отец Олег Моленко
Дискуссия №2
Дискуссия с Евгением о любви к врагам Бога и веры
(текст письма Евгения выделен "данным шрифтом")
Уважаемый о. Олег,
Благословите батюшка.
Прочитал Вашу статью о Силуане афонском и мне остался неясен вопрос о любви к врагам веры.
Привожу в конце письма цитаты из авторитетных Св. Отцов, которые говорят о необходимости любви даже к врагам веры.
А я могу привести свидетельства действий Бога из Писания в отношении к Его врагам и не менее авторитетные действия и учения по этому вопросу святых Апостолов и святых отцов Церкви, которые противоречат Силуановскому пониманию любви к врагам веры и Церкви. Достаточно вспомнить, как святые угодники молились о смерти императора Иулиана Отступника и радовались его смерти от удара копьем святого мученика Меркурия.
Как мне кажется, христианская любовь к врагам веры вовсе не означает попустительство их греху и "сюсюкания" с ними,
Но по Силуану это именно так.
как раз наоборот, именно христианская нелицеприятная любовь к ним и искренняя забота об их спасении должна побуждать нас к обличению их греха и привлечению их к вере,
Интересно было бы посмотреть, как бы ты обращал к вере Ленина, Сталина, Дзержинского, Троцкого, Молотова, Кагановича и прочих "пламенных" и бесноватых врагов веры и Церкви. Да хоть и сегодня обрати к истинной вере Ридигера, Гундяева, Путина, Лужкова, Буша, Кучму и т.д.
а к вере можно привлечь только проповедью совмещенной с любовью.
Какой любовью?
Гнушаться же их общества, по слову Св. Филарета, следует чтобы не повредиться самим от общения с ними, но вовсе не из за ненависти к ним (по словам одного Св. Отца "всех люблю, от всех бегу").
Оставлю это высказывание (если оно только точно приведено) на совести святого отца. Дух Святой учит нас совершенно иначе:
Пс.138:
21 Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя?
22 Полною ненавистью ненавижу их: враги они мне.
Пс.144:
20 Хранит Господь всех любящих Его, а всех нечестивых истребит.
Пс.82:
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: "пойдем и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля".
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: "возьмем себе во владение селения Божии".
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твое, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землею.
Пс.91:
10 Ибо вот, враги Твои, Господи, - вот, враги Твои гибнут, и рассыпаются все делающие беззаконие;
Пс.93:
20 Станет ли близ Тебя седалище губителей, умышляющих насилие вопреки закону?
21 Толпою устремляются они на душу праведника и осуждают кровь неповинную.
22 Но Господь - защита моя, и Бог мой - твердыня убежища моего,
23 и обратит на них беззаконие их, и злодейством их истребит их, истребит их Господь Бог наш.
Пс.100:
7 Не будет жить в доме моем поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими.
8 С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие.
Пс.108:
1 Боже хвалы моей! не премолчи,
2 ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные; говорят со мною языком лживым;
3 отвсюду окружают меня словами ненависти, вооружаются против меня без причины;
4 за любовь мою они враждуют на меня, а я молюсь;
5 воздают мне за добро злом, за любовь мою - ненавистью.
6 Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его.
7 Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех;
8 да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой;
9 дети его да будут сиротами, и жена его - вдовою;
10 да скитаются дети его и нищенствуют, и просят хлеба из развалин своих;
11 да захватит заимодавец все, что есть у него, и чужие да расхитят труд его;
12 да не будет сострадающего ему, да не будет милующего сирот его;
13 да будет потомство его на погибель, и да изгладится имя их в следующем роде;
14 да будет воспомянуто пред Господом беззаконие отцов его, и грех матери его да не изгладится;
15 да будут они всегда в очах Господа, и да истребит Он память их на земле,
16 за то, что он не думал оказывать милость, но преследовал человека бедного и нищего и сокрушенного сердцем, чтобы умертвить его;
17 возлюбил проклятие, - оно и придет на него; не восхотел благословения, - оно и удалится от него;
18 да облечется проклятием, как ризою, и да войдет оно, как вода, во внутренность его и, как елей, в кости его;
19 да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым всегда опоясывается.
20 Таково воздаяние от Господа врагам моим и говорящим злое на душу мою!
