Протоиерей Григорий Дебольский
Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви.
Обрезание Господне
14 (1) января
Событие и древность праздника.
Предмет праздника.
Продолжение и богослужение праздника.
Поучительность праздника
Событие и древность праздника.
Обрезание — это священнодействие ветхозаветной Церкви, бывшее прообразованием христианского Таинства св. Крещения (Кол. 2, 11—12), совершалось у иудеев над семидневными младенцами мужеского пола и служило знамением вступления в Ветхий Завет с Богом со времени Авраама, — отца верующих, которого Господь со всем многочисленным его потомством избрал для сохранения и распространения Ветхого Завета (Быт. 17, 14; Лев. 12, 2—3). Печатию этого знамения служило имя, которое давали младенцу при обрезании. Иисус Христос, происшедший по плоти из племени Авраама, был также обрезан в настоящий день — восьмой по рождении своем, и назван Иисусом — тем именем, которое предвозвещено было Пресвятой Деве Марии Архангелом Гавриилом, когда он благовестил ей тайну воплощения и рождения от нее Сына Божия (Лк. 1, 31; 2, 21).
В воспоминание Обрезания Господа в восьмой день по рождении Его от Пресвятой Девы Марии Прав. Церковь совершает издревле великий праздник. Начало его относится к первым векам христианства. До нас дошли многие слова св. Отцов Церкви IV века, произнесенные ими в этот праздник. Таковы поучения св. Амфилохия, епископа иконийского, св. Григория Нисского, св. Амвросия медиоланского и других. В IV веке с празднованием Обрезания Господа, как видно из слова Амфилохия иконийского на день Обрезания, соединено празднование и св. Василию Великому. От V века сохранилась до нас на день Обрезания беседа Максима, епископа тавринского (туринского). В VI веке о дне Обрезания Господня упоминает в книге своей о круге года св. Григорий Великий, епископ римский[1]. В VIII веке Стефан Савваит написал канон Обрезанию Господню, доселе поемый Церковью в день этого события.
День Обрезания и наречения Господа как восьмой день по рождении Его на земле служит заключением праздника Рождества Христова. Поэтому древние Отцы Церкви: св. Амфилохий иконийский, Григорий Нисский и Григорий Великий в своих писаниях называют день Обрезания восьмым днем по Рождестве Христове.
Примечание.
Обрезание духовно знаменует обрезание сердца, отсечение страстей, истинное покаяние и обращение грешника к Богу (Деян. 7, 51; Флп. 3, 3; Кол. 2, 11), и праздник Обрезания совершается 14 (1) января, когда древле у язычников отправлялось соблазнительное торжество Нового года: поэтому древние Отцы Церкви, как-то: св. Амвросий медиоланский, блаженный Августин и другие, не желая видеть христиан участниками языческого празднества, проводимого ими по случаю Нового года в роскоши и сластолюбии, советовали верующим в день Обрезания поститься. "Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы, — говорил св. Амвросий словами ап. Павла в день Обрезания, — боюсь за вас, не напрасно ли я у вас трудился. А наблюдает день и месяц тот, кто в сии дни не постился, и не приходил в Церковь; наблюдал день тот, кто вчера не приходил в Церковь, а ходил в собрание язычников. Итак, братия, со всем тщанием будем уклоняться забав и празднеств язычников и, когда они пируют и веселятся, будем целомудренны и постны, чтобы они научились умерять свою радость нашим воздержанием. И избегать должны мы не только сообщения с язычниками, но и с иудеями"[2]. "Для прекращения плотского и сладострастного веселия язычников, будем все, — говорит Августин в день Обрезания, — при помощи Божией поститься, исключая тех, которые не могут снести поста по слабости здоровья, и за тех жалких, которые настоящие дни нового года, по своему нечестивому обычаю, проводят в роскоши и невоздержании, будем всенародно умолять Бога"[3]. Этот пост продолжался в некоторых местах около трех дней, как видно из 17 правила второго Туронского Собора, бывшего в 567 году[4]. В этом правиле говорится: "Поелику между праздниками Рождества Христова и Богоявления отправляются у язычников празднества, то во время их, три дня, должно поститься". Впрочем, из свидетельств Амвросия, Августина и из постановления Туронского Собора видно, что пост в честь Обрезания Господня установлен был древле преимущественно на Западе. В VI веке, когда празднование январских календ, при ревностном содействии Отцов Церкви, у язычников и христиан почти прекратилось, праздник Обрезания Господня стали совершать христиане не в плаче и сетовании, но в веселии и радости, как прилично христианскому торжеству. Это видно из того, что позже VI века у писателей Церкви уже не встречается бесед против январских календ; между тем как до VI века они все почти писали против сего языческого празднества. Во Франции первый день января до XV века был днем покаяния и поста. Там в 1444 году, по предложению парижского богословского факультета, установлен торжественный праздник Обрезания Господня без поста, называемый на Западе также праздником св. имени Иисуса[5]. Праздник св. имени Иисуса первоначально установлен был в Ордене францисканов бернардином и подтвержден в 1530 г. папою Климентом VII, который назначил праздновать день имени Иисуса 14 января. Это приняли во многих местах и праздновали во второй воскресный день после Богоявления. В 1721 году Иннокентий XIII распространил это празднование по всей латинской Церкви. Таким образом, на Западе в память события в 8 день по рождестве Иисуса Христа образовались два праздника: 1 января праздник Обрезания, 14 января — праздник имени Иисуса[6].
