христианства, что любовь христианская, это единственная основа, эта единственная основа прочного благополучия, будет все более и более оскудевать в людях и что, наконец, история человечества завершится страшнейшими потрясениями, как "не было от начала мира" и ужасающей катастрофой, в результате коей самая эта земля будет уничтожена огнем, а вместо теперешнего видимого неба и теперешней грешной земли явится "новое небо" и "новая земля", на которых будет жить "правда". (2 Петр. 3, 3-14).
Ведь все это - "Альфа и Омега" истинно-христианского учения, так ясно выраженного в словах Самого Господа Иисуса Христа и посланиях его Святых Апостолов - как же не признавать этого?!
Но свойство этой современной ереси "нео-хилиазма" таково, что она совершенно ослепляет духовные очи и заставляет человека спорить, возражая против очевидности. Этим-то "нео-хилиазм" и особенно губителен, что духовно ослепляя человека, даже считающего себя христианином, он в корне извращает все православное мировоззрение, заставляя своих адептов забыть об аскетической сущности христианства, непримиримого, по самой природе своей, ко злу и греху, эта современная ересь учит примиряться со всей современной жизнью мира, более чем когда-либо "во зле лежащего" (1 Иоан. 5,19), идти на всякого рода компромиссы и сговоры с грехом и даже явным Богоотступничеством, под громкими лозунгами христианской "любви" и "всепрощения".
Как ни трудно это видеть, вернопреданными последователями "нео-хилиазма" являются все современные "модернисты" и "реформаторы" Христианства и Православия, стремящиеся оправдать грех и беззакония и примирить евангельское учение с современной утопающей во грехах жизнью мира, под какими бы то предлогами и по каким бы молитвам это ни делалось. Сюда надо отнести и так называемое "живоцерковничество", и "обновленчество", и "сергианство", и советскую "московскую патриархию", и так называемый "экуменизм", и новую политику Ватикана с его "вселенским собором", готовым все переделать на новый лад, в угоду современности, вплоть до перередактирования самого Евангелия (как иначе назвать его постановление о невиновности евреев в распятии Христа?).
Эта подтачивающая, как червь, исконное подлинно-христианское мировоззрение нео-хилиастическая ересь ставит себе задачей отвлечь мысли современных христиан от неба, будущей вечной жизни и приковать их к земле. Поэтому для последователей нео-хилиазма ненавистно и нестерпимо напоминание о происходящем в мире процессе отступления, о явлении антихриста, о Втором Пришествии Христовом, о кончине мира, о Страшном Суде и о вечных адских муках, ожидающих нераскаянных грешников.
Ничего этого они не хотели бы слышать, ибо это мешает им жить. По их собственному признанию, это их приводит в уныние, "подсекает им крылья", парализует энергию и волю к жизни и деятельности. Понимая христианскую деятельность чисто-внешним образом, как работу, направленную на "устроение Царства Божия на земле", они не представляют себе, как можно трудиться иначе, да и вообще зачем над чем-то трудиться, если "скоро всему придет конец".
Нетрудно видеть, как подобные мысли и чувства в корне противны Евангелию. Разве не завещал на Господь ожидать Его Второго Пришествия и быть всегда готовыми к сретению Его?
"Бодрствуйте", - неоднократно поучал Он Своих учеников: "потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Поэтому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий" (Матф. 24, 42-44).
"И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака", - так еще учил Он: "дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин пришед найдет бодрствующими; истинно говорю вас, он препояшется и посадит их, и подходя станет служить им. Будьте же и вы готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий" (Лук. 12, 36-40).
А вот и грозное предостережение тем, которые не хотят думать о Втором Пришествии Христовом и готовиться к нему, как современные модернисты нео-хилиасты: "Если же раб тот скажет в сердце своем: "не скоро придет господин мой" (а ведь именно так говорят они: "что Второе Пришествие Христово будет не скоро"!), и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться (это, между прочим, для многих из них - самое милое их сердцу занятие, почему они и проектируют отменить посты!), то придет господин раба того в день, в который он не ожидает (вот почему и надо ожидать этого всегда, а не отклонять от себя мысль о Втором Пришествии Христовом!), и в час, в который не думает, и разсечет его, и подвергнет его одной участи с неверными" (Лук. 12,45-46).
Неужели этих слов Христовых недостаточно? или они не ясны и не убедительны?
Вот почему правильное православно-христианское мировоззрение требует всегдашней мысли о близости Второго Пришествия Христова и постоянной подготовки себя к нему.
Сам Господь ведь не напрасно дал нам ряд признаков близости Своего Второго Пришествия, причем сказал: "Итак, когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях" (Матф. 24,33). И даже строго укорил не желающих внимать знамениям времен: "Лицемеры! лице земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете?" (Лук. 12,56).
