Тайна Иоанна Богослова
Православная Церковь и Святые Отцы о призвании
Иоанна Богослова на вторичное дело благовестия
и руководство Церковью в последние времена
Евангелие от Иоанна
Глава 21
"22 Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он [Иоанн] пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною.
23 И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?
24 Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его."
(Комментарий отца Олега Моленко)
Евангелист дважды повторяет обетование Божие для него и его миссии на земле в канун второго пришествия Господня, поправляя при этом невольную ошибку других апостолов, которые неверно поняли слова Христа о том, что Иоанн Богослов не умрет! Он умер и был воскрешен, и слово Божие о нем непременно сбудется и уже сбывается. В 24 стихе Иоанн Богослов пишет о своем свидетельстве этого важнейшего пророчества Самого Господа о нем, что оно записанное и истинное!
Откровение Иоанна Богослова
Глава 10
"11 И сказал он мне: тебе надлежит опять пророчествовать в народах и племенах, и языках и царях многих."
Житие Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова
"Жития Святых, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского",
месяц Сентябрь,
Москва, 1902 г., Синодальная Типография, стр. 590
"Когда апостолу исполнилось более ста лет, вышел он из дома Домна с семью своими учениками и, дойдя до некоторого места, велел им там сесть. Время было уже к утру, и он, отойдя на такое расстояние, на какое можно бросить камень, начал молиться. Потом, когда ученики его, согласно его воле, выкопали ему крестообразную могилу, он заповедал Прохору идти в Иерусалим и оставаться там до кончины своей. Преподав еще наставление ученикам своим и поцеловав их, апостол сказал: "Возьмите землю, мать мою, и покройте меня ею". И поцеловали его ученики и покрыли его до колен, а когда он снова поцеловал их, то покрыли его даже до шеи, положили на лице его покрывало, и поцеловав еще с великим плачем покрыли его совсем. Услыша об этом, братия пришли из города и раскопали могилу, но ничего не нашли там и весьма много плакали; затем, помолившись, они возвратились в город. И каждый год, в восьмой день месяца мая, появлялось из гроба его благовонное мvро и по молитвам святого апостола подавало исцеления болящим 1, в честь Бога, в Троице славимого во веки веков. Аминь."
1В память сего чудесного события установлено ежегодное празднование св. ап. Иоанну 8-го мая (21-го мая по новому стилю).
Слово на память славного и всехвального Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова
"Великая книга Минеи-Четьи" св. Макария Митрополита Всероссийского,
Сентябрь, дни 1-30
Москва, 1889-1894 г., Синодальная Типография, стр. 1681
"Во старосте добре повеле учеником си яму ископати в земли противу долготы телесе, и влезъ и леже; ученикомъ си повели, закрывше, отъити. И по двою днию пакы ученици его прiидоша, хотяще видети его, аще уже умре, да погребутъ и; и открывше, ничегоже не обретоша: апостолу убо приложену бывшу, идеже Богъ весть."
Cтихира на малой вечерни в праздник Иоанна Богослова
"Служба и акафист святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову"
Смоленск, "Посох", 1993 г., стр. 6
"Апостолов верх, Богословия трубу, духовнаго воеводу, вселенную Богу покорившаго, приидите, вернии, ублажим Иоанна приснопамятного,
от земли переселяющегося, и земли не отступающаго, но живуща, и ждуща страшное Владыки Второе Пришествие, еже неосужденно срести нам испроси, любимиче, таинниче, Христов наперсниче, любовию совершающим память твою."
Акафист Святому Апостолу и Евангелисту Иоанну Богослову
"Служба и акафист святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову"
Смоленск, "Посох", 1993 г., стр. 53-54
Икос 11
"Светозарная душа твоя, достигнув в меру возраста
и в мужа совершенна, позна приближение времени, нужнаго человеку изменения, во еже тленному наследити обещанное нетление, и смертному обещанное безсмертие: тогда повелел еси учеником твоим погребсти себе жива, наутрие же пришедше ко гробу твоему, и откопавше, ничтоже в нем обретоша. Познавше убо, яко изменение твое сотворися не обыкновенным человеческим смертным успением, воспеша тебе тако: Радуйся, орле, обновивый твою юность безпрепятственным возлетением к солнцу славы Божия: Радуйся, таковым изменением превзошедый вся уставы естества человеческаго. Радуйся, по обещанию благаго Учителя твоего возседый на единем от дванадесяти престолов: Радуйся, творяй на оном суд и правду посреде людей Божиих Израиля. Радуйся, наслаждаяся лицезрением Того сладчайшего Иисуса, к Немуже на перси прежде Его страсти и воскресения возлегл еси: Радуйся, от Его благоутробия ходатайствуяй нам вся благая. Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове."
Кондак 12
"Благодать дана бысть от Бога месту тому, идеже тело твое земли предано бяше, да испускает в день погребения твоего тонкий прах на исцеление болящим, показующе сим, како прославляет Бог любящия Его, да вси, зряще сие, непристанно сердцем и душею во дни и в нощи вопием Ему: Аллилуия."
