Протоиерей Григорий Дебольский
Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви.
Пост Страстной седмицы.
За св. Четыредесятницей, которая оканчивается пятницей шестой седмицы Великого поста, непрерывно издревле следует пост Страстной седмицы.[post-124] "Воскресение Лазареве, неделю Ваий и св. седмицу спасительных страстей особенно от поста четыредесяти дней продолжаем, - говорит Симеон, епископ солунский, - ради самых Господних светлейших страстей, которые за нас претерпел Господь, бесстрастие нам даруя".[post-125] Хотя день Лазарева воскресения и Входа Господа в Иерусалим и не принадлежат Страстной седмице, но они суть дни плача и составляют как бы врата к страданиям Спасителя. В день воскресения Лазаря Господь возмутися Сам, прослезися и претя во Себе прииде ко гробу, и от тою дне, иудеи совещаша, да убиют Его. Равно и в день Входа в Иерусалим, Господь, видев град (Иерусалим), плакася о нем (Лк. 19, 14). Архиереи же и книжницы искаху Его погубити, по входе Господа в Иерусалим (Лк. 19, 47). Как пост св. Четыредесятницы начался по примеру Господа, 40 дней постившегося, так пост Страстной седмицы установлен по заповеди Его: придут дние, егда отъят будет от них Жених, и тогда постятся в тыя дни (Лк. 5, 35). В Апостольских постановлениях о посте Страстной седмицы говорится: "Господь заповедал нам поститься в те шесть дней по причине нечестия и злости иудеев, призывая сокрушаться и плакать о погибаемых. Он и Сам плакал об них, что они не уразумели времени посещения их. В среду и пятницу Господь установил поститься нам по причине предания и страдания Его. Разрешать же пост предписал в седьмой день после пения петуха, не потому, что надобно поститься в субботу, которая есть покой по сотворении мира, но что только в одну эту субботу надобно поститься, в которую Сам Творец был внутрь земли. Ибо в самый праздник свой иудеи взяли Господа, дабы исполнилось написанное: положиша знамения своя посреде праздника своего, и не познаша (Пс. 73, 4). Итак, нам должно плакать о них, что они не уверовали в пришедшего Господа, но отвергли учение Его, явив себя недостойными спасения.[post-126] Посему поститесь в дни Пасхи (т.е. Страстной седмицы), питаясь только хлебом и солью, овощами и водой: воздержитесь в эти дни от вина и мяса: это суть дни плача, а не веселия. В пяток и субботу пребудьте совершенно в посте, если вы крепки силами, - можете снести так, чтобы совершенно ничего не вкушать до петелоглашения. Если же кто не может провести двух дней в воздержании от пищи, тот да сохранит по крайней мере субботу. Ибо Господь говорит о Себе: егда отъят будет от них Жених, и тогда постятся в тыя дни. В сии-то дни Господь отнят был от лжеиудеев и к кресту пригвожден и со беззаконными вменен".[post-127] Св. Дионисий, архиепископ александрийский, около 260 года писал: "До времени воскресения Господа нашего надлежит постом смирять души; это все согласно признают. Впрочем, и все шесть дней постных (дни Страстной седмицы) не все равно и единообразно провождают: но одни проводят все эти дни без пищи, другие же два дня, иные - три, иные - четыре, а иные и ни одного".[post-128] "Шесть дней Пасхи (Страстную неделю), - говорит св. Епифаний кипрский, - весь народ проводит в сухоядении, употребляя только хлеб с солью и водой, и то - вечером; а ревностные к благочестию содержат пост по два, по три и четыре дня, а некоторые и всю седмицу, до пения петухов в ночь на день воскресения. В эту седмицу бывает шесть всенощных бдений и шесть Литургий (αυναξεις), которые в Четыредесятницу продолжаются до вечера".[post-129]
Сообразно с постановлениями Апостольскими и отеческими, Православная Церковь в Страстную седмицу предписывает пост второй степени - сухоядение, а в пятницу и субботу совершенное голодание для могущих.[post-130]
[post-124] Const, apost. Lib. 5, cap. 12. См. выше, с. 446.
[post-125] Нов. Скриж. о св. Четыредесятнице, - 6.
[post-126] Lib. 5. cap. 12.
[post-127] Там же, Lib. 5, cap. 17.
[post-128] В 1 правиле в книге правил.
[post-129] Изложение Кафолической веры, 22. Ересь, 29, 5, о монахах.
[post-130] Церковный Устав в Великий пяток.