Преподобный Максим Грек
1555
Послание о фортуне
Инока Максима Грека послание к некоему иноку в сане игумена о немецкой лжи, именуемой фортуной, и о колесе ее |
Многие называет Божественный
Апостол свойства и проявления истинной и совершенной любви в Боге из них не
радоваться неправде, а вместе радоваться истине я считаю наиболее показательным
признаком. Тот воистину верный и истиннейший друг, кто от всей души радуется
исправлению и преуспеянию друга своего, как своему собственному; и, напротив,
скорбит, когда увидит, что он или уклоняется от спасительных апостольских
догматов благочестия и отеческих преданий, или впал в какие-нибудь житейские
беды; кто, соболезнуя другу своему, старается всяким способом помочь ему и к
первоначальному пониманию истины вернуть его. Такою любовью и я, будучи
привязан к твоему преподобию, возлюбленный мой брат, оказался бы воистину
преступающим законы святой любви, если бы умолчал, слыша, что ты следуешь
эллинскому, и халдейскому, и латинскому, бесами изобретенному учению.
Я говорю о том, о чем ты
мудрствуешь сам и в чем убеждаешь других, будто бы колесом счастья, называемой
по-латински фортуны, Христос-Бог и Спаситель наш управляет человеческими делами
и одних этим колесом на высоту власти возводит, других же оттуда низлагает в
крайнее безчестие и безславие. Удивляюсь я, как ты, такой человек, в знании
Боговдохновенных Писаний более искушенный, чем другие сверстники твои, так
скоро увлекся таким богомерзким учением обманщика Николая Германца, ни в одном
Божественном Писании до сих пор не услышав об этом учении и не увидев его. Если
хочешь последовать истине, то скорее найдешь противное не только вполне
отвержено это учение всеми Боговдохновенными Отцами и Учителями, но и анафеме
предано как самое это учение, так и последующие ему и проповедующие его. Мы
знаем, что это ложное учение от Зороастра и Остана древних волхвов, бывших в
Персии, получило начало, которые учили, что движением неба и звезд определяются
все человеческие дела будут ли то добродетели или беды житейские; эту
прелесть приняли всей душой египтяне, а от них эллины, которые придумали и
другое многое нечестивое про самого Создателя всех, и хулящие Его. Об этом они,
трижды окаянные, мудрствуют и учат этому, считая, что Он насильственным
влиянием звезд и приближением планет к знакам зодиака делает злыми и добрыми,
славными и неславными людей, рождающихся под той или другой планетой и звездой.
Они же выдумали, возвещая об этом от земли и чрева своего, баснословное
название счастья или фортуны, которую некий мудрец эллинский, по имени Кебес,
называет слепой. И сидящей на круглом камне, и слепой он назвал ее в своем
заблуждении, так как она безпорядочно, и безсмысленно, и неравномерно
распределяет между людьми богатства и власть; на круглом же камне сидящей он ее
изображает, потому что дары ее не устойчивы, но легко исчезают и к другим
переходят.
Забавляясь такими баснями, сами
служа забавой для бесов, эллины и египтяне писали и утверждали свое учение,
будучи чуждыми Божественному просвещению неложного Богом преданного разума
пророческих Боговдохновенных Писаний. Злоначальный же и злокозненный дьявол,
видя, что ими просвещаются благоверные и потому не следуют такому его
богомерзкому учению, но, напротив, ненавидят и чуждаются его, иным способом
постарался, наисквернейший, удобоприемлемым сделать то учение для
благочестивых: он убедил латинян и германцев, погруженных уже в это учение и
поглотивших эту душепагубную ложь, изобразить немного выше богомерзкого подобия
ложного разума, то есть баснословной фортуны, пречистый и достойный поклонения
образ Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, который цепочкой тонкой, от
руки святой Его спускающейся, управляет фортуной и изображенным перед ней
колесом, чтобы благочестивые склонились к богомерзкой лжи звездочетской,
видя, что фортуна управляется пречистой рукой Спасителя. Допускает нечестивый
дьявол приписать малую долю показного благочестия к своему лукавому умышлению
нечестия, чтобы таким образом утвердить в мыслях благочестивых обман лживых
астрологов. И что в этом удивительного! Ведь многократно случалось, что
нечестивый не только ангела светлого или священника, святыню носящего, принимал
вид, чтобы пустынника святого прельстить, но случалось, что он, наисквернейший,
в великом обличии самого Спасителя действовал.