Предмет праздника.
Хотя праздник 14 (1) января называется в богослужебных книгах Прав. Церкви Обрезанием по плоти Господа нашего Иисуса Христа, но она в этот день, согласно со свидетельством Евангелия (Лк. 2, 21), празднует не только обрезание Господа, но и наречение Ему чудодейственного и спасительного имени Иисус. "Приидите, — произносит она в день Обрезания, — Владыки славная Христова наименования во святыни торжествуем: Иисус бо боголепно наречеся днесь[7]. В осьмый день образуется, яко младенец, Владыка: Иисуса же приемлет именование, яко мира есть Спас и Господь"[8]. Поэтому в день Обрезания Господня Церковь исполняется тою радостию, что данное в этот день бестленному Младенцу достопоклоняемое имя Иисус есть сокровищница и залог нашего спасения и поклонения. О величии этого имени предсказывали пророки (Мф. 12, 21), что во славе имени Господа Бога своего пребудут верующие; зане возвеличится до коней, земли (Мих. 5, 11; Иер. 33, 16). Ангел Господень благовествовал Иосифу об Иисусе Христе пред Его рождением: наречеши имя ему Иисус: той бо спасет люди своя от грех их (Мф. 1, 21). И сам Господь пред своим вознесением на небо предрек ученикам своим: именем моим бесы ижденут: языки возглаголют новы: змия возьмут: аще и что смертно испиют, не вредит их: на недужные руки возложат и здрави будут (Мк. 16, 17). Мнози бо приидут во имя мое (Мф. 24, 5). Освятительная и спасительная сила чудодейственного имени Иисус открывалась и доселе открывается в области духов, природы и человека (Лк. 10, 17; Деян. 3, 6;16). Именем Иисус злые духи изгоняются, больные исцеляются, природа освящается, теряет вредоносную свою силу и служит на пользу верующим. И не только в устах верующих и для верующих, но и в устах неверующих и для неверующих имя Иисус чудодейственно и победоносно. Во дни земной жизни Христа именем Иисус изгоняли бесов даже не ходившие в след Его (Мк. 9, 38—39). По вознесении Господа начата нецыи от скитающихся Иудей заклинателей именовати над имущими духи лукавые Господа Иисуса, глаголюще: заклинаем вы Иисусом, его же Пав&г проповедует (Деян. 19, 13). Повсюдная сила имени Иисуса свидетельствует, что несть иного имени под небесем, данного в человецех, о нем же подобает спастися нам (Деян. 4, 12). Бог дарова Ему имя, еже паче всякого имени, да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных, земных и преисподних (Флп. 2, 9—10). Слова апостола, означающие божественную славу Спасителя, исполнились в некоторой степени даже видимо. Имя Иисус действительно выше всякого имени. К нему благоговеют христиане, воздавая Спасителю Божеское поклонение, и число этих поклонников, исповедующих Христа Иисуса и имя Его непрестанно выражающих словом и знамениями, в настоящее время составляет лучшую часть рода человеческого. Оно славно даже у неверующих во Христа Спасителя[9]. Но когда проповестся eвaнгелиe царствия по всей вселенной, во свидетельство всем языком (Мф. 24, 14), слава Иисуса Сына Божия, Коему дана всякая власть на небеси и на земли (Мф. 28, 18), наполнит все концы мира. Беспримерная слава имени Иисуса Христа есть могущественное свидетельство Его Божественного посланничества (Ин. 5, 36).
Продолжение и богослужение праздника.
