Иже во святых отца нашего
митрополита Филарета (Вознесенского)
проповедь о святителе Николае чудотворце
Вряд ли нужно много говорить о том, каким особым почитанием во всей Вселенской Православной Церкви, у всех, кажется, народов, даже нехристианских, пользуется именно имя святителя и чудотворца Николая. Мы с вами знаем, как Церковь торжественно прославляет великих иерархов Вселенских учителей и святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, знаем, какое громадное духовное богатство своих творений эти святители оставили Церкви, которая до сих пор не перестает поучаться богословской истине, богословским знаниям и назиданиям нравственным из их вдохновенных творений.
Святитель чудотворец Николай ничего подобного не оставил, не осталось после него, как будто бы, ни особых наставлений, ни богословских трудов. И, однако же, Церковь так торжественно прославляет его, что ему служба, богослужение, как-то даже торжественнее получается, чем этим трем великим святителям, и приближается по своей торжественности к службе двунадесятых праздников. Почему? Да потому, что он в жизни своей воплотил всю добродетель, к которой Спаситель учеников своих призывал, о которой Он сказал, что потому-то люди и узнают, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою ту любовь, которую проповедовал так много великий апостол любви Иоанн Богослов. Вот эту добродетель любви святитель Николай так воплотил в своей жизни, как мало кто из других угодников Божиих.
Святой апостол Иоанн Богослов проповедовал любовь так, что его и назвали апостолом любви, а святитель Николай так воплотил любовь в своей жизни, что его именуют Никола Милостивый. Но помните, возлюбленные, что если Господь сказал, что Его учеников можно узнать по тому признаку, что они имеют любовь между собою, то в тоже самое время нужно помнить, что христианская любовь совсем не есть любовь безразлично ко всему и ко всем.
Смотрите, например, Сам Господь Иисус Христос, по любви Своей, дает заповедь нам любви и прощения, говоря: "Если тебя ударили в одну щеку, то подставь другую" любовью ты сразу смягчишь своего противника. Но однако, когда Его ударили Самого на суде у Каиафы, то Он не только не подставил другую щеку, но любовно, и в то же самое время твердо и властно обличил ударившего. Апостол Павел знал заповедь о любви, но когда первосвященник Анна, злой и нечестивый, приказал на сонмище бить его по устам, то апостол ответил гневными словами: "Бог будет бить тебя, стена подкрашенная!" Потому что здесь (со стороны первосвященника) не была вспышка гнева, понятная для нашей немощи, а была злоба распаленная, сатанинская и несправедливая. К апостолу Петру приходит человек по имени Ананий и его жена Сапфира, которые хотели апостола обмануть продали имение, принесли часть денег, а сказали, что принесли все. И после грозных обличающих слов апостола Петра и муж и жена падают мертвыми. Апостол Петр не был ли полон любви?! Апостол Павел проповедует на острове, где мудрый, рассудительный проконсул, начальник острова, захотел услышать слово апостольское, а волхв Елима (кудесник, волхв, волшебник) всеми силами старался противиться апостольской проповеди. Грозно посмотрел на него апостол и говорит: "Исполненный всякой злобы долго ли ты будешь совращать людей с прямых путей Господних ? Вот рука Господня на тебя: ты ослепнешь !" И тот моментально ослеп.
И другие случаи были, как угодники Божии совсем не покрывали своей любовью человеческую злобу и нечестие, а наоборот, реагировали на нее очень остро. На Вселенских Соборах, когда речь шла о еретиках, отцы Собора гладили их по головке??? Говорили, что мы с вами в любви едины??? Нет! Они их обличали и от Церкви отлучали, анафеме предавали!
Почему так часто нам, Русской Православной Церкви Заграницей, теперь говорят: вы любви не имеете с теми не хотите иметь общения, с теми не хотите, с теми, говорите нельзя, у вас любви нет! Когда-то, еще философ Аристотель, со своей философией выступил против своего духовного отца, учителя философии Платона. И вот Аристотель, его ученик, но такой же колосс ума, как и Платон, стал ему возражать. Ему даже стали на это говорить: "Что ж ты идешь против своего учителя, против Платона ты же его ученик ?" "Платон мне дорог, но истина дороже".
Вот для христиан эта истина и дороже. Во имя истины против лжи поднял свой голос апостол Петр и другие; во имя истины против ересей, против еретической лжи поднимали свой голос святые отцы Вселенских Соборов, ради любви к истине, они тех, которые этой истине противятся, анафематствовали, отсекали от Церкви. А теперь нам говорят, что всех надо по головке гладить и говорить: "Вы все хороши !" А как раз любовь и указывает на то, что заблудившегося не нужно по голове гладить и говорить, что ты хороший, а нужно ему указать на его ошибку.
Теперь как раз любовь видят там, где можно сказать по-существу, словами поэта, что люди стали к добру и злу "постыдно равнодушны". Тот, кто действительно любит истину, тот врагов истины будет обличать, а соглашаться с ними не будет. Если он видит человека заблудившегося, он по любви христианской постарается вразумить, но никак не будет брать под руку, и говорить: мы с тобою едины ! А теперь эти соблазны постоянно перед нами. В экуменизме, который разливается волной по всему земному шару! И во всяких других еретических неправомыслиях.
Будем же это помнить, возлюбленные, и апостол любви Иоанн Богослов, и святитель Николай чудотворец все они зовут нас к любви. Они сами сияли любовью, и нас к ней призывают. Но помните, что любовь к истине должна стоять на первом месте. Если человек заблудился укажи, а если он злостно противится, то его обличи без всякой боязни, как это делали апостолы и святые отцы. И тогда только, действительно, защищается истина как должно, как поборнику истины это надо делать. Тогда только ты будешь, действительно, сыном истины, сыном христианской любви и могут тогда по этой любви узнать о тебе, что ты действительно ученик Христов.
Аминь.