Поведение православных христиан в Пасху.
В продолжение великого торжества Пасхи древние христиане ежедневно собирались для общественного богослужения, при котором пастыри Церкви предлагали верующим благочестивые поучения. "По святом и спасительном дне Пасхи, - говорил в 4 в. к оглашенным св. Кирилл иерусалимский, - со второго дня ее в каждый день седмицы, собираясь на св. место Воскресения, будете слушать поучения, если Богу угодно будет".[cvtr-65] Св. Златоуст некогда беседовал к народу в день Пасхи: "Разрешим начало грехов. Для этого вы ежедневно пользуетесь непрестанным учением: для этого мы, собираясь в продолжение семи дней, предлагаем вам духовную трапезу, доставляя вам наслаждение божественным словом, каждодневно назидая вас".[cvtr-66] В продолжение Светлой седмицы издревле запрещены театральные зрелища, дабы верующие не могли нарушить ими святости великого торжества, и запрещены были не только для христиан, но и для самих иудеев и язычников, чтобы и они знали, что есть время молений и увеселений.[cvtr-67] Согласно благочестию первых христиан, 6 Вселенским Собором, бывшим в 691 году, постановлено для верных: "От св. дня Воскресения Христа Бога нашего до недели Новые, во всю седмицу во св. церквах непрестанно упражняться во псалмах и пениях, и песнях духовных, радуясь и торжествуя во Христе, и чтению божественных писаний внимая и св. тайнами наслаждаясь. Ибо таким образом со Христом и мы купно Воскреснем и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни да не бывает конское ристание, или иное народное зрелище".[cvtr-68]
Воспоминая о великих благодеяниях, оказанных роду человеческому Воскресением Иисуса Христа, древние христиане великий праздник Пасхи святили особенными делами благочестия и благотворения. Подражая Господу, Своим Воскресением освободившему нас от уз греха и смерти, благочестивые Цари древние отверзали в праздник Пасхи темницы и, исключая уголовных преступников, давали виновным прещение,[cvtr-69] по подобию древнего обыкновения иудеев, на праздник Пасхи отпущати единого народу связня, его же хотяху (Мф. 27, 15). Содействуя исполнению столь человеколюбивого закона в Пасху, - праздник искупления и избавления, - императоры Валентиниан 1 (364-375), Феодосии (379-395), Аркадий (395-408) и Юстиниан (527-565) постановили правила, по которым начальники городов давали бы в Пасху освобождение узникам, не дожидаясь особенного на то разрешения.[cvtr-70] Впрочем, прощение вины не давалось целым сословиям без различия: это значило бы положить печать бесславия и на невинных, которые были в целом сословии.[cvtr-71] Прощение вины не простиралось и на тех узников, которые, получив его, опять впадали в преступления; для таковых благодеяния служили не к исправлению, а поводом к новым порокам.[cvtr-72]
Не только правительство во время Пасхи давало прощение и являло благодеяния некоторым узникам, но и частные люди имели обыкновение дарить ее рабам своим. Такими делами человеколюбия Господа являли милосердие, особенно приличное св. празднику Воскресения Христова, которым Господь запечатлел искупление всех людей от рабства и верующим даровал свободу чад Божиих. Благочестивейшие цари запрещали в древности в неделю Пасхи все мирские и житейские дела, исключая из оных судопроизводство по делам христианской любви, например, отпущения рабов на волю;[cvtr-73] и этим изъятием поощряли подданных к особенному благотворению в Святую неделю.
Впрочем, не одни узники и рабы вкушали в Пасху видимые благодеяния небесного Искупителя. В этот великий праздник благочестивые христиане простирали наиболее руки помощи и благотворения и прочей меньшей братии Христовой, как-то: должникам, сирым, нищим и убогим. Ибо ничто столько не святит Пасхи, - этого главного источника божественных благодеяний и духовных радостей, - как по любви христианской, во дни Пасхи радовать бедных посильным им благотворением. Константин Великий, стараясь быть милосердым, яко же и Отец небесный милосерд есть, являл в неделю Пасхи особенно свои милости народу, целым провинциям и язычникам, оказывая всем благодеяния.[cvtr-74] Свидетельства древней христианской благотворительности во дни св. Пасхи доселе остались в предписании Православной Церкви раздавать брашна, освященные в Пасху, бедным и тем делать их участниками радости[cvtr-75] в Светлый праздник, которая всегда есть плод милостей и благодеяний.
