Протоиерей Григорий Дебольский
Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви.
Праздники в честь событий жизни Пресвятой Богородицы.
Благовещение Пресвятой Богородицы.
7 апреля (25 марта)
Событие праздника.
Наименование и древность праздника.
Важность праздника.
Продолжение и богослужение праздника.
Поучительность праздника.
Событие праздника.
Когда настало время Сыну Божию соделаться человеком, в целом мире не было святее и достойнее Девы Марии "бесплотного воплоти Бога и послужити таинству спасения нашего". Живя в обители храма Иерусалимского до совершеннолетия[blago-1] и непрестанно упражняясь в Богомыслии, молитве и чтении книг Божественных, св. Дева, по сказанию отцов Церкви, знала о приближавшемся времени пришествия обетованного Мессии не только из пророчеств, но и по непосредственному откровению от Бога, благоволившего предвозвестить ее о воплощении от нее Сына Божия еще во время пребывания ее во храме Иерусалимском.[blago-2]
Незадолго до Благовещения, по преданию около 4 месяцев,[blago-3] св. Дева обручена была праведному Иосифу, чтобы он был защитником и свидетелем ее целомудрия и чтобы ее священное девство не казалось осуждением брака. По обручении она жила в доме Иосифа в галилейском городе Назарете. Предание говорит: "И был Иосиф святый мнимый ее муж (Лк. 3, 23), целомудренный хранитель девства ея, и служитель девическому житию, великия святыни исполненному. В доме своего обрученника пречистая Дева не изменила прежнего своего жития, которое вела во Святая святых. Она ни в чем ином упражнялась, как только в молитве, в чтении Божественных книг и в обычном приличном рукоделии. Для нее дом Иосифов был как храм молитвенный, из коего она никуда не выходила и ни с кем не беседовала, разве с дочерьми Иосифа".
В галилейский город Назарет, в дом Иосифа, ко св. Деве Марии, в 6 месяц по зачатии Иоанна Крестителя, послан был Архангел Гавриил возвестить ей тайну воплощения от нее Бога Слова. Радуйся благодатная: Господь с тобою: благословенна ты в женах, - приветствовал ее небесный вестник словами, которые Церковь ныне ежедневно повторяет в молитве: "Богородице Дево, радуйся!"
Пред явлением Архангела св. Дева пребывала в молчании, упражняясь в чтении Писания и в Богомыслии.[blago-4] Она же, видевши Архангела, смутися о словеси его, и помышляше, каково будет целование (приветствие) сие. Не бойся Мариам, обрела бо ecu благодать у Бога, сказал ей Архангел. И се зачнеши во чреве и родиши сына и нарсчеши имя ему Иисус. Сей будет велий, и Сын вышняго наречется: и даст ему Господь Бог престол Давида отца его: и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию его не будет конца. Како будет сие, идеже мужа не знаю, спросила Дева? Дух Святый найдет на тя, сказал Архангел, и сила Вышняго осенит тя: тем же и рождаемое свято, наречется Сын Божий. И се Елисавет южика твоя, и та зачат сына в старости своей: и се месяц шестый есть ей нарицаемый неплоды: яко не изнеможет у Бога всяк глагол. Се раба Господня, буди мне по глаголу твоему, отвечала Архангелу смиренная и совершенно преданная в волю Божию Дева (Лк. 1, 26-38). Так "Архангеловым гласом отгнано погибельное слово диавола - искусителя праматери Евы!".[blago-5]
После Благовещения Мария пошла к родственнице своей, праведной Елисавете,[blago-6] и истица тайны Благовещения открылась при свидании их. Когда, пришед в дом Захариин, благодатная Дева приветствовала Елисавету, благодать Св. Духа исполнила ее, и ее младенца. Во чреве Елисаветы взыгрался младенец радостью и исповедал воплотившегося Господа, а мать, исполнясь Духа Святого, в чувстве святейшего восторга назвала Марию благословенною в женах, матерью Господа, блаженною: благословенна ты в женах и благословен плод чрева твоего. И откуда мне сие, да прииде мати Господа моего ко мне: блаженна веровавшая! Мария ответствовала Елисавете пророчественными словами смиренного благодарения Богу: величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем: яко призре на смирение рабы своея: се бо отныне ублажать мя ecu роди (Лк. 1, 39-55).