Пс.139:
9 Не дай, Господи, желаемого нечестивому; не дай успеха злому замыслу его: они возгордятся.
10 Да покроет головы окружающих меня зло собственных уст их.
11 Да падут на них горящие угли; да будут они повержены в огонь, в пропасти, так, чтобы не встали.
Пс.142:
12 И по милости Твоей истреби врагов моих и погуби всех, угнетающих душу мою, ибо я Твой раб.
Пс.54:
16 Да найдет на них смерть; да сойдут они живыми в ад, ибо злодейство в жилищах их, посреди их.
...
24 Ты, Боже, низведешь их в ров погибели; кровожадные и коварные не доживут и до половины дней своих.
Пс.57:
4 С самого рождения отступили нечестивые, от утробы матери заблуждаются, говоря ложь.
5 Яд у них - как яд змеи, как глухого аспида, который затыкает уши свои
6 и не слышит голоса заклинателя, самого искусного в заклинаниях.
7 Боже! сокруши зубы их в устах их; разбей, Господи, челюсти львов!
8 Да исчезнут, как вода протекающая; когда напрягут стрелы, пусть они будут как переломленные.
9 Да исчезнут, как распускающаяся улитка; да не видят солнца, как выкидыш женщины.
10 Прежде нежели котлы ваши ощутят горящий терн, и свежее и обгоревшее да разнесет вихрь.
11 Возрадуется праведник, когда увидит отмщение; омоет стопы свои в крови нечестивого.
12 И скажет человек: <подлинно есть плод праведнику! итак есть Бог, судящий на земле!
Пс. 68:
23 Да будет трапеза их сетью им, и мирное пиршество их - западнею;
24 да помрачатся глаза их, чтоб им не видеть, и чресла их расслабь навсегда;
25 излей на них ярость Твою, и пламень гнева Твоего да обымет их;
26 жилище их да будет пусто, и в шатрах их да не будет живущих,
Пс.72:
27 Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя.
Пс.30:
7 Ненавижу почитателей суетных идолов, но на Господа уповаю.
Пс.27:
4 Воздай им по делам их, по злым поступкам их; по делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими.
5 За то, что они невнимательны к действиям Господа и к делу рук Его, Он разрушит их и не созиждет их.
Пс.25:
5 возненавидел я сборище злонамеренных (в славянском переводе: "церковь лукавнующих"), и с нечестивыми не сяду.
И это только из Богодухновенной Псалтири (и то не все). А если добавить к этому все места из пророков о мести врагам Бога и веры, и деяния пророка Илии (зарезал собственноручно 450 жрецов Ваала и попалил огнем два отряда по 50 человек), и других святых, то ложь силуановщины будет очевидна. А еще можно вспомнить потопление Господом Богом всего нечестивого мира (кроме 8 душ) и попаление Содома, Гоморры и пяти окрестных городов. И из Нового Завета можно добавить ослепление апостолом Павлом колдуна Вариисуса, предание сатане богохульников и развратника, смерть по слову апостола Петра Анании и Сапфиры, умерщвление тем же апостолом Симона волхва, а апостолом Иоанном колдуна Синопса.
1Петр.2:
14 правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, --
15 ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей
2Петр.2:
1 Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель.
2 И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении.
3 И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет.
4 Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания;
5 и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых;
6 и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам,
7 а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил
8 (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные) --
9 то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания,
10 а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших,
11 тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда.
12 Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся.
13 Они получат возмездие за беззаконие, ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами.
14 Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия.
15 Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную,
16 но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка.
17 Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы.
18 Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении.
19 Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб.
20 Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого.
21 Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди.
22 Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи.
Тит.3:
10 Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся,
11 зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден.
Гал.1:
8 Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.
9 Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема.
Вот я за такую любовь к врагам Божьим! Так учит Дух Святой и многие святые отцы!
Ведь мы не знаем, кто из них обратится к вере, а кто нет.
Мы не знаем, но пока он враг Божий - мы его гнушаемся, отвращаемся, предаем анафеме и т.д. Ибо таковой губит и развращает других!
Господь всем хочет спастись,
И поэтому губит тех, кто препятствует спасаться другим!
и даже для злейшего разбойника и блудника есть шанс обратиться пока он в этой жизни, как сделал благоразумный разбойник.
