Экклезиологическое исповедание веры Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви под управлением Святого Апостола Иоанна Богослова
"Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он (т.е. Иоанн Богослов) пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною" (Ин.21,22)
|
Одна (Единственная) Святая Соборная и Апостольская, и Истинно-Православная Церковь Христова, руководимая воскресшим Первоапостолом, Евангелистом, Наперсником, Сокрестником, Братом и Другом Христовым Иоанном Богословом, Серафиморавным Ангелом мира и Великим Первоиерархом Церкви последних времен, гонимая всемирно воцарившимся коллективным "антихристом" (1Ин.2,18) и укрывающаяся от "зверя багряного" (Откр.17,3) в "пустыне" (Откр.12,6; Откр.12,14) и "горах" духовных (Лк.21,21), утверждает для всех истинных православных христиан единое Экклезиологическое Исповедание Веры. Это исповедание особенно насущное в нынешнюю годину яростной брани диавола и его служителей еретиков и конечных отступников на Церковь Христову. Да будет это верным для укрепления и назидания ко спасению во Христе Иисусе, Господе нашем и Спасителе, ныне и присно и во веки веков, аминь.
Божественный Апостол сказал нам: "Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению" (Рим.10,10). Спасительное же исповедание наше имеет основание, во-первых, апостольское на камне этого исповедания Спаситель и Господь наш Иисус Христос создал Церковь Свою, дав непреложное обетование, что "врата ада не одолеют ее" (Мф.16,18); во-вторых, основание святоотеческое потому что заповедал тот же св. Апостол: "Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их" (Евр.13,7); в-третьих, зиждется на крови святых мучеников ибо некто сказал: "Кровь мучеников семя христианства" (Тертуллиан).
На этих трех главных основаниях: апостольстве, святых отцах и крови мучеников мы будем созидать нашу христианскую жизнь в Боге и вере.
"Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема" (Гал.1,8)
"Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема" (Гал.1,9)
"Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине" (3Ин.1,4)
Церковь
Церковь (ekklhsia) это реальный и живой, но вместе таинственный Богочеловеческий организм Тело Христово, состоящий из собрания в Духе Святом и истине христиан (живых и усопших), рассеянных по всей вселенной, а также пребывающих на небесах. Она объемлет всех истинно верующих людей, на каком бы месте и в какое бы время они ни жили. Церковь вечна, но имеет временное проявление в Своей земной жизни, проявляя Себя среди различных церковных структур (поместные церкви или церкви на местах) и через каждое поколение находящихся в Церкви людей. Церковь Христову составляют: Господь Бог и Спаситель Церкви Иисус Христос, как Ее вечный Глава; Господь Бог Дух Святой, как Кормчий Церкви, наполняющий Ее благодатью, Господь Бог Отец, как благословляющий Церковь, все святые ангельские чины и все верные ходящие в истине и пребывающие в единстве Духа, православной веры, нравственного закона, священноначалия и таинств, и находящиеся во взаимном духовном общении между собою, с Церковью Торжествующей на Небесах и со Спасителем и Главою Тела-Церкви Господом Иисусом Христом и Кормчим Церкви Господом Духом Святым.
Церковь есть святая и чистая Невеста Христова, не имеющая никакого пятна или порока: "Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна" (Еф.5,25-27)
Церковь очищена водой святого крещения, орошена честною кровью Искупителя, брачно одеяна и запечатлена святым Мvром Святого Духа. Эту Церковь патриархи прообразовали, пророки провозвестили, апостолы основали, иерархи украсили и мученики прославили. Церковь управляется одним законом евангельским, воинствует под одним знамением Христовым и стремится к одной блаженной цели спасению своих чад и доставлению лучшим из них христианского совершенства.
"Верую во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь"
Так в 9-м Члене Никео-Цареградского Символа Веры каждый истинно-православный христианин исповедует свою веру в Христову Церковь. Этим исповедуется четыре главных Ее свойства: единство, святость, соборность и апостольство.
Рассмотрим сущность каждого из этих свойств по порядку.
Единство
Церковь едина, т.е. это означает именно Ее единственность во Вселенной. В Символе Веры это свойство выражено числительным en mian, т.е. Церковь "одна".
Священное Писание твердо и ясно исповедует единственность Церкви в следующих словах: "Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас" (Еф.4,4-6), и, следовательно, есть только один путь ко спасению через истинную веру во Христе, ибо Он есть единственный "Путь и Истина и Жизнь" (Ин.14,6), и через Церковь Его, ибо Христос обретается в Церкви Своей. Как один Глава у Церкви Христос (Еф.5,23), а не много глав, так и Церковь одна, а не много Церквей; и как Христос не может разделиться Сам в Себе (1Кор.1,13), так и Церковь Его не может разделиться сама в себе, ибо это разделение означало бы Ее смерть, по слову Спасителя: "Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит" (Мф.12,25; ср. Мк.3,24-25; Лк.11,17).
На основании этого мы твердо веруем в неодолимость Церкви вратами адовыми (Мф.16,18) и исповедуем, что разделиться Она никак и ни по какому признаку не может.
Святость
Святость Церкви происходит, прежде всего, от святости Ее Основателя и Главы Иисуса Христа: "Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви" (Рим.11,16). Также Святость Церкви заключается в действии в ней Истинного и Животворящего Духа Святого, освящающего верующих посредством спасительных таинств церковных (Ин.14,16-17). И, наконец, Свята Церковь чистым и непогрешимым учением веры, по преемству переданной от Апостолов: "Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины" (1Тим.3,15).
Поэтому мы исповедуем, что Святая Церковь Христова вся в целом не может погрешить в истинах вероучения, но, всякий, кто не содержит в чистоте эти спасительные истины (т.е. не стоит и не ходит в истине) отпадает от Церкви и перестает быть членом Ее, нисколько не повреждая Ее святость и единство.