(Комментарий отца Олега Моленко)
Обратите внимание, что Церковь указывает на дарование Богом благодати месту погребения Апостола Иоанна, но не его телу, которое не было найдено в могиле. Бог прославляет Апостола через место его погребения посредством чудес. Ради этого Церковью установлен праздник 8 (21 н.ст.) мая. Где же тело Апостола? Как оно могло исчезнуть из зарытой глубокой могилы? "Мощей" Апостола Иоанна Богослова не существует и они неизвестны Церкви, как и "мощей" Пресвятой Богородицы Марии. У всех остальных Апостолов Христовых были мощи и есть их история, а у Иоанна этого нет, ибо он, согласно учению Церкви, воскрес со своим телом. Церковь учит, что еще раньше подобным образом была воскрешена Пресвятая Дева Мария Госпожа Богородица, свидетелем чему был святой Апостол Фома.
Служба на Преставление Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова
"Минея Праздничная, содержащая службы Господским и Богородичным праздником и святым избранным",
Москва, 1901 г., Синодальная Типография, стр. 57
"Яко душею девственна тя, и телом, блаженне, Слово избра, Богослове девственниче, и Того Божества чудна показа писца и слугу, иже и от земли преставился еси, не умер, но в Бозе жив, и безсмертен пребывая."
Память преставления (и воскрешения) Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова 26-го сентября (9-го октября по новому стилю)
Житие святой мученицы Ермионии ( 117)
"Жития Святых, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского",
месяц Сентябрь,
Москва, 1902 г., Синодальная Типография, стр. 113
"Святой апостол Филипп, крестивший вельможу Эфиопской царицы Кандакии 1, имел четырех дочерей, о коих евангелист Лука замечает, что они были пророчицами и девами 2. Их них Ермиония и Евтихия отправились в Асию 3, ища святого Иоанна Богослова, но не нашли его, ибо Господь преложил 4 его, как некогда Еноха 5 и Илию 6."
1 Деян. гл.8, ст.26-40.
2 Деян. гл.21, ст.9.
3 Асия провинция Римской империи, на западе Малоазийского полуострова, с главным городом Ефесом.
4 Т.е. взял его живым на небо.
5 Быт. гл.5, ст.24.
6 4 кн. Цар. гл.2, ст.11.
Священномученик Ипполит Римский ( 236)
из книги "Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса",
Москва, 1902 г., издание книгопродавца А.Д. Ступина), гл.XI, стр.158-159:
"Обоим пришествием Христовым от Писаний научихомся. И первое убо по плоти бывшее безчестно, занеже смирену явитися ему; сице и второе Его пришествие проповедася славно, яко приидет от небес с силою Отчею, первому убо того пришествию Иоанна Крестителя имеяше предтечею; второму же Его, в немже хощет приити со славою, Еноха и Илию и Иоанна Богослова явити хощет.
...
Едину бо седмицу седмих лет назнаменает, яже убо на последок будет, и убо пол седмицы возмут ова пророка со Иоанном, еже проповедати во всем мiре, о антихристове пришествии, сиречь дней 1260 ..."
Житие святого Григория чудотворца, епископа Неокесарийского ( 270)
"Жития Святых, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского",
месяц Ноябрь,
Москва, 1902 г., Синодальная Типография, стр. 449
"В то время начинала распространяться ересь Савелия и Павла Самосатских. Святой Григорий был по поводу ее в недоумении и прилежно молил Бога и Божью Матерь об открытии ему истинной веры. Когда однажды ночью он молился о том особенно прилежно, явилась ему Пречистая Дева Мария, сияющая как солнце, с Иоанном Богословом, облеченным в архиерейские одежды. Указывая рукою Своею на Григория, Пречистая повелела Иоанну Богослову научить его, как подобает веровать в тайну Святой Троицы. И по повелению Божией Матери, святой Григорий был научен святым Иоанном Богословом, в течение малого времени, великим Божиим Тайнам и почерпнул из неисчерпаемой глубины премудрости Божественное знание. ... После сего видения святой Григорий записал своей рукою слова, сказанные ему святым Иоанном Богословом, и это писание его было хранимо в Неокесарийской церкви в течение многих лет [1].
[1]Св. Григорий Нисский, рассказав о чудесном происхождении этого символа веры, прибавляет: "если кто хочет увериться в том, пусть выслушает Церковь, в которой он проповедывал и в которой доныне хранится подлинник, писанный блаженною рукою". ... Символ Григория чудотворца представляет собою один из самых драгоценных памятников древности.