Наименование и древность праздника.
В воспоминание Архангельского Благовещения Пресвятой Деве Прав. Церковь ежегодно совершает праздник, который, согласно со словами благовестника Пресвятой Деве Марии: радуйся благодатная, и сообразно с тою радостью, какою сопровождалось благовестие о воплощении Сына Божия (Лк. 1, 28. 41. 44. 47), назван Благовещением Богородицы. "Куда обрадованная Благовещением Мария ни приходила, там все исполнялось радости", - говорит св. Златоуст.[blago-7]
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы начался с первых времен христианской Церкви. О древности его свидетельствуют в своих поучениях, произнесенных в этот праздник, св. Отцы: 3 века св. Григорий неокесарийский, 4-ro века св. Афанасий александрийский, св. Иоанн Златоуст, блаженные Иероним и Августин и другие.[blago-8] Иероним пишет, что в Назарете, на том самом месте, где Архангел благовествовал Деве Марии о зачатии от нее Спасителя, сооружен был храм в память Благовещения Богородицы.[blago-9] Августин говорит: "Предками предано Церкви, что воплощение совершилось 25 марта".[blago-10] И без сомнения, по этому преданию день Благовещения был праздником от времен Апостольских, согласно с Евангелием, которое изображает событие Благовещения высоким праздником в доме Иосифа и Захарии.
Св. Отцы Церкви в своих писаниях объясняют и то, почему Сын Божий благоволил воплотиться в 25 день марта (как называют его римляне). Христос воплотился в утробе Девы в 25 день марта потому, отвечает св. Афанасий, что в этот день первоначально Бог создал человека.[blago-11] Св. Анастасий, архиепископ антиохийский, писатель 6-го века, основываясь на предании, говорит "что сотворение человека было в 25 день марта; а поэтому и Гавриил в этот день послан был благовестить Деве нетленное от нее воплощение Спасителя и предвозвестить ей имеющее совершиться чрез нее спасение человеков. Ибо прилично, чтобы согрешивший и воссоздан был в такое же время, в какое создан".[blago-12] В 5 веке Анатолий константинопольский, в 7 Андрей иерусалимский, в 8 св. Дамаскин, в 9 Феофан и другие написали многие хвалебные песни на день Благовещения Богородицы, которыми ныне Церковь прославляет событие Благовещения.
Важность праздника.
День Благовещения есть древний, великий, дванадесятый праздник вселенской Церкви. Событие Благовещения изображается в Евангелии высочайшим, всемирным, всерадостным, вечным, божественным. По словам Церкви, оно есть главизна нашего спасения, явление таинства от века предопределенного, исполнение благословения, данного Богом Аврааму, Исааку, Иакову, Давиду. В настоящий день благословенная в женах зачала Семя благословения для всех племен земных (Быт. 23, 18). В настоящий день Слово плоть бысть и вселися в ны (Ин. 1, 14); Бог соединился с человеками и все преобразования и пророчества ветхозаветные об этом благодатном и обетованном событии в лице Пресвятой Девы Марии исполнились. В настоящий день она действительно сделалась раем, как поет Церковь: "Тайн еси, Богородице, рай". Она зачала и произрастила благословенный плод - Христа Бога нашего, плотию и кровию Коего питаются верующие для жизни вечной. Лествицею, виденною Иаковым, коею снишел с небес Сын Божий для спасения мира (Быт. 28, 11-17). Чермным морем, в коем, как славословит Церковь, "неискусобрачныя невесты образ написася иногда: тамо Моисей, разделитель воды, здеже Гавриил, служитель чудесе, тогда глубину шествова немокренно Израиль, ныне же Христа роди бессеменно Дева. Море, по прошествии Израилеве, пребысть непроходно: непорочная, по рождестве Еммануилеве, пребысть нетленна". Купиною, в коей Господь "Моисею Девы чудо на Синайской горе прообразил", как произносит Церковь. Купина, горевшая огнем, но не сгоравшая, прообразовала приснодевственную Марию; и как купина освятилась снисшествием Господа (Исх. 3, 5) так сама Богоматерь, чрез воплощение от нее Сына Божия, сделалась