Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Из писем к монашествующим.
К брату, занимающемуся умною молитвою.
На слова письма твоего: "возьми меня, добрый пастырь, и причти к овцам твоего стада", ответ мой: "прими меня, ближний мой, в услужение тебе на пути твоем ко Христу".
Так отвечать научает меня святый Апостол Павел. Он написал Коринфянам: "не
себе бо проповедаем, но Христа Иисуса Господа, себе же самих рабов вам Иисуса
Господа ради" (2 Кор. 4, 5). Не себя проповедую! Нет!... Сохрани
Боже!... Пусть стою в стороне! Так стоять, извещается моему сердцу, приятно ему.
Довольно, если указывая тебе на Мессию, сподоблюсь говорить: "Се Агнец Божий,
вземляй грехи мира" (Ион. 1, 29), "вторый человек Господь с небесе"
(1 Кор. 15, 47). "Облекохомся во образ небеснаго", уже неведомо, во
младенчестве, облеченные в этот образ крещением, разоблаченные жительством
нерадивым, облечемся снова покаянием и жительством по Евангельским заповедям.
Исполним слова Господа, Который повелел ученикам Своим: "не нарицайте
учителя, не зовите отца на земли, не нарицайте наставницы; еси же вы братия
есте" (Матф. 23, 8-10). Соблюдем взаимную мертвость, говоря друг о друге
Богу: "Твое Тебе, и да пребывает Твоим"! Люди, оживая безумно друг для друга,
оживая душевною глупою привязанностию, умирают для Бога, а из пепла блаженной
мертвости, которая ради Бога, возникает, как златокрылый феникс, любовь
духовная.
Истинное послушание послушание Богу, единому Богу. Тот, кто не может один,
сам собою, подчиниться этому послушанию, берет себе в помощники человека,
которому послушание Богу более знакомо. А не могут люди с сильными порывами:
потому что порывы уносят их. Св. Иоанн Лествичник сказал: "Отцы определили, что
псалмопение оружие, молитва стена, непорочная слеза умывальница, а
блаженное послушание исповедничество, без котораго никто из страстных не узрит
Господа" (Степ.4). Если же руководитель начнет искать послушание себе, а не
Богу, не достоин он быть руководителем ближняго! Он не слуга Божий! Слуга
диавола, его орудие, есть сеть! "Не будите раби человеком" (1 Кор. 7,
23), завещавает Апостол.
Пребывание твое с родителем твоим по плоти, служение ему, разумеется, должно
остаться, как оно теперь есть. Заповедано инокам удаление от родителей, когда
родители влекут в мир, отвлекают от Христа, но когда они содействуют нашим
благим намерениям, когда они больны, безпомощны, - нуждаются в руке нашей, -
тогда-ли отнять эту руку? Тогда помощь и служение им причисляются к иноческим
добродетелям, одобрены и похвалены святыми Отцами. (Преп. Кассиан Римлянин).
Все духовное преуспеяние заключается в том, чтоб сердце, отрекшись переменчивых,
безтолковых законов, правильнее, беззакония своей воли, приняло законы
Евангелия, всюду подчинялось им. Истинное послушание в уме и сердце. Там и
самоотвержение! Там и нож, о котором повелело Евангелие ученику своему: "да
продаст ризу свою и купит нож" (Лук. 22; 36). Риза нежность,
удовлетворение приятных чувств сердечных по плоти и крови.