К подобным отпавшим относятся все еретики, богоотступники, раскольники самозванцы и отщепенцы, открыто отрекшиеся от Христа. Все они не только пребывают вне Тела Христова, но непременно состоят в постоянной духовной, а часто, и во внешней вражде с Церковью, и по существу своему и есть церквоборцы и духоборцы, т.е. борцы с Господом Богом Духом Святым.
Соборность (Кафоличность)
Между понятием "соборная" (kaJolikoV) и понятием "вселенская" (oikoumenikoV) имеется некоторое различие. Соборность означает духовное единение всех членов земной Церкви между собой и с Церковью Торжествующей на небесах во главе со Христом (Евр.12,22-24); вселенскость же означает, что Церковь Христова имеет распространение вселенское, т.е. всемирное, по всей вселенной "даже до края земли" (Деян.1,8). Вселенскость Церкви есть составляющая ее Соборности. Распространившись по всему миру в виде частных или поместных церквей, Святая Церковь, тем не менее, не утратила своего единства, своей соборности, потому что единственное основание подлинной соборности есть истина.
Апостольство
Апостольство это непрерывное преемство в Церкви благодати Святого Духа и Богом учрежденной иерархии, идущей от самих Апостолов, передающееся посредством Таинств, установленных в Церкви Господом Иисусом Христом. От святых Апостолов нам переданы, а на Святых Вселенских и Поместных Соборах утверждены правила, подтвержденные учением святых Отцов неизменного исповедания веры, нравственного закона и не писанных церковных обычаев (sunaJeia ekklhsiastikh), которые "должны быть уважаемы, как закон" (Номоканон в XIV тит.). В духовном смысле апостольство есть постоянное водительство пребывающего в Церкви Духа Святого.
Апостольство проявляется в непрерывающемся преемстве иерархии относительно клира. Оно передается в Церкви посредством таинства рукоположения или поставления на служение, включающего в себя:
избрание (ceirotonia), совершаемое народом и клиром, согласно воле Божией (Евр.5,4), и утверждение (curoV) после испытания качеств рукополагаемого в соответствие с церковными канонами (VI Всел. 33) при засвидетельствовании местной Церковью действительности избрания;
руковозложение (ceiroJesia), т.е. собственно священнодействие поставления, которое совершается Апостолом или епископами (1Тим.4,14; 2Тим.1,6; Апост. 1 и 2) с согласия народа, свидетельствующего о правильности совершения таинства.
"Епископ, как преемник апостольский, учит Святая Церковь, ... есть живый образ Бога на земли, и по священнодействующей силе Духа Святого обильный источник всех таинств Вселенской Церкви, которыми приобретается спасение" (Послание Вост. Патр. О Прав. Вере 1723 г., чл.10).
"Церковь составляет народ, говорит св. Киприан Карфагенский, соединенный со священником, и стадо, покорное своему пастырю; посему ты должен знать, что епископ в Церкви и Церковь в епископе, и, таким образом, кто не в единении с епископом, тот и не в Церкви".
Ту же мысль выражает св. Игнатий Богоносец: "Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь".
Главной и важнейшей особенностью нашего времени является конечное (т.е. необратимое) отступничество всего епископата от Христа, веры истинной и Церкви (при формальном сохранении большинства догматов, богослужебного строя и православного вида).
В связи с этим вселенским отступлением, предсказанным в Священном Писании, Господь Бог по Своему всеблагому и премудрому промыслу осуществил замену отступнического епископата на воскрешенного для этого Апостола Иоанна Богослова и им набранную новую иерархию. Таким образом, чудом Божьей милости сохраняется апостольство в Церкви Христовой на земле сущей, в наши (начало 21 века) страшные времена вселенского отступления.
В связи с этим важнейшим знамением времени мы исповедуем:
- Что наше предшествующее антихристу время имеет своей исключительной особенностью повсеместное отступление всех поместных церквей, епископата и большинства верующих христиан от истинной веры, Церкви и Господа нашего Иисуса Христа. Это конечное отступление было предсказано в Священном Писании, например, у апостола Павла:
"Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели" (2Фес.2,3).
- Что в это страшное и тяжелейшее для истинных поклонников Господа Бога в духе и истине время Бог благословил и поручил руководство земной воинствующей части Церкви Святому Апостолу и Евангелисту Иоанну Богослову.
- Что для исполнения этой великой вселенской миссии Иоанном Богословом, Господь Иисус Христос воскресил его с его плотью сразу по погребении апостола Иоанна его учениками, причем, по качеству всеобщего воскресения из мертвых. По этому качеству Святой Апостол Иоанн Богослов является богоравным или Богом по благодати, соразмерно своей славе и благодати.
- Что Святой Апостол Иоанн Богослов по воле и благословению Господа Бога является единственным Первоиерархом Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви и в этом качестве призывается за богослужениями. Он является также защитником, попечителем, охранителем и руководителем Церкви Христовой до времени славного второго пришествия Господа Иисуса Христа на землю судить живых и мертвых. Тогда он, как друг Жениха-Христа, вручит Ему Его Невесту-Церковь.
- Что ни один епископ отступник не может войти в истинную Церковь Иоанна Богослова, а священник-отступник или любой другой клирик не может быть принятым в клир, но должен пребывать в разряде кающихся до конца дней своих.