Но блудник грешит против себя, а разбойник против некоторых прохожих, а не против Бога и Церкви Его!
Но уж конечно во время Страшного Суда не обратившихся людей ждет гнев Господень.
Да, но многих и до этого постигает кара Божья.
Впрочем, Вы правы что примеры из Св. Писания говорят и о жестких мерах в плоть до убийства по отношению к врагам веры ради защиты веры, приходится иногда обуздывать распоясавшееся зло. Конечно, когда враг веры еще и изверг и убийца христиан не зазорно и помолиться о его смерти, как сделал Св. Василий.
Простите, Р.б. Евгений
Преподобный Максим Исповедник, Главы о любви
Ты зря привел мне любимого мной преп. Максима Исповедника. Его Главы о любви выставлены у нас на сайте, и я прекрасно знаю его учение о любви, как и других отцов.
1.15) Видящий в сердце своем след ненависти к какому-либо человеку, за какое либо падение,
Обрати внимание, что отец говорит о падении, т.е. о согрешении по немощи человеческого естества, а не о врагах Бога и веры.
совершенно чужд любви к Богу. Ибо любовь к Богу никак не терпит ненависти к человеку.
Но любовь к Богу не терпит любви к врагам Божиим, еретикам, лжеучителям, лжепророкам, развратителям правой веры и благочестия. Не любящий истину не может любить Бога Истину! К тому же не должно путать ненависть, как греховную страсть - о которой и говорит отец - и ненависть, как праведное отношение к врагам Бога и веры. Такая ненависть духовна. Она не разгорячает кровь, не ослепляет, не помрачает разум, но сообщает благодать Божию.
1.25) Как Бог, по естеству благий и бесстрастный, хотя всех равно любит, как Свои создания, но добродетельного прославляет, как родственного Ему и нравом, а порочного милует по благости Своей, и, наказуя в веке сем, обращает его:
Порочного по грехам своим, но не гордого и богопротивного. Бог гордым противится и врагов своих карает, ибо они не обратимы.
так и человек благомыслящий и нестрастный любит равно всех человеков, – добродетельного по естеству, и за благое расположение воли, а порочного, как по естеству, так еще из сострадания милуя его, как несмысленного и во тьме ходящего.
Это справедливо в отношении именно порочных по своей немощи греховной людей, способных еще к обращению и покаянию (т.е. благому изменению). Об остальных сказано Господом: "Не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал мне", и апостолом Любви: "Не к тому говорю, чтобы молились о согрешающем к смерти".
1.37) Кто тщанием своим стяжал плоды любви: тот не отлагается от нее, хотя бы претерпевал тысячи зол. В сем да удостоверит тебя ученик Христов Стефан, и подобные ему, и Сам Христос, за убийц Своих молившийся Отцу, и просивший им у Него прощения, как по неведению творящим то (Лк. 23,34).
Да, это так было. Но Господь молился за своих личных врагов, а мы за Его врагов молиться не можем (но лишь за своих личных). К тому же эта молитва была лишь свидетельством беззлобия сердца Господа и Стефана в отношении их мучителей и убийц, но кара Божия все равно постигла их в последствии. Потому, что у Господа милость и суд нераздельны, и незлобие сердца не отменяет наказание по правде Божией нераскаянных грешников. И Иуде Искариоту Господь желал спасения, но попустил предать, повеситься и погибнуть.
И наконец, скажи мне, кого ты больше жалеешь, отступивших архиереев и священников или гибнущий по их причине российский народ? Преп. Серафиму Господь отказал в помиловании духовенства Российского, и мы это уже знаем. При чем же тут слова преп. Максима?
1.71) Совершенная любовь не разделяет единого естества человеков по различным их нравам;
Это о любви к человеческой природе как таковой, созданной Богом. Но люди сами разделяются на боголюбцев и мiролюбцев (т.е. врагов Божиих). Бог учитывает этот выбор человека и выносит свой суд: "Неверующий уже осужден есть".
но, всегда смотря на оное, всех человеков равно любит: добрых любить, как друзей, а недобрых, как врагов,
Врагов в личном отношении.
благодетельствуя им, долготерпя, перенося ими причиняемое, отнюдь не отплачивая им зла, но даже страдал за них, когда случай востребует, дабы, если возможно, соделать и их себе друзьями; но если и не возможно, она все же не отступает от своего расположения к ним, всегда равно являя плоды любви всем человекам.
