Протоиерей Григорий Дебольский
Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви.
ТРИОДЬ
Зиждителю горних и дольних,
Трисвятую убо песнь от ангелов:
Трипеснец, же и от человеков приими.
Этими стихами начинается синаксарь на триодь. Триодь, или триодион, по-гречески значит трипеснец,. Так названа книга, содержащая чин богослужения в продолжение 18 недель, - 10 недель до Пасхи и 8 по Пасхе; потому что в это время поются при богослужении каноны и трехпесные. В 9 веке Иосиф и Феодор Студиты собрали вместе все, что до них было писано, привели в надлежащий порядок, присовокупили много стихир и канонов собственного произведения. И тогда образовался церковно-служебный молитвенник, заключающий в себе около ста шестидесяти служб, больших и малых, начинающихся с недели мытаря и фарисея, и оканчивающихся Великою Субботою. Они же, вероятно, дали своему собранию и название Триоди, хотя триодионы были известны еще прежде Студитов (около 200 лет). Никифор Каллист, писатель 14 века, объясняя значение триоди в синаксаре на неделю о мытаре и фарисее, говорит: "В настоящий день с Богом начинаем триодь, которую многие из святых и богоносных песнопевцев - отец наших, сложили прекрасно и как достойно движимые св. Духом. Первый из всех придумал это, т.е. три песни, великий песнопевец Косьма, [triod-1] для Великой и Святой седмицы страстей Господа и Бога - Спаса нашего Иисуса Христа, воспев в этих песнях события страстей седмицы и изложив наименование почти каждого дня этой седмицы в акростихах, [triod-2] думаю, в образ Святые живоначальные Троицы, и вероятно, из подражания песни ангельской, как можно заключить из стихов на триодь. [triod-3] По примеру его и прочие отцы, особенно же Феодор и Иосиф Студиты, сочинивши трехпесные каноны для прочих недель святые Четыредесятницы, передали сначала своей Студийской обители, более и более сии песни распространяя и приспособляя. Поелику первый день недельный, как воскресный, и начинает, и заключает собою седмицу, будучи первым, и осьмым, и конечным, то во второй день (понедельник) положили первую песнь (канонов), а в третий (вторник) - вторую; в четвертый (в среду) - третью; в пятый (четверток) - четвертую; в шестый (пяток) - пятую, а в седьмой, т.е. в субботу шестую и седьмую, а сверх того и прочие две (осьмую и девятую), которые поются и во все прочие дни. Триодь не собственно именуется, ибо не всегда имеет три песни; а предлагает также и полные каноны. Но я думаю, что имя триодь взято в обширнейшем смысле или от большего числа трипеснцев, или же от Великой седмицы, на которую в первый раз составлены трипеснцы".
Содержание триоди состоит в кратком воспоминании благодеяний Божиих, явленных в сотворении и спасении мира. Она представляет, что человек, Богом созданный для блаженства, завистью змия нарушил заповедь Божию, данную для научения его послушанию и преданности воле Божией, в чем заключается наше блаженство, и утратил свое блаженство. Отверженный Богом, грешник водим был дьяволом. По неизреченной любви к падшему человеку, Сын Божий спустился на землю, сделался человеком и открыл ему своим умением и примером новый путь к блаженству в вере в Бога, в смирении, посте, самоотвержении и других добродетелях и подвигах. Спаситель пострадал, умер, воскрес и вознесся на небо. По вознесении своем ниспослал Он Духа Святого на своих учеников и апостолов. Руководимые Духом Божиим, они проповедали миру Спасителя Сыном Божиим и Богом совершенным, и от всех концов земли призвали членов в царство благодати и славы. [triod-4] Таким образом, содержание триоди вкратце объемлет времена от сотворения мира до искупления его ходатайством Сына Божия.
По неделям Четыредесятницы, заключающимся в триоди, она разделяется на Великопостную и Цветную. Посему недели и в продолжение года можно разделить на три последования, - на недели 1) Великопостной триоди, 2) Цветной и 3) на недели вне триоди.
Недели Великопостной триоди.