честнейшею Херувимов. Столпом огненным и облачным. Древле в этом столпе сам Бог руководил израильтян в пустыне (Исх. 13, 21),[blago-13] так Пресвятая Дева Мария носила в себе Бога, руководящего всех в землю вечного наследия. Скинею свидения, селением Бога и ее существенными принадлежностями, как то: кивотом завета, златою стамною, носящею манну плоти и крови Сына Божия, которыми питаются и оживотворяются верующие; чудодейственным жезлом, из коего произник благоухающий цвет - Христос Господь; одушевленным престолом Вседержителя, пред которым с благоговением предстоят Херувимы; златым свещником, - от коего воссиял истинный свет всему миру (Евр. 9, 1-9); Руном, на которое низошла роса небесная, когда вся земля была суха от беззаконий (Суд. 6, 37-40); вратами храма, виденного Иезекиилем. Сия врата заключений будут, и неотверзутся, и никтоже пройдет ими; яко Господь Бог Израилев пройдет ими и будут заключенна (44, 2) и проч.
Сообразно со словами Евангелия прославляют событие Благовещения св. отцы в своих писаниях и Церковь в своих песнопениях и постановлениях на праздник Благовещения. Св. Афанасий Великий называет этот праздник господским.[blago-14]
Продолжение и богослужение праздника.
Праздник Благовещения бывает и продолжается различно: начинаясь с четверга 3-й недели Великого поста восходит до среды Светлой седмицы.[blago-15] Если случится прежде Лазаревой субботы: продолжается три дня; если в эту субботу, то - два дня с одним предпразднеством; если же в седмицу страстную или светлую: то один день.
богослужение в праздник Благовещения Церковь начинает всенощным бдением, на великом повечерии которого прославляет, как и во дни Рождества Христова и Богоявления, воплощение Божества в человечестве пением пророческих слов: С нами Бог. Разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог. Евангелие на всенощном благовествует о событии Благовещения и есть то же, которое произносится на всенощном в праздники Рождества и Введения Богородицы. Пред Литургиею в день Благовещения установлено исходить "со кресты с литиею вне монастыря" в знак особенного умилостивления Бога и торжества. Праздник Благовещения большею частью бывает в Великий пост, во дни коего совершается по Уставу Прав. Церкви иногда Литургия св. Иоанна Златоуста, иногда св. Василия Великого, а иногда Литургия Преждеосвященных даров. Шестой Вселенский Собор, бывший в 691 году, 52-м правилом определил не совершать в праздник Благовещения, в какой бы день Великого поста ни случился он, Литургии Преждеосвященных даров и тем показал величие праздника. Апостол на Литургии возвещает нам о истинном соединении Божества и человечества в лице воплотившегося Сына Божия. Понеже дети приобщишася плоти и крови, и Той приискренне приобщися тех же, да смертию упразднит имущего державу смерти, сиречь диавола (Евр. 2, 11-18). Евангелие благовествует о событии воплощения (Лк. 1, 24-38).
По великому торжеству Благовещения празднование ему не отлагается даже на Пасху, и самый пост ослабляется, если это торжество случится в св. Четыредесятницу. На другой день праздника Благовещения Церковь с благодарными песнями собирается для богослужения в честь Архангела Гавриила, - благовестника Марии о воплощении от нее Сына Божия.
Поучительность праздника.
Праздник Благовещения, служа ко славе воплощения Бога Слова, между прочим прославляет нераздельное и неслиянное соединение двух естеств во Иисусе Христе. "Мы проповедуем, - говорит св. Афанасий Великий, - не только воплощение, но с воплощением и вочеловечение Сына Божия, дабы не показаться, что мы, подобно нечестивым лжеучителям, принимаем воплощение Его за бездушное и неразумное. Говоря о воплощении и вочеловечении, мы приемлем и плоть и означаем душу разумную".[blago-16] Церковь в день Благовещения поет при богослужении: "Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий, Сын Девы бывает" и проч.