Такое понятие о послушании, самоотвержении, духовном преуспеянии оставляет
наружное поведение в полной свободе. Да благословит Бог пребывание твое всюду,
где бы ты ни был, когда сохранишь цель Богоугождение. Да благословит Бог все
входы твои и исходы, если входить и исходить будешь с этою целию! "Господня
земля и исполнение ея" (Пс. 23; 1) "на всяком месте владычества Его"
(Пс. 102, 22). "Темже и тщимся, аще входяще, аще отходяще, благоугодни
Ему быти" (2 Кор. 5, 9). Никакое место в глазах моих не имеет особенной
важности, а жизнь ради Бога на всяком месте безценна. Начну же говорить
недосказанное в прежних письмах...Ты не совсем угадал, что мною было
недосказано!... Приехав к Вам в обитель, увидев тебя, я тотчас ощутил,
что тут не твое место; сердце мое было недовольно, что ты тут. Но сказать тебе
это я был не вправе до сей минуты, когда ты дал мне право на откровенность,
завоевав ее своим самоотвержением. Странник обязан приносить мир всюду, куда
он ни входит, и оставлять мир. Нужно тебе место и настоятель, которые бы
доставили, не намеренно, по договору, но по естественному общему ходу,
свободу уму твоему идти по пути, который Бог благоволит указать ему. Бог да
благословит твое намерение и да дарует привести его в исполнение к душевной
твоей пользе и к успокоению страждущаго родителя твоего. Только поступи
основательно, спокойно, неторопливо, часто моли Бога привести тебя туда, куда
Ему угодно. Уже ты испытал, каково кинуться в воду, не измерив наперед броду. И
не позволь себе при твоем изшествии никаких поступков и слов, которыми было
оскорблено, нарушено святое смирение. Молчание лучше лучших слов. Выдь, как
непотребный и грешный от честных и святых. Тогда рука Божия будет с тобою, рука,
которая ведет и поддерживает смиренных карает и сокрушает гордых. Желаю, чтобы
всюду поведением твоим благовествовалось Евангелие! Этого желаю непременно!
Здесь являю власть ради Бога: окажи послушание ради Бога.
Думаю: при избрании новаго места надо иметь тебе в виду, чтоб однажды в год
или по крайней мере в два года, можно было тебе иметь личное со мною свидание и
беседу. Так делают некоторые иноки, по обстоятельствам живущие в других
обителях, а по извещению сердечному руководствующиеся моими советами. Скудость в
духовных сведениях, которую я увидел в обители Вашей, поразила меня! Но где, в
каком монастыре и не поражала она? Светские люди, заимствующие окормление
духовное в Сергиевой пустыне, имеют несравненно большия и определительныя
понятия, нежели эти жители монастырей. Это увидишь собственными очами. Живем в
трудное время! "Оскуде преподобный от земли, умалишася правды от сынов
человеческих"! Настал глад слова Божия! Ключи разумения у книжников и
фарисеев! Сами не входят и возбраняют вход другим! Христианство и монашество
при последнем их издыхании! Образ благочестия кое-как наиболее лицемерно,
поддерживается; от силы благочестия отреклись, отверглись люди! Надо плакать и
молчать.
Ничем наружным не связываю тебя. Делай, что признаешь за лучшее для своих
обстоятельств: на всем, что ни предпримешь с благою целию, буди благословение
Божие. У меня нет своего благословения: благословляю призыванием благословения
Божия.
Для соображения нужно тебе иметь понятие о моих обстоятельствах. Я на них
кивнул головой, махнул рукой! Да будет со мною как угодно Богу! Разсматривая
состояние и потребности души моей, я признавал нужным мне безмолвие, глубокое
безмолвие, вне всякой внешней земной должности, служа ближним служением слова.
Прошлой зимой я думал видеть указание воли Божией к уединению в крайней
болезненности моей и прочих обстоятельствах. С молитвою: "не моя, но Твоя
воля да будет", подал я просьбу об увольнении меня моему начальству и письмо
о том-же Государю Императору. Сначала дело наклонялось к увольнению меня; но
внезапно поворотилось иначе. Государь лично изъявил мне свое желание, чтоб я
возвратился в Сергиеву пустынь, и полагаю, что должно туда возвратиться. Такое
у меня сердечное чувство. Ин суд человеческий, ин Божий.
Благодарю тебя за то, что ты остановился излить сожаление о болезни моей:
этим угодил мне! Вижу, что из тебя будет толк! Не люблю жесткаго сердца от
грубости, от недостатка любви к ближнему; но не люблю и плотски чувствительнаго,
тающаго в нежностях... Знаешь-ли, что нежность лукава?... Я по природе с сильным
и чувствительным сердцем, как и ты; потому не охотник позволять сердцу моему
разслабление нежностию. Евангелие научило меня, что сердце слабое неспособно к
христианским добродетелям, что нужно его скрепить верою, самоотвержением,
сделать героем при посредстве внутренних борений и побед... Победы делают сердце
героем!... За победы нисходит в него святая вера, живая вера, сильная вера!...
