Предсказания святых отцов и духоносных мужей об отступлении и отношении к еретикам и отступникам
"Чада, долготерпите иже от Бога нашедший вам гнев" поучает нас пророк Варух (Вар.4.25). "Аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение, управи сердце твое, и потерпи", вторит ему премудрый Сирах (Сир. 2, 1-2). С непреложностью духовного закона, утвержденного Божественным Промыслом, сбывались эти слова на протяжении долгих тысячелетий в судьбах многих народов и государств. Сбылись они и сбываются ныне в судьбе России.
"Бог избрал возвеличенную Им Россию принять и до скончания веков блюсти Православие истинную веру, принесенную на землю для спасения нашего Господом Иисусом Христом, писал еще в 1901 году Сергей Нилус. Мановением Божественной десницы окрепла Православная Русь на диво и страх врагам бывшим, настоящим и... будущим, но только при этом непременном условии соблюдения в чистоте и святости своей веры.
С непонятной жаждой новизны стремились мы вступить в новый ХХ век. Точно некая незримая сила толкала нас разорвать необузданным порывом цепи, связующие наше настоящее со всеми заветами прошлого... Наши первые шаги на пути нового столетия ознаменовались ярко и резко выраженными стремлениями сбросить с себя ярмо устоев нашей духовной жизни, и в безумии своем мы первый удар нанесли под самое сердце свое, в наше Православие
"
В другом пророчестве прп. Серафим говорит:
"Мне, убогому Серафиму, Господь открыл, что на земле Русской будут великие бедствия. Православная вера будет попрана, архиереи Церкви Божией и другие духовные лица отступят от чистоты Православия, и за это Господь тяжко их накажет. Я, убогий Серафим, три дня и три ночи молил Господа, чтобы он лучше меня лишил Царствия Небесного, а их помиловал. Но Господь ответил "Не помилую их: ибо они учат учениям человеческим, и языком чтут Меня, а сердце их далеко отстоит от Меня"
Святитель Феофан Затворник еще в XIX столетии предупреждал:
"Коренные начала жизни русской выражаются тремя привычными словами: Православие, Самодержавие, Народность... Вот что надобно сохранять! И когда изменятся сии начала, русский народ перестанет быть русским. Он потеряет тогда свое священное трехцветное знамя..."
"И чем бы мы стали, россияне, без Царя? вторил в начале ХХ столетия Вышенскому затворнику другой великий угодник Божий, святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. Без него враги наши постараются уничтожить и самое имя России, так как носитель и хранитель России после Бога есть государь России, Царь самодержавный, без него Россия не Россия...
Сколько теперь врагов у нашего Отечества! А вы, друзья, крепко стойте за Царя, чтите, любите его, любите святую Церковь и Отечество и помните, что Самодержавие единственное условие благоденствия России; не будет Самодержавия, не будет и России: заберут власть евреи, которые сильно ненавидят нас!
"
Еще в 1938 году святитель Иоанн (Максимович) писал:
"Великий грех поднять руку на Помазанника Божия. Не остается неотмщенной и малейшая причастность к такому греху. В скорби говорим мы: "кровь его на нас и детях наших", т.к. в грехе цареубийства повинны не одни лишь физические исполнители, а весь народ, ликовавший по случаю свержения Царя и допустивший его унижение, арест и ссылку, оставив его беззащитным в руках преступников, что уже само собой предопределяло конец.
Величайшее преступление, совершенное в отношении Помазанника Божия, должно быть заглажено горячим почитанием его и прославлением его подвига. Перед униженным, оклеветанным и умученным должна склониться вся Русь, как некогда склонились киевляне перед умученным ими преподобным князем Игорем, как владимирцы и суздальцы перед убитым великим князем Андреем Боголюбским...
Русский народ весь в целом совершил великие грехи, явившиеся причиною наших нынешних бедствий, а именно клятвопреступление и цареубийство. Общественные и военные вожди отказали в верности царю, а народ явно и шумно приветствовал совершившееся, нигде громко не выразив своего несогласия с ним.
Таким образом, нашедшее на Россию бедствие является прямым последствием тяжелых грехов и возрождение ее возможно лишь после очищения от них. Однако до сих пор нет настоящего покаяния. Не высказывая прямого осуждения февральской революции 1917 г., восстания против Помазанника, русские люди продолжают участвовать в грехе...
"
И никакие ссылки на необходимость "послушания" и "братской любви" здесь недействительны. Вспомним преподобного Максима Исповедника, завещавшего нам: "нельзя помогать еретикам в утверждении их безумных верований, здесь нужно быть резкими и непримиримыми. Я называю не любовью, но человеконенавистничеством и отпадением от Божественной любви, когда кто-либо потакает еретикам в заблуждении на неминуемую погибель".
Всем нам не мешает помнить также и слова священномученика Киприана, епископа Карфагенского, сказавшего еще на заре христианской эры: "да не обольщает себя народ мыслию, будто он может быть свободен от греховной заразы, имея общение со священником-грешником и своим согласием способствуя неправедному и незаконному епископству своего предстоятеля. Народ, повинующийся Божественным Заповедям и боящийся Бога должен отделиться от грешника-предстоятеля... тем более, что он имеет власть избирать священников достойных и низлагать недостойных" (Творения св. Киприана. Киев, 1891г., ч. 1, сс. 315-316).
В одной из редакций этого пророчества, дошедшей до нас, прямо сказано, что прп.Серафиму было видение, в котором ему было показано, как по суду Божию адские бездны поглощают членов российского Синода в полном составе.