Протоиерей Григорий Дебольский
Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви.
ПРАЗДНИКИ.
Все христианские праздники и дни богослужения Прав. Церкви обыкновенно разделяются на церковные и гражданские, на табельные и нетабельные, на общие и местные, преходящие и непреходящие, на Господни, Богородичны и святых.
Праздники церковные.
По началу установления своего праздники делятся на церковные и гражданские.
Церковными можно назвать те праздники и дни богослужения, для которых началом установления служили события преимущественно церковные; таковы дни Господни, Богородичны, Святых и проч.
Церковные праздники по важности воспоминаний делятся на великие, средние и малые. От этого зависит различие Божественной службы, совершаемой в праздники церковные, и знаков, которыми они отмечаются в Церковном Уставе и Святцах. [П1]
[П1] О церковном разделении праздников на великие, средние и малые и о различии церковной службы в оные, см. Церковный Устав, гл. 47.
Праздники церковные великие.
Великие церковные праздники снова разделяются на три разряда: к первому принадлежит высочайший праздник христианства - Пасха, ко второму - дванадесятые, к третьему - великие не дванадесятые.
Великие дванадесятые.
Двенадцать из великих праздников называются дванадесятыми. Они установлены во славу Бога и Господа нашего Иисуса Христа и в честь Пресвятой Богородицы; поэтому одни из них называются Господними, а другие Богородичными. Дванадесятые праздники Господни и Богородичны, по течению церковного года, следующие: 1) день Рождества Пресвятой Богородицы; 2) Воздвижения Креста Господня; 3) Введения во храм Пресвятой Богородицы; 4) Рождества Христова; 5) Крещения Господня и купно Богоявления; 6) Сретения Господня; 7) Благовещения Пресвятой Богородицы; 8) Входа Господня в Иерусалим; 9) Вознесения Господня; 10) день Пятидесятницы; 11) Преображения Господня, и 12) Успения Пресвятой Богородицы. В 16 веке Никифор Каллист наименования дванадесятых праздников изложил в стихах. [П2]
Высочайший праздник Христианства и кругом его дванадесятые изображаются, по древнему обычаю Прав. Церкви, все вместе на одной деке. Так изображаемы были главные праздники уже в 11 веке. В творениях Иоанна, митрополита евхаитского, есть стихи на изображение главных праздников Церкви. Иконы дванадесяти праздников бывают в каждом прав. храме.
Примечание. Нельзя не заметить, что благочестивые Цари Русские с особенной заботливостью пеклись о том, чтобы во св. храмах находились иконы дванадесяти праздников. В 1627 году образа 12 праздников царской грамотой повелено было дать в Никольскую церковь Ныробского погоста в Пермской губернии. [П3]
Великие не дванадесятые.
Третьего разряда великие праздники суть: день Покрова Пресвятой Богородицы (14) 1 октября; Обрезания Господня (14) 1 января; рождества Иоанна Предтечи 7 июля (24 июня); день Петра и Павла 12 июля (29 июня) и Усекновение главы Предтечи 11 сентября (29 августа).
Все вообще великие праздники, дванадесятые и не дванадесятые, отличаются в Церковном Уставе полным праздничным знаком красного креста в красном круге.
[П2] - De dominicis et hebdomadibus Graecorum. 11, Allatii.
[П3] - История, акты, том III, № 149, изд. Археограф. Комм. 1841 г.
ПРАЗДНИКИ ЦЕРКОВНЫЕ СРЕДНИЕ.
Средние церковные праздники двоякого вида. Первого вида средние праздники имеют отличительным знаком красный крест в полукружии. Таковы дни: св. Иоанна Богослова 9 октября (26 сентября) и 21 (8) мая; св. Иоанна Златоустого 26 (13) ноября; св. Николая Мир Ликийских 19 (6) декабря; св. трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого 12 февраля (30 января); св. великомученика Георгия 6 мая (23 апреля), и другие.
Второго вида средние праздники имеют отличительным знаком красный крест без полукружия. Таковы дни: Положения ризы Господней 23 (10) июля; Владимирской иконы Богоматери 3 июня (21 мая) и 8 сентября (26 августа); Тихвинской 9 июля (26 июня); Казанской 21 (8) июля и 4 ноября (22 октября); Смоленской 10 августа (28 июля); Архистратига Михаила 21 (8) ноября; обретения главы Предтечи Христова 9 марта (24 февраля) и 7 июня (25 мая); св. пророка Илии 3 августа (20 июля); св. апостолов из лика 12-и евангелистов; св. равноапостольных Константина и Елены 3 июня (21 мая); св. Владимира 28 (15) июля; св. Василия Великого 14 (1) января; Григория Богослова 7 февраля (25 января) и св. Златоуста 9 февраля (27 января); святителей всея России Петра 3 января (21 декабря), Алексия 25 (12) февраля, Ионы 28 (15) июня, Филиппа 22 (9) января, Димитрия, митрополита Ростовского 4 октября (21 сентября); св. преподобных и богоносных отец Сергия Радонежского 8 октября (25 сентября), Димитрия Солунского 8 ноября (26 октября), Антония Великого 30 (17) января, Антония Печерского 23 (10) июля; Федоосия Печерского 16 (3) мая, и другие.
ПРАЗДНИКИ ЦЕРКОВНЫЕ МАЛЫЕ.