Апостольство в преемстве иерархии относительно мирян в Церкви передается посредством святого Таинства Крещения. Священство, как служение Богу, в Церкви принадлежит всему народу (laikoi), а не только одному клиру. Равно и достоинство "царственного священства" дается всем членам Церкви, так что священнодействует весь народ Божий рукою предстоятеля и со всем клиром. "И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое (eiV ierateuma agion), чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом (1Пет.2,5) ... Но вы род избранный, царственное священство (basileion ierateuma), народ святой (1Пет.2,9) ... некогда не народ, а ныне народ Божий ..." (1Пет.2,10) ср.: Откр.1,6; Откр.5,10; Откр.20,6.
Высшему клиру не принадлежит в Церкви исключительное и абсолютное право священнодействия. Если попущением Божьим в какой-то местности и в данное время иссякает клир, т.е. сообщение с ним невозможно или затруднено (как это есть в наше время), то каждый член Церкви, будь то мирянин или монах, в силу благодати священства, дарованной ему в Таинстве святого Крещения, может священнодействовать и совершать по нужде и без клира святые таинства, чинопоследования и обряды (за исключением таинств евхаристии, исповеди и хиротонии), т.к. полнота Церкви (собрания Божия во Христе) заключена как во всех ее членах вместе взятых, так и в каждом местном ее собрании: "Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф.18,20), равно же и в каждом отдельном верном ее члене, по слову Самого Спасителя: "Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим" (Ин.14,23).
Единство, Святость, Соборность и Апостольство Церкви мыслятся и существуют только как единое неразрывное целое. Ни Единство Церкви не может существовать без Святости Ее, Соборности и Апостольства; ни Святость Церкви не может быть без Единства и прочих Ее свойств; ни Соборность не мыслима помимо Апостольства и прочего. Следовательно, если какое-либо общество, называющее себя "христианским", не имеет хотя бы одного из этих четырех свойств и определений Церкви Христовой, то это общество не может быть ни Церковью, ни частью Ее, и есть, на самом деле, нечестивое скопище отщепенцев.
Св. Каноны подразделяют подобные сборища на несколько категорий: ересь, раскол, самочинное сборище и отступление.
Ересь
В своем 1-м Правиле св. Василий Великий, знаменитейший из Отцов, дает следующее определение ереси и еретикам, как об этом передали Святые Отцы с древнейших времен: "Еретиками назвали они совершенно отторгшихся и в самой вере отчуждившихся". Здесь святой Василий под понятием ереси подразумевает в первую очередь искажение одного или нескольких догматов, изложенных в Символе Веры или любое освященное изначальным и долговременным употреблением в Церкви священное предание и установление, как говорит он же в своем 91-м правиле. Догматом же (dogmatoV) называется всякое учение веры и благочестия, основанное на Божественном Откровении - Священном Писании и Священном Предании, утвержденное авторитетом Церкви. Перечисляя всех древних еретиков, исказивших святые догматы, св. Василий указывает, что между православным учением и исповеданием еретическим "есть явная разница в самой вере в Бога".
В толковании на это правило (1-е) еп. Никодим (Милаш) разъясняет, что еретическое "учение, противное православной вере, не должно, впрочем, касаться непременно оснований православного вероучения, чтобы данное лицо считать еретиком, достаточно, чтобы оно погрешало хотя бы в одном догмате, и в силу этого оно уже еретик".
"Тот еретик и подлежит законам против еретиков, кто и мало уклоняется от православной веры" (Синтагма Матфея Властаря). А святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: "Ересь (aireseiV) вообще любое ложное учение, отдельное и отличное от учения Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви".
Естественно, что в сообществе еретиков, как "совершенно отторгшихся и в самой вере отчуждившихся" от благодатного и святого Тела Церкви посредством своего зловерия, все таинства и священнодействия являются недействительными и безблагодатными. "Священнодействия их праздны и лишены благодати освящения", гласит Пидалион.
Еретическое крещение святые правила именуют "осквернением" (Апост. 47), а еретических священников и епископов "лжесвященниками" (Апост. 47) и "лжеепископами" (Двукр. 15). Также и 68-е Апостольское правило гласит: "Крещенным, или рукоположенным от еретиков, ни верными, ни служителями Церкви быти невозможно". По определению Православной Церкви, крещение еретиков есть не иначе как "грязная лужа", "оковы нечестия" (Апостольские Постановления, кн. 6, гл. 15).
Евхаристию еретиков святые Отцы называют "ядовитым хлебом" (преп. Феодор Студит), "пищей демонов" (блаж. Иероним Стридонский) и строго запрещают верным приступать к их чаше и принимать их причастие: "Всею силою да хранимся, ниже приимати причастие еретиков" (преп. Иоанн Дамаскин); ср. Апост. 46), потому что еретическая евхаристия "соединяет с диаволом", "омрачает", "убивает" (преп. Феодор Студит).
Еретиками, в точном смысле этого слова, должно считать тех, кого за ту или иную ересь осудили "Святые Соборы или Отцы" (Двукр. 15), "которые преданы анафеме" ими (II Всел. 6), причем, "хотя бы давно, хотя бы недавно они были отлучены от Церкви, хотя бы древних, хотя бы новых ересей они держались" (Толкование Зонары на 6-е пр. II Всел. Соб.)
Если тот или иной человек придерживается какого-либо еретического учения, которое уже когда-то было осуждено "Святыми Соборами или Отцами", такового также следует именовать еретиком, хотя бы и "прежде соборного разсмотрения" (Двукр. 15).
Именуем мы еретиками и тех, лжеучения которых, хотя еще не были осуждены Святыми Соборами или Отцами, но которые явно противны апостольской вере. Таковыми были признаны все древние ересеучители не только после, но и прежде соборного разсуждения. Святой III Вселенский Собор возстановил в священных степенях всех клириков, осудивших ересиарха Нестория до соборного суда над ним, которых тот незаконно изверг за это из сана. Причем, Собор по этому поводу утвердил, чтобы впредь "единомудрствующие с православным и Вселенским Собором члены клира отнюдь никаким образом не были подчинены" не только "отступившим", но и "отступающим от православия епископам" (правило 3).