(Комментарий отца Олега Моленко)
В данном отрывке из жития свт. Григория Неокесарийского в отношении святого Апостола Иоанна Богослова ясно показано то, что этот апостол остается живым и действующим Первоиерархом (Архиерем) Церкви Христовой, о чем свидетельствует указание, что он явился свят. Григорию "облаченный в архиерейские одежды". Он живо и непосредственно участвует в подготовке и наставлении в вере (задолго до Первого Вселенского Собора) кандидата в епископы Церкви. Апостол Иоанн изложил ему высший догмат о Пресвятой Троице. Все это ясно свидетельствует о его непреходящем великом значении в текущей жизни Церкви Христовой на земле сущей и продолжающемся участии в служении ей в Архиерейском звании. Это служение можно проследить по житиям других святых угодников Божиих, в которых описывается посещение их Иоанном Богословом. Если это служение продолжалось в первые и последующие столетия земного бытия Церкви, то кто может отменить его или воспрепятствовать ему в последнее время, когда оно, согласно слов Господа Иисуса (Ин.21,22), продолжается на земле до второго Его славного пришествия, раскрываясь в последнее время во всей полноте! Указания на архиерейское облачение Иоанна Богослова имеет еще и то значение, что он может законно совершать все Архиерейские и Первосвященнические действия (кто из епископов первее и старше его?) служить литургии и прочие службы, рукополагать епископов и священников для Церкви и прочее. В таком случае, кто и по какому канону может запретить призывать его в качестве Архиерея за богослужениями, если Господь Иисус Христос или сам Иоанн Богослов позволят это делать? Если у современного христианина есть выбор между плохими по качеству современными епископами и Иоанном Богословом, то кто не предпочтет святого апостола им? А такой выбор ныне, слава Богу нашему, есть!
Святитель Епифаний Кипрский ( 403)
"Синаксарь на Вознесение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа"
Триодь Цветная, Москва, 1992 г., лист 191 (оборотная сторона)
"Епифаний Кипрский повествова: яко Богослов убо Иоанн Богородицу крести"
(Комментарий отца Олега Моленко)
На господствующее положение Иоанна Богослова среди других апостолов и на его главенство в Церкви указывает и факт крещения им Пресвятой Богородицы, о чем свидетельствует святитель Епифаний Кипрский.
Блаженный Августин ( 430)
"О согласии Евангелистов".
Книга четвертая, Глава X
20.
"Наконец, вручая овец своих любящему и трижды исповедавшему свою любовь Петру, Он говорит, что этот же Иоанн по Его воле может жить до Его пришествия (Ин.21,15-25), чем, по моему мнению, Он научил нас высокому таинству, а именно: что само евангельское служение Иоанна, уносящее его к чистейшему свету Слова, где умственному взору предстает единство и неизменяемость Троицы, и весьма отличающее его от прочих как человека, в понимании которого Слово стало плотью, (это служение) может быть точно познано только тогда, когда Господь явится Сам; поэтому Иоанн так пребудет, пока Он явится; и будет он пребывать в вере верующих, а после явится для созерцания лицом к лицу, когда придет Жизнь наша, и мы явимся с Ним во славе."
(Комментарий отца Олега Моленко)
Иными словами, святой Августин говорит, что апостол Иоанн Богослов оставлен по воле Бога жить до второго пришествия Христа для того, чтобы во все времена от первого до второго пришествия Христос Бог мог иметь на земле Своего свидетеля, апостола и Евангелиста. Подобное уникальное положение позволяет иметь свидетельство от живого человека, который был самым близким Иисусу Христу, самым любимым Им и самым посвященным во все дела и тайны воплотившегося Бога. Но возлюбленный Иоанн может не только свидетельствовать, но и продолжать служение апостолов, соединяя таким образом начало Церкви на земле, с ее концом в этой жизни, подменяя в случае дряхлости и непригодности отступнический епископат. Таким образом, Церковь на земле всегда во все времена имела и имеет сейчас, по крайней мере, одного истинного и благодатнейшего Своего негласного (до времени) Первоиерарха из числа первоапостолов Христа! Это подтверждает жизненность и важность названия Церкви именно Апостольской, а не епископской (или преемников апостолов), ибо живой во плоти Апостол всегда в Церкви! Тогда известное выражение отцов, что "без епископа нет Церкви" можно уточнить, говоря: "без Апостола нет Церкви".
Слова "так пребудет" показывают, что он будет живым в теле, но не указывают на способ сохранения жизни Иоанна, т.е. через неумирание или через воскрешение. Сам апостол Иоанн опроверг слух о его неумирании. Тогда весь вопрос в том, умер он уже (а значит, и воскрешен Богом), или еще ему предстоить пережить смерть. Подтверждение последнего предположения не имеет никаких оснований и нигде не встречается.
Слова "будет он (т.е. Иоанн Богослов) пребывать в вере верующих" означает, что эта его тайна о жизни и служении от первого до второго пришествия Христа, до последнего времени будет прикрыта, и верующие люди будут принимать ее только верой своей.
Слова "а после явится лицом к лицу" означают, что после наступления времени антихриста Иоанн Богослов выйдет на открытое служение и проповедь, и будет виден и узнаваем всеми. Он более не умрет (в отличие от Илии и Еноха) до "когда придет Жизнь наша".
Значит, святой апостол Иоанн Богослов, как выходит со слов блаженного Августина, воскрешен и живет в своем новом по качеству теле с новыми непостижимыми возможностями.
Феодот, епископ Анкирский ( V век)
"Беседа Феодота, епископа Анкирского, говоренная в Ефесе против Нестория,
в день святого евангелиста Иоанна"
Деяния Вселенских Соборов. Том 2.