Это так, но причем здесь враги веры, Бога и Церкви?
Так и Господь наш и Бог Иисус Христос, являл Свою к нам любовь, пострадал за все человечество, и всем равномерно даровал надежду воскресения, хотя впрочем, каждый сам себя делает достойным или славы, или мучены адского.
Вот именно, что адского мучения, которое люди сами себе выбирают, отвращаясь от Бога. Если их Бог определяет в вечную изоляцию, как же их можно любить? Ведь любовь это благая связь, а с адом связи не будет.
2.10) Если одних ненавидишь, а других ни любишь, ни ненавидишь; иных любишь, но посредственно, а иных любишь очень сильно; то из сего неравенства познай, что ты далек еще от совершенной любви, которая внушает любить равно всякого человека.
Как создание Божие, но не как окончательное и добровольное соделование себя демоном.
2.30) Совершенный в любви и достигший верха бесстрастия не знает разности между своим и чужим, или своей и чужой, или между верным и неверным, или между рабом и свободным, или даже между мужеским полом и женским. Но, став выше тиранства страстей и взирая на, одно естество человеческое,
Именно естество человеческое, а не конкретный человек, ставший демоном.
на всех равно смотрит, и ко всем равно расположен бывает. Нет в нем ни Иудея, ни Эллина, нет мужеского пола, ни женского, нет раба ни свободного, но все и во всех Христос (Гал. 3, 28).
Это так и есть, по восчувствованию и ощущению человека безстрастного. Но святой человек не милостивее, не умнее и не мудрее Бога. Вот почему, если Бог решил сжечь содомлян огнем, то никто не может отменить Его решение.
Ибо это решение Божьей любви. Но по любви нам жалко и этих сожженных. Но по смирению и благоговению пред Богом мы умолкаем даже со своей жалостью.
Преподобный Иустин (Попович) ПУТЬ БОГОПОЗНАНИЯ
Гносеология святого Исаака Сирина
Подвижник веры, обогащенный несказанными сокровищами созерцания, если обратится к твари, всю свою личность выражает в любви и милости. Он любит грешника, говорит святой Исаак, но ненавидит его дела (Преп. Исаак Сирин, Слово 5). Он весь соткан из смиренности и милости, из покаяния и любви. Он имеет сердце милостивое для каждой твари.
Поверь, и я имею такое сердце! Но разуметь это нужно духовно! Но когда ты сподобишься пережить в своем личном опыте Богоявление, тогда познаешь, что Бог есть огонь поядающий для грешников и свет просвещающий для праведников.
А что такое сердце милостивое? - Это, отвечает святой Исаак, сгорание сердца над всей тварью: над людьми, над птицами, над животными, над демонами и над всяким созданием.
Но это сгорание сердца нисколько не отменяет Илииной ревности по Боге, смирение перед Божьими казнями и решением Бога на Его частном и Страшном Суде.
И от памяти о них, и от взгляда на них глаза его проливают слезы.
Даже в украинской народной песне об атамане Сирко говорится, что он со своими воинами догнал отпущенных в Турцию отуреченных украинцев (а они ради выслуживания султану были самыми жестокими военными убийцами украинцев), и рубал их со слезами на глазах и великой жалостью. Рубал же, зная, что если их не убить, то они придут на Украину и порубают многие десятки тысяч женщин, детей и мужей.
От большой и сильной жалости, которая охватывает сердце, и от большого страдания сердце его сжимается и не может выносить, ни слышать, ни видеть какого бы то ни было ущерба и даже малой обиды, которые наносятся твари. И потому он и за неразумных существ, и за врагов истины, и за тех, которые наносят ущерб, постоянно со слезами молится, чтобы они были сохранены и очищены;
Зная при этом, что врагам истины пощады от Бога не будет. Вот почему не нужно путать святого состония сердца святого человека с практической реальностью Божьего промысла и произволения.
точно так же он и за пресмыкающихся молится с большой печалью, которая неизмерима в его сердце, так что в этом он подобен Богу (Преп. Исаак Сирин, Слово 81).
Пресмыкающиеся не являются врагами Бога и Церкви и не губят души людей!