Имеющие молитвенное или евхаристическое общение с еретиками суть также еретики (Апост. 45,65), ибо, по словам преп. Феодора Студита, "не только неверных еретиков ... забирает под власть свою змий, но и тех, кои безразлично относятся ко всем таковым и вступают в общение с ними". Также и св. Василий Великий говорит: "Если кто притязает исповедовать вполне Православную Веру, но находится в общении с теми, кто ей противоречит, если по предупреждении не порвут этого общения с ними, то их не следует даже считать братьями". Согласно каноническим правилам, все общающиеся с отлученными сами отлучаются (Апост. 10; Антиох. 2; Карф. 9; Вас. Вел. 88).
Но в то же время следует разборчиво относиться к тому, кого действительно считать упорным еретиком, а кого только находящимся в заблуждении по недоразумению. По Апостолу, заблуждающийся обращается "после первого и второго вразумления" (Тит.3,10); упорный еретик не слушает никаких увещаний, хотя бы и многократных, поскольку "таковой развратился и грешит, будучи самоосужден" (Тит.3,11). Касательно же предстоятелей Церкви также делается различие в степени их неправомыслия. "Ибо если ересь проводится первенствующим тайно и сдержанно, так что он еще колеблется, то никто не должен отделяться от него до осуждения, ибо возможно, что до окончательного решения он восприсоединится к православию и отстанет от ереси" (Вальсамон).
Действительным еретиком правомерно считать только такого предстоятеля, лжеучение которого "проповедуется им открыто и всенародно в церкви, когда т.е. оно является уже обдуманным и направляется к явному противоречию Церкви, а не частным только образом высказывается, когда еще таким же частным образом оно может быть обличено и отвергнуто без нарушения мира Церкви" (Еп. Иоанн Смоленский).
Но такое различие в степени заблуждения должно делать только в отношении тех лиц, которые, будучи еще членами Церкви, впали в недоразумение; но в сообществах, давно отпавших от Церкви, еретиками являются все как клир, так и его паства по одной только принадлежности к ним, и хотя тяжесть их падения также неодинакова, все же они лишены спасительной благодати Божией и членами Церкви ни по какому закону быть не могут.
Раскол (схизма)
Ересь, как правило, сопровождается расколом.
"Раскольниками, продолжает св. Василий Великий в том же правиле, древние называли разделившихся в мнениях о некоторых предметах церковных и о вопросах, допускающих уврачевание", точнее: "расколом (scismata) называется нарушение полного единения со Святою Церковью, с точным сохранением, однако, истинного учения о догматах и таинствах" (Еп. Игнатий). Иначе: "Раскольниками называются те, которые относительно веры и догматов здраво мыслят, но по некоторым причинам отдаляются и устрояют свои отдельные собрания" (Зонара).
По определению святых Отцов Церкви, "раскол есть не меньшее зло, чем ересь" (св. Иоанн Златоуст). Оптат Милевийский считал раскол одним из величайших зол, большим, чем человекоубийство и идолопоклонство. О раскольниках св. Киприан Карфагенский говорит: "Помните, что основатели и руководители раскола, нарушая единство Церкви, противодействуют Христу, и не только второй раз Его распинают, но раздирают Тело Христово, а это такой тяжкий грех, что кровь мученическая не может загладить его ... Неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже страданиями". II Вселенский Собор, по существу, не сделал никакой разницы между ересью и расколом: "Еретиками же именуем как тех, которые издавна чуждыми Церкви объявлены, так и тех, которые после того нами анафеме преданы; кроме же сего и тех, которые хотя притворяются, будто веру нашу исповедуют здраво, но которые отделились и собирают собрания против наших правильно поставленных епископов" (6-е пр.). "Еретиками мы называем всех тех, которые не причащаются Святых Тайн от священников в святой Церкви Божией", подтверждает Матфей Властарь.
Что святые богоносные Отцы определили о ереси, то же самое они изрекли и о расколе, предав анафеме всех творящих его (Карф.10,11). Как и еретики, раскольники также находятся в полном отчуждении от Христа, Церкви и благодати св. Таинств. Слова св. Василия Великого в 1-м его правиле: "Крещение раскольников, яко еще не чуждых Церкви, приимати", должно признать неточным переводом в нашей Книге Правил. Буквально следует перевести: "как еще сущих из Церкви", т.е. "из Церкви недавно вышедших" (wV eti ek thV ekklhsiaV ontwn), поскольку предлогом ek на греческом языке не может быть выражена принадлежность к чему-либо. Правильность этого изъяснения доказывается словами самого св. Василия, сказанными им о сущности раскола в том же правиле немного далее: "Хотя начало отступления произошло чрез раскол, но отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святаго Духа. Ибо оскудело преподаяние благодати, потому что пресеклось законное преемство. Ибо первые отступившие получили посвящение от Отцев, и чрез возложение рук их имели дарование духовное. Но отторженные, соделавшись мирянами, не имели власти ни крестити, ни рукополагати, и не могли преподати другим благодати Святаго Духа, от которой сами отпали. Почему приходящих от них к Церкви, яко крещенных мирянами, древние повелевали вновь очищати истинным церковным крещением".
Раскол, по мере долговременного пребывания в отделении от Церкви, обычно постепенно перерастает в схизмо-ересь. "В конце концов всякий раскол превращается в ересь" (Еп. Никодим). Это служит доказательством полного оставления раскольников, как мертвых членов, отпавших от Церкви, спасительной благодатью Святого Духа.