Cобор Ефесский, Вселенский Третий (продолжение), стр.104-107
"Таким образом, явившись человеком, Он [Иисус Христос] всех нас привел в содружество с Собою. Он поставил нам учителем Иоанна, сына громова, который составляет дар этой митрополии и общее сокровище мира, и который в одном стихе выражает существо веры: "Слово стало плотию" (Ин.1,14)."
Преподобный Ефрем Антиохийский, патриарх ( 546)
"Греческая патрология"
PG.103, Bibliotheca. cod. CCXXIX, 986A
"Ибо Он [Господь] не говорит, что Иоанн бессмертен, но что он будет пребывать с Енохом и Илией до Его Второго пришествия. Что и сам ученик подтвердил, говоря "Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?" (Ин.21,23). И понятно, что он опроверг, что он бессмертен, и подтвердил, что он будет пребывать до Второго пришествия."
Святой Андрей Кесарийский ( 565)
"Толкование на Апокалипсис".
Слово 10, Глава 29
"И рече ми: подобает ти паки пророчествовати в людех и во племенех, и во языцех и в царех мнозех (Откр.10,11). Здесь показывается или то, что не тотчас после видения Божественного Откровения исполнится все предсказанное, но через Евангелие и сие Откровение надлежит Блаженному [Иоанну Богослову] даже до кончины мира предсказывать читающим о будущем, или что он не вкусит смерти; при конце же придет, чтобы препятствовать принятию прелестей антихристовых."
Преподобный Феодор Студит ( 826)
Творения преп. Феодора Студита, часть I, стр. 235—236.
"Послание 36. К Евпрепиану и находящимся с ним".
"Поистине, где нет одного закона для всех, то как быть миру, когда царь хочет одного, например, прелюбодействовать или еретичествовать, а подданным заповедано не иметь участия с прелюбодеем, не участвовать в ереси и не преступать ничего, переданного Христом и апостолами? Разве из этого не ясно, что антихрист уже при дверях? Ведь прелюбодеи не осмелятся сказать: неужели царь не может сделать и приказать, чтобы народ подчинился тому, что он беззаконно совершает? В этих словах их ясно виден антихрист. Ибо и он, будучи царем, станет требовать только того, чего он хочет и что приказывает; и никакого различия не будет между ним и предшественниками его, кроме того, что он будет желать и требовать не того, чего они и прежде, и теперь желали бы.
Такой же произвол показан и епископами на соборе. Разве всякий здравомыслящий и не любящий споров не согласится, что это действительно так? Может ли быть что-нибудь хуже этой ереси до самого явления антихриста? Я не думаю, что оно уже наступило; но, начавшись ныне, оно достигнет своего конца в то время. И те, которые падут теперь, пали бы, если бы были и тогда, а те, которые силой Божией устоят в борьбе, были бы и в те дни победителями антихриста через смерть со Христом.
Но, о бедствие человеческое! Иные уже и теперь повернули тыл! Как мы ясно показываем, чем мы будем! Поэтому немного таких, которые устоят; поэтому будут Илия и Енох (не знаем, будет ли также Богослов и евангелист) помощниками человеческой немощи, предстоятелями и победоносцами в исповедании Христовом; поэтому прекратятся дни того бедствия, которое уничтожается явлением Христовым."
(Комментарий отца Олега Моленко)
Знаменательно, чтго преподобный Феодор Студит доносит до нас имеющееся предание об участии Иоанна Богослова в последней проповеди наряду с Илией и Енохом. Но говорит это отец не утвердительно, а что он не знает сего точно, ибо тайна эта не всем отцам была открыта. Но все же отец говорит только в отношении Иоанна Богослова, а не Петра, Павла или другого апостола или пророка.
Святитель Фотий, патриарх Константинопольский ( 891)
J.-P. Migne, Patrologiae Graecae. PG 103: Photius of Constantinople, cod. CCXXIX.
"Об этот свидетельствуют Енох и Илия и сын грома Иоанн, еще пребывая в теле. Ибо взяв их как начало всякой земной вещи, Творец показал, что хотя и согрешил Адам, но остался с телом. Однако, прожив многолетнюю жизнь, они вкусили наконец смерти, хотя и в мгновение ока. Посмотри на их веру, которая ведется от трех родов: из тех, кто прежде Закона был взят Енох, их тех, кто после Закона Илия, и из тех, кто после Благодати (т. е. Нового Завета) украшение апостолов. Таким образом, и Адам, если бы не согрешил, жил бы с ними в нетлении. О том, что девственный Иоанн не умер, как Енох и Илия, свидетельствует предание. И то, что в Евангелии говорится о нем, привлекает ум. Ибо Христос сказал о том виде смерти, которым должен был умереть за Него Петр. Петр же услышав о своей смерти, тут же спросил о евангелисте Иоанне. Очевидно, что он спрашивал ни о чем ином, как о том, как он умрет. И Спаситель ответил: Если Я захочу, то он пребудет, пока я не приду, что тебе до того? (Ин.21,22). Как не то, что он будет пребывать до Его Второго пришествия, провозвестил воистину Господь? Поэтому и во святых Кирилл воспринял слова Спасителя: иди за мной как слова о смерти Петра. А слова И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет и так далее не только не противоречат предыдущим, но и согласуются с ними. Ибо Он не говорит, что Иоанн бессмертен, но что он будет пребывать с Енохом и Илией до Его Второго пришествия. Что и сам ученик подтвердил, говоря Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? (Ин.21,23). И понятно, что он опроверг, что он бессмертен, и подтвердил, что он будет пребывать до Второго пришествия.