Древние отцы Церкви своими поучениями особенно поощряли христиан к достойному празднованию Пасхи через благотворение ближним; с похвалою упоминают о царских законах относительно христианского человеколюбия в Пасху, которые, не давая повода думать, что они очищают от вины и бесславия преступления, освобождали узников ради Воскресшего Христа только от заслуженного наказания.[cvtr-76] Так, св. Григорий Нисский в 4 веке в слове своем на праздник Пасхи говорил: "Сегодня вся вселенная, как одно семейство, собравшееся для одного дела, оставив дела обыкновенные, как бы по данному знаку, обращается к молитве. Нет сегодня путников на дорогах; не видно мореплавателей на море; земледелец, оставив плуг и заступ, украсился праздничною одеждою; корчемницы стоят пусты, исчезли шумные сборища, как исчезает зима с появлением весны; беспокойства, смятения и бури житейские сменились тишиною праздника. Бедный украшается как богатый: богатый одевается великолепнее обыкновенного; старец, подобно юноше, спешит принять участие в радости, - и больной превозмогает болезнь свою; - дитя, переменив одежду, празднует чувственно, потому что еще не может праздновать духовно; девственница веселится душой, потому что видит светлый торжественный залог своей надежды; мать семейства, торжествуя, радуется со всеми домашними своими, и сама она, и муж ее, и дети, и слуги и домочадцы, все веселятся. Как новый, только что образовавшийся рой пчел, в первый раз вылетающий из пчельника на свет и воздух, весь вместе садится на одной ветви дерева: так и в настоящий праздник все члены семейств отовсюду собираются в свои дома. И по истине справедливо сравнивают настоящей день с днем будущего воскресения, потому что тот и другой собирает людей; только тогда соберутся все вместе, а теперь собираются по частям. Что же касается радости и веселия, то по всей справедливости можно сказать, что настоящий день радостнее будущего: тогда по необходимости будут плакать те, коих грехи обличатся; ныне, напротив, нет между нами печальных. Ныне и праведник радуется, и не очистивший свою совесть надеется исправиться покаянием. Настоящий день облегчает всякую скорбь, и нет человека так печального, который не находил бы утешения в торжестве праздника. Ныне освобождается узник; должнику прощается долг; раб получает свободу, по благому и человеколюбивому воззванию Церкви, не с бесчестием и заушениями, не ранами освобождается от ран, как это бывает во время народных празднеств, на которых рабы, выставляемые на возвышенном месте, стыдом и посрамлением искупают свою свободу, но отпускается с честью, как это знаете вы сами, ныне и остающийся в рабстве получает отраду. Если бы даже раб сделал много важных проступков, которых нельзя ни простить, ни извинить, и тогда господин его из уважения ко дню, располагающему к радости и человеколюбию, приемлет отверженного и посрамленного, подобно Фараону, изведшему из темницы виночерпия; ибо знает, что в день будущего Воскресения, по образу коего мы чествуем настоящий день, он и сам будет иметь нужду в долготерпении и благости Господа и потому, оказывая милость ныне, ожидает воздаяния в тот день. Вы слышали, господа, не постыдите же меня пред рабами, будто я ложно восхваляю день сей; отымите печаль у душ, удрученных скорбно, как Господь отъял умерщвление от нашего тела, возвратите честь посрамленным, обрадуйте опечаленных, ободрите упадших духом, изведите на свет заключенных, как во гробе, в темных углах ваших домов; пусть для всех цветет, как цветок, красота праздника. Если день рождения земного царя отверзает темницы: то ужели победный день Воскресения Христова не утешит скорбящих! Бедные, примите с любовью день этот, питающий вас! Расслабленные и увечные, приветствуйте день сей, врачующий ваши болезни! В нем сокрыта надежда вашего Воскресения, которая побуждает ревновать о добродетели и ненавидеть порок; ибо с уничтожением мысли о Воскресении у всех будет одна господствующая мысль: да ямы и пием, утребо умрем (1 Кор. 15, 32)".
Св. Иоанн Златоуст в беседе к народу антиохийскому говорил: "хочу сказать вам о настоящем празднике (Пасхи), который уважают почти все и неверные, - которому и сам боголюбивый царь (Феодосии 1) оказал такое уважение и почтение, что в этом превзошел всех бывших до него благочестивых самодержцев. В эти дни он, изданным в честь праздника указом, освободил почти всех заключенных в темнице" (за низвержение статуй).[cvtr-77]
[cvtr-65] Огласительн. поуч. 18, 33.
[cvtr-66] 37 слово, том 5.
[cvtr-67] Cod. Theod. lib. 15, tit. 5.
[cvtr-68] 66 прав.
[cvtr-69] Cod. Theod. Lib. 9, tit. 38, leg. 3.
[cvtr-70] Cod. Justin. Lib. 1. tit. 4, leg. 3.
[cvtr-71] Cod. Theod. Lib. 38. Златоуст. В 4 беседе об Анне, 4.
[cvtr-72] Cod. Justin. Lib. 1. tit. 4, leg. 3.
[cvtr-73] Cod. Justin, lib. 3. tit. 12, leg. 8. Cod. Theod. Lib. 2, tit. 8.
[cvtr-74] Евсевий. О жизни Константина Великого, кн. 4, гл. 22.
[cvtr-75] См. молитву на благословение сыра, яиц и проч. в неделю Пасхи, в требнике Петра Могилы.
[cvtr-76] Амврос. Epist. 33. Григорий Нисский. Беседа 3 на Пасху.
[cvtr-77] В 13 беседе, а по случаю низвержения царских статуй 5, ? 4.