Самочинное сборище (парасинагога)
Самочинное сборище (parasunagwgh) не многим отличается от раскола, почему в канонических правилах св. Отцы между самочинниками и раскольниками обычно не делают никакой разницы. Существенное отличие состоит только в том, что причина отделения парасинагоги от Церкви никогда не заключается в вопросах веры, а является плодом административного неповиновения законному священноначалию. По определению св. Василия Великого в его 1-м правиле, самочинное сборище есть "собрания, составляемыя непокорными пресвитерами, или епископами, и ненаученным народом. Например, аще кто, быв обличен во грехе, удален от священнослужения, не покорился правилам; а сам удержал за собою предстояние и священнослужение, и с ним отступили некоторые другие, оставив Кафолическую Церковь: сие есть самочинное сборище". Конечно, бывают и другие причины для составлений самочинных сборищ.
Подобно еретикам и раскольникам самочинники также пребывают вне Церкви. "Оставив", как сказано, Ее спасительную ограду, они лишились таинств и священнодействий. Как бывает у еретиков и раскольников, тоже необходимо полностью отнести и к "таинствам" и "священнодействиям", совершаемым в самочинных сборищах.
Конечное отступление
Особо следует сказать о современных или конечных (т.е. необратимых) отступниках от Господа Иисуса Христа, Церкви истинной (путем лишения благодати) и православной веры (путем отпадения в ереси, расколы, лжеучения, прелести и лжедуховность). Современное массовое вселенское повсеместное отступление это уникальное ранее невиданное явление, которое предваряет пришествие и воцарение антихриста-зверя и которое было особо предсказано в Священном Писании и многими святыми Отцами Церкви.
Например, святой Апостол Павел писал о нем так:
"Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели" (2Фес.2,3).
"Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским" (1Тим.4,1).
"Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" (И далее следует характеристика отступников) "Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны,
непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра,
предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы,
имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся" (2Тим.3,1-5).
И апостол Иуда вразумляет о последних временах:
"Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям" (Иуд.1,18).
Основной причиной отступления является великая гордыня:
"Многие и горестные бедствия постигнут тех, которые населяют век, в последнее время, потому что они ходили в великой гордыне" (3Езд.8,50).
Это последнее отступление (по-гречески: апостасия), которое завершится открытием "человека греха и сына погибели", т.е. воцарением над миром антихриста-зверя, является знамением времени (т.е. важнейшей особенностью нашего последнего предантихристового времени), о неумении и нежелании различать которое обличал (и обличает) Господь лицемеров от веры:
"Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете" (Мф.16,3).
Это знамение последнего времени отличается от всех предыдущих отступлений от веры тем, что из-за своего небывалого ранее качества, силы, массовости и сверхлукавства не было отмечено в канонах Церкви и мало разобрано святыми Отцами. Отсутствием этих важнейших для обличения отступников предметов лукаво пользуются для своего оправдания отступники, как и отсутствием возможности собрать истинный Вселенский Собор для осуждения всех современных екклезиологических ересей и конечного отступления. Это тоже является особенностью конечного отступления.
Если сравнить современное конечное отступление с ранее бывшими в истории Церкви отступлениями (например, в период массовых гонений христиан в первые века), то можно отметить такую жуткую особенность его: в отличие от древних отступников, которые отступали от веры по немощи ради страха мучений и смерти, современные отступили и отступают непринужденно и вполне добровольно, ради гнусной корысти, властолюбия и предпочтения земных благ перед небесными. Вера их сугубо лицемерная, благочестие пустое, показное и лишенное силы, а лукавство непревзойденное! В отличие от древних людей, которые отпадали от веры или отрекались от Господа, они имеют внутреннее отступление, но лицемерно сохраняют вид благочестия, православия, хранения догматов, подчинения канонам и внешнюю церковность. Тотальная ложь и сугубый обман вот важнейшая их особенность! Они избегают открыто исповедывать грубые известные ереси (хотя впадают в них посредством практического общения с осужденными Церковью еретиками), но исповедуют вслух и самими поступками страшные современные екклезиологические всеереси направленные против догмата о Церкви или непогрешимости Церкви.
Такими всеересями являются
- СЕРГИАНСТВО
- ЭКУМЕНИЗМ
- ЦЕРКОВНЫЙ МОДЕРНИЗМ
- КАЛЕНДАРНОЕ НОВОСТИЛЬНИЧЕСТВО
- ЛОЖНОЕ УЧЕНИЕ О ДАРОВАНИИ БОЖЬЕЙ БЛАГОДАТИ ИЛИ ПРОЯВЛЕНИИ ЕЕ В ОТСТУПНИЧЕСКИХ СООБЩЕСТВАХ И ИХ ТАИНСТВАХ ИЛИ У ЕРЕТИКОВ
которые вместе с их бесовскими прелестями, ложной духовностью и частными многоразличными лжеучениями превратили эти церковные сообщества (начиная с Поместных церквей) в антихристианские безблагодатные скопища лукавнующих еретиков или православновидные еретичествующие тоталитарные секты, т.е. ЛЖЕЦЕРКВИ. Уничтожение в своей среде Церкви, изгнание Духа Святого и Его спасительной благодати и подмена Церкви лжецерковью с господствующим духом антихриста вот основной плод современного отступничества.
Лидеры отступления "епископы", "священники" и "богословы", отец которых дьявол есть безумные и слепые руководители, которые по слову Господа ведут слепых своих последователей в яму вечной погибели, заквашивая жутким квасом своего лицемерия все смешение своих структур, и делая каждое свое чадо сыном (дочерью) геенны огненной вдвое худшими себя.