...
Это каждый воспринял своим умом, что совершенно известны времена Еноха, и сколько лет он жил в мире передало Священное Писание, но не потому, что отрицается перемещение праведного вместе с телом. С этим мнением согласуются деяния возлюбленного Иоанна и жизнь, о которой многие рассказывали. Ибо он был помещен, как говорят, Его увещанием в некое место. И разыскиваемый, он не был обретен внезапно, но распространяя святость на то место, в котором он короткое время находился, из которого мы все как из источника святости сие святое поглощаем."
Блаженный Феофилакт Болгарский ( 1107)
"Толкование на Евангелие от Иоанна".
Глава 21
"Господь сказал не то, что он не умрет, но что он не будет проповедовать в одно время с Петром, а останется после него. "Пока приду", то есть пока Я не захочу вывесть и его на проповедь. Тебя Я ныне вывожу на попечение о вселенной, и ты следуй за Мною, а он пусть останется здесь, пока Я опять приду и выведу и его, как тебя.
...
Итак, евангелист опровергает ложное мнение тех, кои подумали, что ученик сей не умрет, а будет бессмертен: ибо сущая ложь, чтобы человек был бессмертен. Хотя Енох и Илия не умирали, однакож они смертны. Так и он, хотя не умер, но умрет. Посему понимание слова: не "умрет", в том смысле, что будет бессмертен, ложно."
Святой пророк Иоанн Кронштадтский ( 1908)
"Новые грозные слова о Страшномъ поистине Суде Божиемъ, грядущемъ и приближающемся",
СПб, 1907 г.,
переиздание Донского монастыря, Москва, 1993г.
Слово 21-ое, стр. 61
"Я вам говорю, что есть некоторые из стоящих здесь, при жизни которых наступит среди людей царство Божие и которые увидят второе и страшное пришествие Христово. Здесь разумеется св. апостол Иоанн Богослов, который чудесным образом преставлен и живет доселе на земле и на небесах; это награда ему за любовь и преданность ко Христу и мучения, которые терпел ради Христа."
"Начало и конец нашего земного мира"
Издание 2-е книгопродавца И.Д. Тузова,
С-Петербург, Гостинный двор, № 45 1904 г.
Часть первая. Беседа 10
"Полагают, что Енох будет благовестником язычников, а Илия Фесвитянин евреев. Апостольская проповедь Евангелиста Иоанна потребуется избранных ради, для восстановления утраченного смысла Христова учения, извращенного толкованиями рационалистов в среде Христиан.
Началом явившегося в мире христианском рационализма послужила добытая огнем и мечом в XVII столетии протестантская свобода извращать смысл Писания по личному усмотрению каждого. Не остается ни одной Евангельской заповеди, которую, подобно как и у талмудистов в отношении закона Моисеева нельзя было бы отменить у протестантов то суживанием, то расширением значения ее до неузнаваемости.
...
Соответственно успеху проповеди Илии Фесвитянина в среде евреев, надобно предполагать, что и проповедь Еноха среди язычников и проповедь Иоанна Богослова среди христиан будет иметь великий успех."
Часть вторая. Беседа 3
"В руке у Него была книга раскрытая" (Откр.10,2). Это судьбы грядущих до конца мира времен, постепенность развития которых открывалась Тайнозрителю, призванному на вторичное дело благовестия в самом конце времени.
...
"Книжка в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве моем. И сказал мне: тебе надлежит опять пророчествовать" (Откр.10,10-11). Видим отсюда, что Иоанну Богослову надлежит пророчествовать в самом конце времен о народах и племенах, и языках, и царях многих. Где? среди христианских народов."
Часть вторая. Беседа 6
"И одно из четырех животных дало семи Ангелам семь золотых чаш, наполненных гневом Бога, живущего во веки веков" (Откр.15,7) . Припомним, что в Откровении Иоанна и в пророческих книгах Исайи и Иезекииля возвещается, что посреди престола Божия на небе и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади "и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему." (Откр.4,7-8). Это Херувимы или Серафимы, которые непрестанно воздают славу, честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков (Откр.4,9).