Малые церковные праздники также двух видов. Первого вида малые праздники имеют отличительным знаком три точки в красном полукружии спец знак. Таковы дни зачатия Предтечи Христова 6 октября (23 сентября), св. трех святителей Петра, Алексия и Ионы 18 (5) октября, и другие.
Второго вида малые праздники имеют знаком три точки в полукружии черном; например: дни св. Богоотец Иоакима и Анны 22 (9) сентября, св. первомученицы Феклы 7 октября (24 сентября), и другие.
ПРАЗДНИКИ ГРАЖДАНСКИЕ.
Гражданскими праздниками можно назвать те дни богослужения, для которых началом установления служило событие гражданское, соединенное с церковным. Таковы: дни нового года, дни Царские, дни установления знаков отличия, или кавалерские, дни побед, или викториалъные, и дни избавления от бед.
Высокоторжественные и торжественные.
Некоторые из гражданских праздников, и именно дни Царские, по важности воспоминаемых событий разделяются на высокоторжественные и торжественные, отличаемые в некоторых месяцесловах знаком короны.
ПРАЗДНИКИ ЦЕРКОВНЫЕ ТАБЕЛЬНЫЕ.
Праздники церковные и гражданские и все дни богослужения по важности своих воспоминаний и по особенному некоторых из них назначению разделяются на табельные и нетабелъные. Название табельных дней произошло от круга обращения луны. Древле при начале каждого года в некоторых местах означали буквами на выставленных всенародно таблицах (tabella), или табелях, число лет, протекших от начала текущего круга луны, по коему определялось: в какие дни имеют быть новомесячия и другие числа текущего года. [П4]
Примечание. Пример таких табелей можно найти в постановлениях карфагенского Собора, который извещал христиан о времени празднования Пасхи. [П5]
По употреблению в настоящее время, табельные дни суть те, в которые, согласно с заповедью Церкви, закон гражданский освобождает нас от дел житейских, к каким кто призван в обществе, для беспрепятственного служения Богу; судебные места от собраний, исключая чрезвычайные случаи, и училища от учения; запрещает производить казенные и другие общественные работы, исключая особенные случаи, и вообще запрещает отправление должностей и службы, исключая только нижних полицейских мест, которых должности и служба касаются общей тишины и спокойствия. Крестьянам закон запрещает работать в праздники и тем лишать себя возможности бывать в церквях и слушать слово Божие.
Дни, которые по предписанию закона гражданского должно посвящать отдохновению от трудов и набожному благоговению, суть: все воскресные, и также первый день нового года 13 (1) января; день Богоявления 19 (6) января; Сретения 15 (2) февраля; Благовещения 7 апреля (25 марта); Николая чудотворца 9 мая; ап. Петра и Павла 12 июля (29 июня); Преображения Господня 19 (6 августа); Успения Богородицы 28 (15) августа и Усекновения главы св. Предтечи 11 сентября (29 августа); Рождества Богородицы 21 (8) сентября; Воздвижения Креста 27 (14) сентября и Иоанна Богослова 9 октября (26) сентября; Покрова Богородицы 14 (1) октября и Казанские иконы Богоматери 14 ноября (22 октября); Введение во храм Богородицы 4 декабря (21 ноября); Николая Чудотворца 19 (6) декабря; 7, 8 и 9 января (25, 26 и 27 декабря) для праздника Рождества Христова; сверх сего те числа, в которые бывают пяток и суббота сырной недели, четверток, пятница и суббота страстной седмицы; пасхальная (светлая) неделя вся; день Вознесения Господня и день св. Духа, и те числа, в которые празднуются дни рождения и тезоименитства государя императора и государыни императрицы, день тезоименитства государя наследника; день восшествия на престол, день венчания и миропомазания на царство. [П6]
[П4] Опыт о времясчислении Штейнгейля, кн. 2, гл. 5, § 223.
[П5] Карф. Собор, прав. 43, 62.
[П6] Свод Закон, том 14, с. 29, 32.
ПРАЗДНИКИ ОБЩИЕ, МЕСТНЫЕ И ХРАМОВЫЕ.
Дни богослужения по месту хранения их разделяются на общие, равноторжественно отправляемые всею Прав. Церковью; таковы праздники церковные великие, средние и малые, дни Царские и проч., и на местные и храмовые, совершаемые с особенною торжественностью в некоторых местах во дни, ознаменованные явлениями особенного промысла Божия, и во дни освящения храмов, или чаще во дни Господа, Пресвятой Богородицы и святых, которым посвящаются храмы православных христиан.
НЕПРЕХОДЯЩИЕ И ПРЕХОДЯЩИЕ.
Дни Богослужения всеобщие и местные по времени хранения их разделяются на непреходящие, которые постоянно бывают в одни и те же числа месяца, и преходящие, которые ежегодно бывают в разные числа. Порядок первых большей частью зависит от праздника Рождества Христова, последних - от праздника Пасхи.
ДНИ ГОСПОДНИ, БОГОРОДИЧНЫ И СВЯТЫХ.
Но как все праздники, всеобщие и местные, непреходящие и преходящие, и все дни богослужения совершаются Церковью одни во славу Бога и Господа нашего Иисуса Христа, другие в честь Божией Матери, третьи в честь прочих святых: поэтому все церковные дни Богослужения по цели празднования троякого рода, т.е. дни Господни, дни Пресвятые Богородицы и дни святых. В этом порядке они излагаются ниже, в настоящем сочинении.