Отступнические сборища и их "духовенство" являются в очах Божиих великой мерзостью. Бог гнушается ими, и в них коварствуют скверные демоны. Их таинства и требы суть сквернодейства и демонические ритуалы. Они не просто пусты, безблагодатны и абсолютно недейственны, но наполнены демонической энергией и бесовским гибельным присутствием, что роднит их колдовским действиям. Вот почему их совершители приравниваются к колдунам и идолопоклонникам. Через их общую чашу все причастники причащаются ереси и бесовству. Древние отступники от веры, при их искренном раскаянии, принимались обратно в Церковь лишь в разряде плачущих до конца жизни! Они допускались к причащению лишь перед смертью. Отступившие от веры клирики принимались только мирянами в разряде пожизненно кающихся (Апост. Правило 62, Петр. Алекс. 10-е, Васил. Вел.73-е, Григ. Нисс. 2-е).
Что же говорить о современных добровольных отступниках и слугах антихриста? Их должно поставлять в разряд пожизненно припадающих и плачущих и не допускать никогда в клир или какие-либо должности в церкви, сподобляя причастия только в случае угрозы смерти. Епископы же и большая часть духовенства неисцельно повреждены своим богохульным отступлением, впали в непрощаемый грех хулы на Духа Святого и стали вконец необратимыми, как это было открыто преподобному отцу нашему Серафиму Саровскому чудотворцу от Самого Господа.
Их, как неспособных к покаянию, ждет страшное наказание от Господа Бога и вечная погибель. Сами они никогда не уйдут с захваченных престолов, и их сметут лютые скорби, попускаемые Богом. Они находятся под анафемой Священного Писания, святых Апостолов, святых Отцов Церкви и прокляты от лица истинной Церкви Христовой! Горе им, а также всем, кто с ними сообщается. Не хватит никакой человеческой фантазии, чтобы представить себе те вечные мучения, которые уготованы современным конечным отступникам. Воистину лучше бы им, по слову Господа, и не родиться! Они повинны в душепогибели миллионов людей, в великом соблазне на веру православную, в устроении царства антихриста-зверя и приготовлении пути для его пришествия! Они сдали божественную власть в руки светских чиновников (а российские отступники в руки советских богоборцев и церквеуничтожителей), что, по словам святого Афанасия Великого является признаком близгрядущего антихриста! Они повязали себя ритуальной содомией своего "духовенства"! На них кровь и убийства новосвященномучеников и новомученников российских и всех праведных от Авеля до последнего младенца убитого сегодня во чреве!
Горе им, горе безумию их, горе предательству их, горе отступлению их, горе лицемерию и лукавству их, горе диавольскому сыновству их! Горе организаторам, основателям, руководителям, "епископату", "духовенству", клиру и чадам лжецеркви "Московской патриархии"! Горе всем сообщающимся с ней "поместным церквям"! Горе украинским, белорусским и прочим самосвятам и автономникам! Горе всем новостильным отступникам! Горе всем псевдокатакомбным и самозванным православновидным структурам! Горе сокрушенной, отступившей и расколотой РПЦЗ! Горе всем отступившим и отступающим грекам-старостильникам и иже с ними! Горе всем предавшим святое Православие, апостольское и святоотеческое наследие и отступившим от единственно спасающей Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви!
Икономия и акривия
Греческое слово "икономия" (oikonomeia) буквально означает "устроение", "домостроительство", "экономия", под чем принято сейчас понимать "снисхождение"; а "акривия" (akribeia) буквально означает "точность", что ныне принято обозначать как "строгость" (VI Всел. 3,102).
На основании святоотеческого наследия мы считаем своим долгом твердо уяснить в каких именно случаях Церковь употребляет принцип "икономии", а в каких применяет принцип "акривии".
Принцип икономии, несомненно, применяется только в отношении чина и способа присоединения еретиков или раскольников к Церкви, но не к их "таинствам" и зловерию. "Если ради икономии дел церковных вместе со зловерием уничтожается и спасительная вера, то подобного рода так называемая икономия есть совершенное отделение от Бога", говорит преп. Максим Исповедник.
Св. Василий Великий в своем 1-м правиле, выразив ту несомненную мысль, что все находящиеся вне Церкви лишены благодати святых Таинств, в вопросе о способе присоединения их к Церкви, однако, не дает никакого точного указания, предлагая в каждом случае "последовати обычаю каждыя страны". Причиной же употребления снисхождения при присоединении еретиков и схизматиков к Церкви, т.е. когда их не омывают истинным церковным крещением или клириков их не рукополагают истинным рукоположением, а принимают "паки в тот же чин", св. Отец называет "назидание многих", "благосозидание", "благоусмотрение" и подобное, но никак не признание их "таинств" действительными (или имеющими некоторую долю действительности) и благодатными, что отчетливо видно как из сего правила, так и из всех других правил Православной Церкви, в которых идет речь о чиноприеме еретиков и схизматиков.
В Кормчей Книге, в "ответах правильных Тимофея святейшего Архиепископа Александрийского", мы находим авторитетное разъяснение того, что принятие в общение без крещения не есть ни противоречие учению Церкви, ни признание Ею благодатности крещения, а, следовательно, и других "священнодействий" еретических, а лишь применяемый, в виде исключения, особый порядок присоединения к Христовой Церкви тех людей, которых перспектива повторения, как им кажется, над ними таинства крещения могла бы совсем оттолкнуть от Православия. На вопрос: "Почто обращающыяся еретики к Соборной Церкви не покрещаем", Святитель Тимофей дает ответ: "Аще бы се было, не бы ся человек скоро обращал от ереси, покрещения стыдяся, обаче и возложением руку пресвитерску [т.е. Мvропомазанием] и молитвою, весть приходити Дух Святый", Которого присоединяемые были чужды, когда еще находились вне Церкви. Подобную практику допускал и св. Киприан, бывший сторонником именно строгости в отношении приема еретиков и схизматиков, и объяснял ее так: "Но, скажет кто-нибудь, что же будет с теми, кои прежде сего, обратившись от ереси к Церкви, приняты были в Церковь без крещения? Господь, по милосердию Своему, силен даровать им прощение, и тех, кои, быв приняты в Церковь, в Церкви же и опочили, не лишит даров Церкви Своей".