Из этого видим, что верховные силы небесные, получив повеление от Бога, уполномочивают Ангелов излить на землю семь чаш гнева Божия, который и будет уже последним пред окончательным судом живых и мертвых. Эти верховные ревнители славы Божией, многоочимые Херувимы и шестокрылые Серафимы исполнены глубочайшего ведения судеб Божиих, как бывших, так и грядущих, на что указывает самый вид этих существ, составляющих из себя престол Божий, исполнены глубокого таинственного значения, ибо соответствуют четырем Евангелиям, пронесшим славу Божию в концы вселенной, причем в каждом из четырех есть особенности, отвечающие тому, либо другому служению Мессии, Христа Бога нашего на земле, человеческого ради спасения. Так, под видом льва разумеют царственное величие Его в проявленном на земле господстве над силами природы и демонами, чем особенно характеризуется Евангелие от Марка. Под видом тельца разумеют первосвященническое, страдальное служение спасению рода нашего, чему особенно отвечает Евангелие от Луки. Под видом человека служение Христа Бога нашего, на что особенно указывает Евангелие от Матфея и, наконец, под видом орла разумеется высочайшее Божественное проявление достоинства Христа Спасителя, чем так чудно отличается от других Евангелие от Иоанна.
Какое же из четырех животных дало семи Ангелам семь золотых чаш, наполненных гневом Бога, живущего во веки веков? Думается, что последнее, и это потому, что отступничество в роде христианском началось с развенчивания Христа Бога нашего на степень обыкновенного учителя вроде Магомета, Будды, Зороастры или Конфуция. На этом поприще особенно заявили себя англо-саксо-немецкие ученые книжники и фарисеи, а потому этим, пропитанным ядом отступничества народностям, во время царствования над ними и среди них антихриста, предстоит испить до дна семь чаш гнева Бога Небесного, живущего во веки веков, в особенности потому, что не примут проповеди Самого Сына Громова, которому определено Духом Святым пророчествовать опять (Откр.10,11). Где же? Это ясно из таинственного указания Откровения (Откр.11,1), в котором Тайнозритель (т.е. сам Иоанн Богослов) говорит о себе: "И дана мне трость, подобная жезлу и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем, а внешний двор храма исключи, и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святой город 42 месяца. И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли" (Откр.11,1-5). Это откровение есть ясное указание на то, что проповедь Сына Громова будет в христианских странах, а двух светильников (Еноха и Илии) в странах нехристианских. С чем же прогремит Сын Громов среди отпадающих от веры в Божество Христово народов? О превечном Начале, от Которого все начало быть и о собезначальном Слове, без Которого ничто не начало быть, что начало быть, ибо мир чрез Него начал быть: и о том, что Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины, и люди видели славу Его, славу, как Единородного от Отца, ибо благодать и истина произошли чрез Иисуса Христа, так что от полноты Его все могут воспринять благодать на благодать. Но люди того времени стали пренебрегать благодатью св. таинств веры Христовой и охотно увлеклись мнимыми знамениями лжехристов и лжепророков. Иоанн будет убеждать, чтобы они остереглись поклоняться зверю и образу его, и принимать начертание на чело свое, или на руку свою, предупреждая, что тот, кто не послушается, "будет пить вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем: и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его. Здесь терпение и вера святых, соблюдающих заповеди Божий и веру в Иисуса" (Откр.14,9-12).
Игуменья Таисия (Солопова) последняя старица Святой Руси ( 1915)
"О святом Апостоле и Евангелисте Иоанне Богослове"
С-Петербург, 1908
"По истине великая тайна Божия сокрыта во всем этом! Нельзя не признать, что (как поется в акафисте Св.Иоанну Богослову) "изменение его сотворися не обыкновенным человеческим смертным успением". Каждому человеку "надлежит единою умрети", и ветхозаветные праведники Енох и Илия, о которых сказано, что они взяты живыми на небо, приидут пред вторым пришествием Христовым на землю и умрут не своею, а мученическою смертию, быв убиены антихристом за свидетельство о Сыне Божием. Многие из древних учителей Церкви, как упомянуто в начале, подтверждают своими писаниями и толкованиями предание о том, что Св.Иоанн Богослов не умер, блюдется сокровенно Божественным Промыслом, а пред вторым пришествием Христовым будет для всех ясно действовать на земле, утверждая в вере "останок" верующих в трудное антихристово время ."
Преподобный Нектарий Оптинский ( 1928)
Сборник "Россия перед вторым пришествием",
изд. Троице-Сергиевой Лавры 1993 г.
"Вот что ответил оптинский старец монахине Нектарии, спросившей в 1924 г. батюшку "о кончине мира": 'Что это вы обращаетесь к моему худоумию вот обратитесь к оптинским монахам". Я улыбнулась, а он говорит: "Это я вам серьезно говорю, они вам скажут все на пользу". Когда я повидалась с ними, они и говорят: "Есть люди, которые занимаются изысканиями признаков кончины мира, а о душах своих не заботятся, это все они делают ради других" (очевидно, чтобы сообщить сенсационную новость). Так вот монахи мне сказали, что людям не полезно знать время второго пришествия: "Бдите и молитесь", сказал Спаситель, значит не надо предугадывать событий, а в свое время (т.е. наше!) верным будет все открыто. Дедушка (о.Нектарий) остался доволен ответом монахов, т.к. он тоже не сторонник того, когда доверяют всяким фантазиям в этой области. Я спросила: "Батюшка, а говорят, что и Иоанн Богослов придет?" Он ответил: "Все это будет, но это великая тайна".