Праздник Обрезания и наречения Господа по плоти не имеет ни предпразднества, ни попразднества и продолжается один день, богослужение в этот праздник совершается как в честь этого события, так вместе и в память св. Василия Великого. Церковь в своих песнопениях говорит: "Плотское обрезание боговочеловечного Слова и память Василия Великого почитаем[10]. Сугуб праздник днесь Обрезания, яко младенца Владыки, явльшагося на земли, и память раба мудра и треблаженна"[11]. На всенощном бдении в честь обрезания и наименования Господа Иисусом Церковь произносит в трех паремиях: в первой о наречении Авраама и об установлении и значении обрезания (Быт. 17,1-27), во второй (Притч. 8, 22—30) и третьей (Притч. 10, 31; 11, 1—2; 3—12) о воплощенной премудрости Божией, т. е. о воплощенном Сыне Божием. На Литургии Василия Великого 14 (1) января чтением Апостола (Кол. 2, 8—12) Церковь возвещает о воплотившемся Сыне Божием, в Котором живет всяко исполнение божества телесне, и о нашем духовном нерукотворенном Обрезании чрез Крещение. Евангелие благовествует об обрезании Господа и наречении Ему имени Иисус, о возрастании и укреплении его духом, премудростию и благодатию, по человечеству, и о Его Божественной мудрости, которую Он явил в храме Иерусалимском среди учителей иудейских, будучи 12 лет (Лк. 2, 20—21; 40—52).
После Литургии Церковь совершает молебствие на новый год, который начинать 1 января принято с 1701 года.
Поучительность праздника.
С благоговением воспоминая в осьмый день по рождении Спасителя обрезание и наречение Его по человечеству, Церковь сим воспоминанием вопреки древним лжеучителям утверждает веру нашу в ту непреложную истину, что Иисус Христос есть Богочеловек и принял не мнимое и призрачное, а истинное тело человека[12]. Святая Церковь в день Обрезания Господня поет: "На престоле огнезрачном в вышних Седяй со Отцем безначальным и божественным твоим Духом, благоволил еси родитися на земли, от отроковицы неискусомужныя твоея матере Иисусе: сего ради и обрезан был еси яко человек осмодневный[13]: осмодневный по матери, безначальный по Отцу"[14]. "Приим обрезание Спаситель, да тем еретическая заградятся уста глаголющих, яко плоти нашея не прияти Христу, а по привидению родитися"[15]. Таким образом, праздник Обрезания и наречения Господа обличает также тех лжеучителей, которых заблуждения ниспровергают и праздник Рождества Христова[16].
Примером Спасителя, не имевшего нужды в обрезании, но принявшего по закону и обрезание, и имя, что служило знаком вступления в Ветхий Завет с Богом, Церковь нравственно научает нас постоянному повиновению и покорности законам для нашего блага и для христианского примера другим. "Неустыдеся всеблагий Бог плотским обрезанием обрезатися: но даде Самого себе образ и начертание о всем ко спасению: ибо закона Творец законная исполняет"[17]. Обрезание, которое Господь принял как знамение завета Бога с человеками, и имя как печать своего служения спасению мира внушают, что и мы, вступившие в Новый Завет с Богом, должны быть обрезаны обрезанием нерукотворенным, в совлечении тела греховного плоти, в обрезании Христове (Кол. 2, 11). Христианское имя наше должно быть не мертвым звуком, а живым свидетельством того, что мы посвящены на служение Богу и находимся в благодатном союзе с Ним для Его славы и нашего вечного спасения и блаженства.
Примечания:
[1] In libro sacramentorum de circulo anni.
[2] Sermo VII de kalendia ianuariis, no изданию Бенедиктинцев, том. 2.
[3] Sermo CXXX de calendis ianuariis, по изданию Бенедиктинцев, том V.
[4] См. также IV Толедский Собор, прав. XI; Трул. Собор, прав. LXII.
[5] Dictionnaire de Theolog. par Bergier, circoncision.
[6] Manuel de fetes et solenniles de 1 eglise, par Philbert.
[7] См. припевы на 9 песни канона в день Обрезания.
[8] Канона песнь 8.
[9] Коран, гл. III, ст. 40.
[10] На стиховне стихиры на малой вечерни 1 января.
[11] Канона песнь
[12] См. Следован. Псалтыр. 1 января
[13] Тропарь и кондак праздника. Также Следован. Псалтыр. 1 января
[14] Стиховне на «Господи воззвах».
[15] Пролог. 1 января
[16] См. Поучительность праздника Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа по плоти
[17] Стихиры на «Господи воззвах».