Однако, св. Киприан признавал при этом, что вводить такое снисхождение, догматически допустимое, в практику как норму нельзя, потому что этим будет ослабляться вера в Церковь как единственную хранительницу благодати, ибо еретикам "не будет причины обращаться к нам, когда имея крещение, будут думать, что имеют и все прочее. Напротив, когда они узнают, что вне Церкви нет крещения и не может быть дано отпущение грехов, то охотнее и поспешнее будут приходить к нам и с покорностью просить благ и даров Матери Церкви".
Следовательно, принцип "акривии" должно признать наиболее полезным, как для присоединяемых к Церкви из ересей, так и для самой Церкви, особенно в наше время экклезиологических ересей. История показывает нам, что строже всего Церковь поступала в отношении еретиков при начале их деятельности, также, когда ересь занимала господствующее положение (как сегодня), а Православие было гонимо; и делалась снисходительнее, когда ересь начинала ослабевать.
Итак, принцип церковной "икономии" нисколько не противоречит догматическому учению о единственности Церкви, ибо не дает ни малейшего основания утверждать, что вне Церкви может преподаваться спасительная благодать. Но, когда приступающий к Церкви из ереси не крестится, а лишь приносит покаяние в заблуждении и принимает святое Таинство Мvропомазания, то он получает благодать Святого Духа, которой он ранее не имел, в самом присоединении. Равно и принимаемый из схизмы или ереси в ту же степень клира, в которой он находился до присоединения к Святой Церкви, когда т.е. он заново не рукополагается истинным рукоположением, но вступает в отправление священнослужения, получает благодать хиротонии от Бога в том таинстве, посредством которого принимается в Церковь.
Отлучение от Церкви
С древности Святая Церковь практикует три степени отлучения, которые в церковных канонах именуются тремя различными терминами: akoinwnia (иначе cwrismoV), лат. excommunication, т.е. отлучение от причастия; ajorismoV, лат. interdictum, т.е. отлучение от совместного моления, вплоть до разговоров; anaJema, т.е. конечное отлучение, собственно проклятие (1Кор.16,22).
Под анафемой Святая Церковь понимает "удаление от Бога" (Вальсамон), "предание сатане" (1Кор.5,5), "отделение от Христа" (Зонара), "изгнание из Царства небесного" (св. Тарасий, патр. Конст.), "вечное мучение" (Иоанн Златоуст). "Смысл анафемы тот, уточняет еп. Феофан Затворник, что подвергшийся ей извергается из Церкви и, становясь вне ее, не только лишается благодати ее, но и подвергается всем безблагодатиям, кои вне ее. Он Божий отверженник, подгневный Ему".
"Да предается анафеме всякая ересь", постановили св. Отцы II Вселенского Собора (правило 1), и Церковь Христова всегда следует этому обычаю: отлучает еретиков от Церкви тотчас по провозглашении ими своих пагубных учений, ограждая своих членов от духовной заразы.
Неоправданное промедление с осуждением и отлучением явных еретиков от Церкви, как правило, вызывает великий соблазн в Ее святом теле, порождает церковные смуты и неизменно навлекает гнев Божий. Святитель Феофан Полтавский по этому поводу так пишет: "Особенно ужасно падение епископов, когда они отпадают от догматов веры или, как выражается Апостол, когда они хотят "превратить благовествование Христово" (Гал.1,7).Таковым повелевает Апостол изречь анафему: "Кто благовествует вам не то, что вы приняли говорит он, да будет анафема" (Гал.1,9). И медлить здесь не нужно, продолжает он: "Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден" (Тит.3,10-11). Иначе, то есть за равнодушие к отступлению от истины, тебя может постигнуть суд Божий: "Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих" (Откр.3,16). А св. Василий Великий о том же говорит в следующих выражениях: "Церковные уставы обличенных в тяжких грехопадениях отлучают от прочего тела "малая закваска квасит все тесто" (1Кор.5,6). Посему, согласно с волею Благого Бога отнимать беззаконных от народа... А сколь вредно не отделять беззаконных от общения со святыми членами Христовыми, сие выразил Апостол, укоряя Коринфян за то, что они не плакали, "дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело" (1Кор.5,2).
Церковную анафему могут произносить "Святые Соборы", и не обязательно Вселенские, но и Поместные, а также "Святые Отцы" (Двукр. 15). Отлучения, произнесенные ими, становятся обязательными для всей Вселенской Церкви, т.к. отлученные одним епископом, или одной Поместной Церковью, не должны быть принимаемы другим епископом, или другой Поместной Церковью (Премудр. 1; Карф. 9,118,147; Апост. 32; I Всел. 5 и Антиох. 6).
Чтобы оградить себя от искушения и соблазна, анафеме еретиков может предавать любой мирянин или монах, о чем мы имеем наставление от препщдобных Варсонуфия Великого и Иоанна Пророка и многочисленные указания из житий святых. Проклинать ересь и ересеучителей обязан каждый христианин, обращающийся к Церкви Христовой из еретических сборищ.