Преподобный Феодосий Иерусалимский (иже в Мин-Водах) ( 1948)
Сборник "Собеседник православных христиан",
Санкт-Петербург. 1995 г. стр. 31-32
"Батюшка [отец Феодосий] учил, что перед вкушением всякую пищу необходимо крестить трижды, и приводил случай из жития святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, когда любимый ученик Христов принял от римского императора чашу со смертельным ядом, с верой осенил себя крестным знамением и, трижды перекрестив чашу, выпил ее до дна. Как известно, яд не оказал никакого действия. Надо сказать, что к великому Евангелисту у старца было особое отношение связывала их какая-то незримая нить. Своим ученикам отец Феодосий советовал как можно чаще читать Апокалипсис. "Тогда страх Божий у вас будет" говорил батюшка. Иногда он в задумчивости произносил: "Я был на острове Патмос..." (остров Патмос место ссылки Апостола Иоанна). Еще отец Феодосий говорил, что в последние времена Апостол любви, а именно так называли Иоанна Богослова его ученики, будет проповедовать на Кавказе..."
Епископ Стефан (Никитин) ( 1963)
"У стен церкви. Материалы и воспоминания" С. И. Фудель,
"Надежда", Вып. 2. Франкфурт-на-Майне. 1979 г. стр. 304
"Рассказывали мне (два разных человека), что недавно умерший в Москве епископ Стефан (Никитин, 1895-1963), когда-то духовный сын отца Алексея Мечева, говорил недели за две до смерти о своем убеждении в том, что перед самым концом истории Церковью будет зримо руководить апостол Иоанн, еще не умиравший, но непостижимо где-то сохраняемый Богом для этого последнего своего служения. Так еп. Стефан понимал слова Христовы Петру в 21 главе Евангелия от Иоанна: "если Я хочу, чтобы он [Иоанн] пребыл, пока приду, что тебе?"(Ин.21,22).
(Комментарий отца Олега Моленко)
Я много слышал о епископе Стефане. Он действительно по неведению ошибся и вошел в МП, хотя был старой закваски и не имел общения с ЧК-НКВД-ГПУ-КГБ. Одно время я общался с духовным чадом еп. Стефана ныне архиепископом Запорожским Василием Злотолинским. Между прочим, он поведал, что еп. Стефан часто говорил ему, что в последнее время Церковью будет зримо руководить сам Иоанн Богослов. При этом владыка ссылался на известные ему слова святителя Иоанна Златоуста о том, что святой апостол Иоанн Богослов воскрес по качеству всеобщего воскресения мертвых и будет руководить Церковью в последние дни. Он имеет от Бога особое место для безпрепятственного пребывания в горах Гималаях. Об этом я впервые узнал от о.Василия (ныне архиепископа) со ссылкой на еп. Стефана. Я полагаю, что благонамеренный владыка Стефан, найдя у Иоанна Златоустого указание о руководстве Церковью воскресшим апостолом Иоанном Богословом, утешался и прикрывался этим истинным откровением при взгляде на отступление и нечестие МП и современного ему духовенства.
Архиепископ Аверкий (Таушев) ( 1976)
"Современность в свете Слова Божия. Слова и речи",
репринтное издание, Типография преп.Иова Почаевского,
Holy Trinity Monastery, Jordanville, N.Y. 1975, том 3,
стр.418
"Возлюбленный ученик Христов, его наперсник, девственник и Апостол Любви, св.Иоанн Богослов удостоился особой чести: ему, как девственнику, Господь, вися на кресте, поручил Пресвятую Деву - Матерь Свою, сказав Ей: "Жено, се сын Твой", а ему: "Се Матерь твоя. И от того часа поят ю ученик во своя си" (Ин. 19,26-27) .
Вся дальнейшая судьба его была совершенно отлична от судьбы других Апостолов Христовых. В то время как все они окончили свою земную жизнь мученической смертью за Христа, св.Иоанн Богослов пережил их всех, дожив до глубокой старости, и умер, единственный из Апостолов, своей естественной, но притом весьма загадочной смертью. Если только умер?... Древнее предание говорит, что тела его, через несколько дней после погребения, не оказалось в могиле и что он живет и будет жить до Второго Пришествия Христова, что он при всех, в лицо, обличит явившегося Антихриста. Это верование запечатлено и в наших церковных песнопениях. "
Иконописное свидетельство
Фрагмент росписи Троицкого Собора Данилова монастыря
Переславль-Залесский
1668 год
Посмотреть увеличенное изображение
В центре Енох и Илия пророчествуют.
Cправа убиенные антихристом пророки лежат в ожидании воскрешения.
Вверху вознесение пророков на небеса.