А чтобы убедиться, что такое
мудрствование есть лукавое изобретение эллинов слушай внимательно и вникни
прилежно, что говорит о фортуне баснословной премудрый некий христианский
философ: «Счастье у эллинов, говорит он, это есть и называется чуждое
промыслу управление миром или передвижение от неизвестного к неизвестному и
случайному; мы же, благоверные христиане, исповедуем, что Христос-Бог устраивает
и управляет всем». И опять он же: «Не человеческими помыслами и рассуждениями,
но Божьим Промыслом и недоступными Его судьбами устраиваются все человеческие
дела, люди же неразумные привыкли называть это случаем и судьбой, не понимая,
откуда и по какой причине с кем-либо бывают известные случаи». Мы же,
благоверные христиане, веруем во Христа, управляющего всем. Обрати должное
внимание на определение эллинами фортуны: они говорят, что счастье есть чуждое
промыслу управление миром, то есть происходящее не по премудрому и праведному
Промыслу Божьему. Понятно ли тебе теперь, как латиняне и германцы весьма хулят
единого преблагого, и праведнейшего, и премудрого Творца и Правителя всего,
подрисовывая к пречистому образу Спасителя богомерзкое изображение счастья,
некоей помощницей и споспешницей Спасителя считая его, не научившись этому из
Божественных Писаний, ибо нигде не найдешь включенным в Боговдохновенные
Писания такого душепагубного мудрования, и не услышав восхваляемым его всеми
внешними философами ведь некоторые и из них слепым называют его и говорят о
чуждом промыслу управлении миром, то есть происходящем не по Божьему Промыслу и
учению? Другие же, осуждая Эпикура-философа за то, что он неправильно
мудрствовал и учил, за это его не хвалят и безбожником называют, говоря так:
«Эпикурово злостное учение и в том заключается, что вся эта тварь счастьем
каким-то, а не волей и судом Божьим управляется». Слышишь ли, чье это учение
безбожное и как самими эллинами оно резко порицается?
Как же ты, такой человек, так
легко и безрассудно увлекаешься такими безумными обманами немецкими и не
повинуешься Божественному тайноучителю, говорящему нам в Послании к колоссянам:
«Смотрите, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию
человеческому, по стихиям мира сего, а не по Христу». И опять он же в Послании
к евреям: «Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь». Как же не устрашился
ты того же Богопроповедника, который о том же говорит неразумным галатам: «Если
кто благовествует вам не то, что вы приняли, то есть от нас, апостолов
Христовых, анафема да будет»; если и «ангелом с неба» будет он, «анафема да будет», то есть да будет проклят. Понимаешь ли из этого, что и немцы, и
латиняне подлежат той же апостольской анафеме как чуждые учения вкладывающие в
мысли благочестивых.
Постарайся же, Бога ради
постарайся, отрекись от такого немецкого обмана и исповедуй прямо и чисто с
Боговдохновенньм Давидом и с пророчицей Анной, которые говорят так, открыто и
без хитрости всякой: «Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает, из
праха подъемлет он нищего и из брения возвышает убогого». Для чего, скажи нам,
о священная пророчица? «Чтобы посадить его, говорит она, с сильными среди
людей и престол славы в наследие дать ему». Не фортуной баснословной и
вращением колеса, но пророком святым прежде Саула, а потом Давида помазал
Господь в цари, этого взяв от паствы овец, «от доилиц», как написано, а того,
когда он искал пропавших ослят отца своего. Также разумно обдумай и то, как
Иосиф блаженный прославился в Египте, так что признавался вторым после фараона
властителем всего Египта; также о том, как Моисей на такую высоту был вознесен
по предначертанию и мановению Божьему, а не слепым счастьем и вращением
колеса. Чуждо это, вполне чуждо и неизвестно Святым Писаниям учение о фортуне
латинской, возлюбленный мой брат и господин! По этой причине оно далеко
отгоняет от собрания православных, придерживающихся этого богопротивного
учения. Таковые оказываются не с Христом собирающими пшеницу чистую, то есть
веру пречистую и непорочную в небесные его житницы, которые суть сердца и мысли
православно верующих в него, а напротив, высыпают они из себя и слушающих их
вложенное свыше в мысли их Божественное сокровище, то есть православные догматы
о праведнейшем Промысле Божьем. О том, что не было написано Боговдохновенными
пророками и апостолами, не подобает нам мудрствовать, строго заповедует великий
всей вселенной светильник Иоанн Златоуст.
Будем же пребывать в пределах
неложного благоразумия. Будем пить незлобиво «словесное и чистое молоко», как
не знающие злобы младенцы, чтобы точно исполнить нам повеление Спасителя,
сказавшего: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство
Небесное». И еще: «Кто не примет Царство Божие как дитя, не может войти в
него». «Царством Божиим» называет Владыка здесь евангельскую проповедь, то
есть то, что, Сам услышав от Отца Своего, открыл своим ученикам. Это суть:
заповеди, таинственные притчи, догматы о неложном Богопознании, то есть о
вечном бытии Отца, и Сына, и святого Духа единого Божества, и Господства, и
Царства, о безсмертии души и о грядущем в конце света общем воскресении, и о
воздаянии жившим благочестиво и богоугодно, и о безконечном мучении не
покорившихся апостольской проповеди, нечестиво живших. Все эти и подобные им
апостольские и пророческие догматы и предания Спаситель наименовал одним словом
«Царство Божие» и желает, чтобы мы это просто и с полной верой и благоговением
приняли и твердо себе усвоили, как незлобивые дети без рассуждения принимают
наставления своих учителей, благодаря вере и покорности наставникам достигая
совершенного знания Священных Писаний и словесных наук. Так следует и нам
прилежно держаться данных нам самим Спасителем нашим, и святыми его учениками,
и апостолами, и вселенскими соборами догматов и завещаний и отнюдь ничего к ним
не прибавлять и не убавлять по правильному установлению Богоносных Отцов наших,
святыми молитвами которых да сподобимся получить удел спасаемых. Аминь.