Еретики не только "видимым действием церковной власти", но и "невидимым действием суда Божия, как мертвые члены, отсекаются от Тела Церкви", гласит Пространный Христианский Катихизис. Ибо еретика от Церкви отлучает сама проповедуемая им ересь, а церковная власть (например, Собор) лишь видимо подтверждает уже совершившийся над еретиком суд Божий. "Аще рекут кому правила "да извержется", говорит в своем поучении к священному чину Московский Патриарх Иосиф, таковый и есть да извержен, хотя бы и не было над ним формального суда церковного". А новосвященномученик епископ Марк (Новоселов) свидетельствует: "Вера Церкви противится такой-то или такой-то ереси не потому, что эта ересь осуждена таким-то или таким-то Вселенским Собором, а как раз наоборот: такой-то Вселенский Собор осудил такую-то ересь потому, что она противится вере Церкви".
Согласно Священному Писанию и святоотеческому учению, еретик "самоосужден" (Тит.3,11), "уже осужден" (Ин.3,18); еретики навлекают "сами на себя скорую погибель" (2Пет.2,1), "сами себя отлучили от Церкви" (преп. Максим Исповедник). Святые Отцы говорят: "Кто мудрствует иначе, чем она [Церковь] научает, тот сам себя предал анафеме" (прпп. Варсонуфий и Иоанн). Дерзающий искажать или переменять православное исповедание "уже отвергся веры Христовой, уже подвергся добровольно вечной анафеме за хулу на Духа Святого" (Окружное Посл. Вост. Патр. 1848 г.). Наконец, еп. Феофан Затворник подробно объясняет это: "Еретик, упорно стоящий в ереси, отселе уже сам себя приговаривает к сему лишению царствия, не приговаривая приговаривает самым действием упорства в ереси".
Посему не всякий суд церковного Собора есть уже суд Божий, но только тот, который согласен с волей Божией. Ибо мы знаем, что были случаи, когда собирались, под видом истинных, лжесоборы или Соборы разбойничьи, выносившие неправедные и небогоугодные решения, осуждавшие православных и покровительствовавшие еретикам. А посему вместе со святыми Отцами мы свидетельствуем: "Не всякое собрание епископов есть Собор, а только собрание епископов, стоящих в истине" (Преп. Феодор Студит). "Последуяй же прежде его святым Соборам, той Собор свят есть; не последуяй же прежде его святым Соборам, не свят, но и скверен есть и отвержен" (Кормчая Книга гл. 71, л. 641. Преп. Никона Черногорца).
То общество христианское, в котором появляется ересь, т.е. когда оно уже вполне заражено ею, тотчас отпадает от Церкви. "Подлинно, как скоро введена ересь, пишет преп. Феодор Студит, то отлетел Ангел хранитель тех мест, по словам Василия Великого (письмо 230), и такой храм стал обыкновенным домом", т.е. лишился спасительной благодати св. Таинств. Ибо принятие спасительной благодати вне веры истинной невозможно (Еф.2,8; Гал.3,14).
О неведении христианства
Современные отступники и еретики от Православия убеждают нас, что простой народ якобы не несет пред Богом никакой ответственности за отступничества своего клира, т.к. не может разбираться в богословских тонкостях, а, следовательно, спастись возможно в силу одного только "блаженного неведения".
Но не так учат святое Евангелие и святые Отцы Церкви.
Спаситель и Господь наш Иисус Христос ясно возражает такой постановке вопроса и говорит: "Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше" (Лк.12,47-48). "Иные спрашивают: объясняет блаж. Феофилакт Болгарский, пусть так, что справедливо наказывается знавший волю господина и не делавший по ней; но почему наказывается тот, кто не знал? Потому что и он мог узнать, однакож не захотел, а по безпечности сам сделался виновным в незнании. Итак, он достоин наказания за то, что добровольно не узнал". В чем же собственно состоит воля Божия? "Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении" (Ин.7,17). "А без веры [истинной] угодить Богу невозможно" (Евр.11,6).
Посему невежество в вопросах православного вероучения, канонической и догматической его области, никогда святыми Отцами Церкви не считалось ни оправданием, ни заслугой или добродетелью, а всегда признавалось тягчайшим смертным грехом. "Незнание Божественных законов, говорит св. Епифаний Кипрский, великое предательство своего спасения". А свт. Игнатий замечает: "Покаяние возможно только при точном, хотя бы и простом, знании православной христианской веры, чуждом всякой ереси и злоумия ... Неведение христианства величайшее бедствие". Еп. Феофан Затворник выражается в том же духе: "Странный ходит у нас предразсудок, что как скоро мирянин, то ему нет нужды утруждать себя полным знанием Христианской истины, стыдятся заявить сие знание, если имеют его, и тем более заступиться за него. И расширяется у нас таким образом область лжи и царство отца ее ... Стало быть, всякий неведущий истины есть уже изменник ее, и изменник общества верующих или Святой Церкви. Строго? Но так есть".
Отсюда истекает естественный вывод: всякий, приступающий по неведению к лжетаинствам еретиков, хотя бы он оправдывался незнанием, не только не освящается ими, но усугубляет свою погибель, ибо вне Церкви нет спасения.
Заключение
Таково общее экклезиологическое Исповедание Веры Церкви последних времен, находящейся под руководством Первоиерарха святого Апостола Иоанна Богослова. Это Исповедание должны строго содержать все члены Церкви Иоанна Богослова, а также принимать те, кто желает присоединиться к этой одной единственной Церкви Христовой.
Все прочие существующие церковные структуры, невзирая на разницу между ними, в настоящее время не входят уже в Тело Христово и лишены спасительной благодати. Если кого-то из числа благонамеренных в этих структурах и спасает Господь Бог по Своей неизреченной милости, то паче чаяния, вопреки пребыванию в отступнической структуре и в виде особого исключения. Пребывание же в этих структурах не только не спасительно, но много препятствует спасению.
Незнание этого и непонимание не имеет никакого значения, но является погибельным грехом.