Насади и воспитай в себе мертвость ко мне. Что бы неприятное ты не услышал о
мне, говори: "Однажды навсегда я отдал его Богу и отдаю: да совершается над
ним воля Божия".
В последней статье письма твоего говоришь: "О, если б я мог служить Вам в
виде домашняго животнаго всяким родом службы, какой только доступен мне". С
приятною улыбкою на устах и в сердце отвечаю: кажется твое желание исполнит Бог.
Он так и устроил, чтоб тебе быть в одном деле со мною... Не помню с котораго
времени, а очень, очень давно, мне особенно нравились слова Апостолов;
"Не угодно есть нам, оставлыиим Слово Божие, служити трапезам... Мы в молитве
и служении Слова пребудем" (Деян. 6; 2, 4). Служение братии Словом
Божиим!... Какою восхитительною, насладительною картиною представлялось очам
души моей это служение!...". "Ни один наш дар, сказал святый Иоанн
Лествичник, столько не благоприятен Богу, как приношение Ему словесной души
покаянием. Весь видимый мир не равночестен одной душе; он преходит, а она
нетленна, и пребывает во веки". Что-же? Безконечно много милосердый Бог подал
мне в руки, но и извещает многим душам искать от меня этого служения! Теперь все
время мое взято этим служением. Как утешительно перекликаются со мною многая
души среди таинственной ночи мира сего с различных стран своих иная с одра
болезни, другая из изгнания, иная с берегу Волхова, иная с берегу Двины, иная с
поля Бородинскаго, иная из хижины, иная из Дворца Царскаго. Душа, где бы она ни
была поставлена, если не убита нечувствием, везде ощущает нужду в слове Божием,
везде падение гнетет ее, давит. Произношу Слово Божие в беседах личных, пишу его
в беседах заочных, составляю некоторыя книги, которыя могли бы удовлетворить
нуждам нынешняго Христианства, служить при нынешнем голоде каким-нибудь
утешением и наставлением. От служения Слову раздается в душе моей какой-то
неизреченно-радостный голос удостоверения в спасении... Твой жребий: принять
участие в моем служении, и ту мзду Духа, которая будет выдана по несказанной
милости Божией за это служение, разделить со мною. Удовлетворен-ли ты?...
Несколько времени, как стала мне приходить мысль: великопостная служба столько
заключает в песнопениях своих глубокой поэзии, которою говорит душа, проникнутая
святым покаянием, что могла бы быть составлена особенная книга великопостных
вдохновений в поэтическом порядке, с поэтическим построением. Предметы этих
песнопений именно те, которыя душа твоя в настоящем ея устроении способна
правильно, полно ощутить, потому удовлетворительно, определительно выразить.
Но решение этого дела до личнаго свидания. О нем надо много, основательно
потолковать.
Пишешь, что тонкий помысл тебе внушает искать собственно "моего" учения.
Вижу, такое твое призвание. По вере твоей да будет тебе. И я тебе этого желаю:
да дарует тебе Бог наследовать "верою" сокровище духовное.
Наконец прими мое поздравление: приветствую тебя со вступлением в
правильный род иноческой жизни, от котораго получишь систематическое духовное
воспитание. Такое воспитание неоцененное благо; доставляемое им устроение
душевное далеко отстоит от устроения, хотя и похвальнаго, но приобретаемаго
самоучкою, в жительстве самочинном. Осяжи сердце твое! Не раздается ли в нем
чувство легкости, свободы, радости, извещения? Такия бывают ощущения в душе,
когда она получит дар свыше. Ты получил его, принял рукою веры. Начинай,
Израиль, наследовать землю обетованную! (Втор. 2, 31). Христос с тобою!