Как Господь по Крещении Своем удалился в пустыню и там в уединении, посте и молитве провел 40 дней, так Православная Церковь вскоре после праздника Крещения своим богослужением начинает приготовлять нас к подвигам Великого поста, со времени последования Великопостной триоди. Триодь Великопостная содержит седмицы от недели мытаря и фарисея до Пасхи и начинается постоянно за 70 дней до этого великого и светлого праздника. Но как для празднования Пасхи положены 35 дней, в которые она попеременно бывает, то и начало Великопостной триоди, зависит от времени празднования Пасхи, бывает между числами 24 (11) января и 28 (15) февраля.
Сверх недель Великого поста триодь Великопостная заключает в себе и четыре предшествующие ему недели, назначенные Церковью для приготовления нас к подвигам св. Четыредесятницы - священными воспоминаниями, руководствующими к истинному покаянию, и постепенным водворением пощения, которое после сплошной, или первой приготовительной к Великому посту, седмицы, на следующей начинается двумя постными днями, и увеличивается на неделе сырной, или мясопустной. [triod-5] Из приготовительных недель первая, т.е. неделя мытаря и фарисея, принадлежит кругу триоди только воскресным днем, а прочие дни ее стоят вне триоди, ибо она начинается и оканчивается воскресным днем. Следовательно, полных приготовительных к Четыредесятнице седмиц три и, по словам Симеона, епископа солунского, установлены в честь Св. Троицы. [triod-6]
Богослужение приготовительное к Великому посту восприяло начало свое в древние времена. Между писаниями св. отец 4 и 5 века, - св. Амвросия медиоланского, Василия Великого, св. Златоуста, св. Прокла. св. Кирилла александрийского и других, есть беседы, которыми они приготовляли верующих к подвигам св. Четыредесятницы. Так некогда, св. Василий Великий перед св. Четыредесятницей поучал: "Господь говорит: егда же поститеся, не будите, якоже лицемери сетующе: ты же постяся помажи главу твою, и лице твое умый (Мф. 6, 16-17). Итак, согласно с сими наставлениями настроим дух наш и сретим наступающие дни не с мрачным лицом, но с светлым, как прилично святым". [triod-7] Св. Златоуст пред Четыредесятницей беседовал: "Сегодня радостно для нас торжество и собрание славнее обыкновенного. Что же за причина этого? Это действие поста, и, как я знаю, поста еще не наступившего, но ожидаемого. Он привел нас в отеческий дом и он же возвратил сегодня в материнские объятия Церкви и небрежнейших. И если только ожидаемый пост возбудил в нас такое тщание, то какое благоговение произведет в нас, когда наступит пост?" [triod-8]
Семидесятидневный период Великопостной триоди, изображая Иисуса Христа среди пустыни в посте и молитве, в искушении от дьявола, в искупительных подвигах страданий и смерти представляет особенно состояние унижения Господа и указывает на греховный плен наш, от которого освобождаемся мы подвигами благочестия в продолжение 70 дней, подобно древнему Израилю, который некогда по прошествии 70 лет избавился от тяжкого рабства вавилонского. Посему Церковь в некоторые из приготовительных к Великому посту недель, подобно древнему Израилю, оплакивает духовный плен грешников 136-м псалмом: на реках вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона. И как Вавилонский плен исправил древний Израиль от богопротивной наклонности к идолопоклонству, подвергшей его постыдному и тяжкому плену, так семидесятидневный период Великопостной триоди очищает и приготовляет нас к торжеству духовного избавления от греха и смерти, доставленному нам воскресением Спасителя из мертвых.
[triod-1] Епископ маиумский, живший в 1-й половине 8 века; Маиума близ Газы.
[triod-2] Акростих (άχρος "начальный", ςίχος "стих") - стихотворение, в котором из первых букв каждого стиха составляется целое речение.
[triod-3] См. выше в начале этой статьи.
[triod-4] См. Синакс. в неделю о мытаре и фарисее.
[triod-5] Синаксарь в субботу сырной недели.
[triod-6] 56 ответ епископу пентапольскому.
[triod-7] В слове о посте.
[triod-8] 22 беседа по случаю низвержения царских статуй, 14, 1.