Апостольские писания к этому добавляют, что мы не просто должны готовиться к этому великому дню "святою жизнью" и "благочестием", но и ожидать и желать пришествия дня Божия, в который "воспламененныя небеса разрушатся и разгоревшияся стихии растают", и это, конечно, потому, что нынешняя наша земля, исполненная зол и беззаконий, тогда уничтожится, а явится "новое небо и новая земля, на которых будет обитать правда" (2 Петр. 3,10-13).
Вот потому-то и весь цикл наших боговдохновенных священных книг, именуемый Библией, заканчивается знаменательной молитвой возлюбленного ученика Христова св. Иоанна Богослова, выражающей собою самое заветное чаяние каждого истинного христианина:
"Ей, гряди, Господи Иисусе!" (Апок. 22,20).
Не хотят так молиться и даже думать об этом только современные еретики - "нео-хилиасты", ибо все мысли и чувства их здесь, на этой грешной земле, существование которой они хотели бы продлить как можно дольше, устроив на ней мнимое "Царство Божие", прямо вопреки учению Слова Божия.
А ведь наша Св. Православная Церковь учит нас, каждый день, возстав от сна, начинать его мыслью о Втором Пришествии Христовом и о Страшном Суде. Для этого на ежедневных утренних молитвах и установлено ею читать многознаменательные слова: "Внезапно Судия приидет, и коегождо деяния обнажатся, но страхом зовем в полунощи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас!" а далее в 5-й утренней молитве: "Даруй нам бодренным сердцем, и трезвенною мыслию, всю настоящаго жития нощь преити, ожидающим пришествия светлаго и явленнаго дне Единородного Твоего Сына, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в оньже со славою Судия всех приидет, комуждо отдати по делом его"
Вот оно - правильное православно-христианское мировоззрение!
Для истинного христианина здешняя временная земная жизнь есть только "ночь", а все мысли и чувства его должны быть устремлены к ожидаемому им светлому "дню", когда Судия всех приидет.
Потому-то и первое богослужебное чинопоследование суточного круга, называемое полунощницей, центральным пунктом своим имеет столь же знаменательные тропари: "Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща" и "День он страшный помышляющи, душе моя, побди, вжигающи свещу твою".
Но что самое страшное: настроенные так, вопреки учению Церкви, (кроме верховодов и заправил этой ереси, конечно, прекрасно понимающих, что они делают, куда идут и ведут других), иногда даже не знают, что они принимают участие отнюдь не в устроении Царствия Божия на земле, а - в подготовке Царства Антихриста. Ведь, по предречению ряда древних Святых Отцов, идеей установления благоденственного и мирного жития на земле, полного изобилия и благополучия, под громким названием "Царства Божия", будет прельщать христиан и привлекать их симпатии к себе никто иной, как Антихрист.
Итак, вот кому в конечном итоге служат эти современные еретики - нео-хилиасты"!
Неужели в нынешнее время это может быть кому не ясно?
Не случайно поэтому наша Русская Зарубежная Церковь (на момент опубликования статьи в феврале 2005 года уже не Церковь Христова, а зарубежный филиал лжецеркви "МП" - прим.ред.) в переживаемые нами столь судьбоносные дни взяла на себя дерзание - прославить нашего великого всероссийского, паче же всемирного светильника, Святого Праведного Отца нашего Иоанна, Кронштадтского чудотворца. Какую яркую картину всеобщего повального отступления и несомненной близости кончины мира и Второго Пришествия Христова нарисовал он в своей последней проповеди!
"Посмотрите, как мир близится к концу", - говорит он в ней: "смотрите, что творится в мире: всюду безверие, всюду наносится оскорбление Существу Безконечному, Всеблагому; повсюду хула на Создателя, дерзкое сомнение и неверие, неповиновение; повсюду в мире вооружение и угрозы войною; во многих местностях России и других странах острый голод; повсюду угрозы смертью, повсюду убийства, всюду расхищение казны и частной собственности; повсюду потеря стремления к высоким духовным интересам, ибо весь почти интеллигентный мир потерял веру в безсмертие души и вечные ее идеалы, или стремление к богоподобному совершенству, о котором Господь говорит: "будьте вы совершенны, как совершен Отец ваш небесный" (Матф. 5,48); повсюду одно стремление к удовлетворению животных страстей; алчность к корысти, и обогащению хищническим способом; огульное пьянство, разврат, неуважение брачных союзов. Смотрите и сами судите: мир окончательно растлел и нуждается в решительном обновлении, как некогда чрез всемирный потоп. Наступили последние времена" - и дальше о. Иоанн изображает картину этих времен словами св. Апостола Петра (2 Петр. 3,3-18).
Эту свою замечательную проповедь св. праведный Иоанн заключает предостережением св. Апостола Петра, направленным как будто прямо против современных еретиков - "нео-хилиастов":
"Итак, вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, что бы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения", то есть от истинного христианского учения, которое эти еретики хотят ниспровергнуть своим пагубным лжеучением о мнимом "Царствии Божием на земле" (2 Петр. 3,17).
Имеющий уши слышать, да слышит!