Примером Пресвятой Девы праздник Благовещения, свидетельствуя о соединении Божества с человечеством, научает нас высокому смирению и непоколебимой вере при непостижимых тайнах Слова Божия, умудряющего нас во спасение. В словах благовестника Пресвятой Деве изображается чудное сочетание человеческого и божественного, земного и небесного, временного и вечного, - сочетание непостижимое для ума человеческого. Архангел говорил Деве: се зачнеши во чреве, и родиши сына и наречеши имя ему Иисус. Здесь слова Архангела указывают на человеческое рождение. Но Сей будет ее велий и Сын Вышняго наречется, - здесь слова благовестника обращены к Божеству Воплощающегося. И даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его, - здесь опять слова о видимом наследии престола Давидова. И воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию его не будет конца, - здесь напротив слова о царстве духовном и вечном. Какое непостижимое соединение Божества и человечества! В объяснение сей недомыслимой тайны благовестник присовокупил только, что воплощение совершится наитием и осенением Духа Святого, - всемогущею благодатию Божиею, и Пресвятая Дева со смирением и верою приняла небесные глаголы. В простоте смирения и веры своей соделалась высочайшим орудием воплощения для Невместимого, невестою неневестною. Высоко смирение! Божественна вера! Блаженна веровавшая.
Св. Дмитрий, митрополит ростовский, размышляет: "Послан бысть Ангел во град галилейский, ему же имя Назарет. Галилея была страна языческая, хотя отчасти населена и израильтянами: однако более язычниками; поэтому и в Писании говорится о ней: Галилея язык (Мф. 4, 15). И это страна у израильтян была в презрении, как населенная грешными людьми, иноязычными и неверными. Иудеи с упреком говорили о Галилее: испытай и вижд, яко пророк от Галилеи не приходит (Ин. 7, 52). Также и Назарет, город галилейский, был у них в уничижении; они говорили о нем: от Назарета может ли что добро быти (Ин. 1, 46). Но посмотрите Божие изволение: где Господь восхотел иметь пречистую Себе Матерь: не в стране иудейской, ни во святом великом городе Иерусалиме, но в грешной Галилее и в малом Назарете, да покажет, что Он грешных ради пришел на землю: не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние (Мк. 2, 17), и от неверных верную себе собрать Церковь; и что Он на смиренных и уничиженных призирает милостиво, а не на гордых и славных. И в малом городе Назарете избирает Себе в сем мире последнейшее место, и смиряется даже до рабия зрака (Флп. 2, 7). Малый город был Назарет, но сколь великой благодати сподобился, какой не удостоились все прочие израильские, великие, до небес возносящиеся, грады! В Назарете малом обитала высшая всех святых Ангелов Дева; туда Гавриил посылается, там Дух Святый ее осеняет, там Бог Слово воплощается: ибо где смирение, там и слава Божия воссияет. Гордые враждебны Христу, смиренные же приятны Ему".
[blago-1] См. выше в подстрочн. примеч.
[blago-2] Чет. Мин. 25 марта.
[blago-3] Там же.
[blago-4] Во свидетельство постоянного упражнения Пресвятой Девы в чтении Писания и Богомыслии на иконах Благовещения изображается пред нею разгнутая книга.
[blago-5] 25 марта стихир, на Господи воззвах.
[blago-6] О Елисавете и о родстве ее с Богоматерью см. ниже, часть 2, в отделении о праведных, 5 сентября.
[blago-7] В Чет. Мин. слово св. Златоуста на Благовещение.
[blago-8] Sermon 17, 18, de Sanctis.
[blago-9] De locig hebraicis - de Nazareth. De actis Apostolorum.
[blago-10] Lib. 4, de Trinitate, cap. 5.
[blago-11] Ответ 47 князю Антиоху.
[blago-12] В слове на день Благовещения.
[blago-13] Св. Григорий Нисский. О жизни Моисея Законодателя.
[blago-14] В слове на Благовещение.
[blago-15] См. Церковный Устав, 25 марта.
[blago-16] В слове на Благовещение Пресвятой Богородицы.