Слева на горе стоит Иоанн Богослов.
|
Иконописное свидетельство
Из рукописи 17-ого века, хранящейся в рукописном отделе
Российской Государственной Библиотеки (ф.173, п.14)
XVII век
Посмотреть увеличенное изображение
Иоанн Богослов, Илия и Енох
Господь Бог послал Ангела Своего рабу Своему
Иван [Иоанн] Богослов
Илия и Енох
"Вознесение евангелиста Иоанна"
Фреска Джотто ди Бондоне
Peruzzi Chapel, Santa Croce, Florence
1320 год
Посмотреть увеличенное изображение
Комментарий отца Олега Моленко
В самом главном понимании о служении Иоанна Богослова в конце времен мое мнение полностью совпадает со святыми отцами и преданием Церкви. В вопросе способа сохранения Иоанна Богослова мое мнение различается от частных предположительных мнений некоторых святых отцов. Совпадает по сути и мысль о смерти и воскресении Иоанна Богослова, но только это относится к разному времени. Я отношу ко времени его погребения, а отцы ко времени антихриста. При внимательном прочтении данных мест у этих святых отцов можно заметить, что их указание на способ сохранения Иоанна Богослова для последнего его служения на земле, в старом не умершем еще теле, является предположительным. Это говорит о том, что данное мнение было получено не из откровения Божьего, а от естественного рассуждения по опыту и известным случаям со святым пророком Илией и Енохом. Поскольку Бог их сохранил живыми, то почему не предположить, что и апостола Иоанна Он сохранит подобным образом? Тем не менее, это предположение является не более, чем предположением. Нам, живущим накануне последних событий, Господь оставил в дар более точное понимание этого вопроса, о чем святые отцы судили лишь гадательно, как сквозь тусклое стекло.
В своем толковании мест Апокалипсиса я уже указывал на существование только двух возможностей сохранения в живых святого апостола Иоанна:
- остаться в старом теле, не умирая (например, как праведный Симеон Богоприимец). В таком случае есть нужда предположить кратковременную смерть его при антихристе, с последующим воскрешением;
- воскреснуть сразу после погребения живым в могилу и краткой смерти в ней;
Я однозначно выбрал второй способ и готов доказать правильность этого выбора. Первый способ подобен взятию живыми на небо святых Илии и Еноха, второй воскресению Господа и воскрешению Пресвятой Госпожи Богородицы. Рассмотрим в отношении Иоанна Богослова две этих возможности с двумя указанными уподоблениями.
Сначала исследуем, есть ли что общее со случаями святых Илии и Еноха, и в чем различия:
1. О взятии святого Еноха и святого пророка Илии ясно и прямо говорит Священное Писание. Об апостоле Иоанне это в Писании не сказано.
2. О Енохе и Илье не говорилось нигде и никогда, что они полагались во гроб или закапывались (живыми) в землю, а про апостола Иоанна это прямо сказано в его житии и предании Церкви. Погребение Иоанна Богослова является важнейшим указанием и ключевым действом (ключом) к пониманию случившегося с ним. Этим погребением он уподобился именно погребению Господа и Богородицы. Как затем Господь и пречистое тело Богоматери не были обретены в своих гробницах, что и служило свидетельством их воскресения (сравните с богослужебным: "Видите пелены и уразумейте, Спас бо воскресе от гроба"), так и тело Иоанна Богослова не было обретено в закопанной могиле! Потому-то великий Иоанн Богослов и повелел ученикам закопать его живым в крестообразную могилу, что ему надо было в ней умереть и воскреснуть, иначе апостола Иоанна можно обвинять в самоубийстве, а закопавших его учеников в убийстве! Ведь подобного случая действительно от века не было! Если бы ему надо было бы быть просто сохраненным в старом теле, то последовало бы просто его перенесение на небо, как в случаях Илии и Еноха.
Итак, погребение в могилу, с последующим необретением его тела в ней, это важнейшее отличие случая Иоанна Богослова от случаев Илии и Еноха. Он не просто был воскрешен наподобие Господнего воскресения, т.е. в новом качестве тела, но и явил это качество в чудесном прохождении сквозь землю, наподобие того, как Господь прошел сквозь каменное вещество гроба. Не случайно апостол Иоанн повелел своим ученикам вырыть для него именно крестообразную могилу единственное известное упоминание о могиле такой формы. Это было не просто выражение благоговейного отношения к символу креста Господня. Для этого достаточно было бы взять с собой в руки деревянный крест и возлечь с ним в обыкновенную прямоугольной формы могилу. Но святой апостол Иоанн повелевает своим ученикам не просто совершить невмещаемое для них действо погрести его живым, но и отягчает их труд выкапыванием крестообразной формы могилы. Для чего же это было повелено и без того подавленным предстоящей разлукой ученикам, да еще в такой непостижимой форме, как закапывание живым?
Это было необходимо ради исполнения воли Божией по особому промыслу Божьему об Иоанне Богослове и о способе его преставления, смерти и воскресения. Все указанные Иоанном Богословом действия: прощание с учениками, повеление вырыть крестообразную могилу, возлегание его в этой могиле наподобие распятого на кресте человека, накрытие платом лица, повеление засыпать могилу с ним землей указывали на его смерть, которую ему предстояло вкусить в этой могиле. Вот почему для него эта могила служила одновременно и крестом, и гробом, и местом воскресения. Он сокрестник Господа и, уподобляясь Господу, добровольно из послушания Богу восходит на свой (земляной) крест для смерти на нем.
Уподобившись Господу в смерти и погребении, он уподобляется Ему затем и в воскресении своем, и в прохождении через закрытую землю могилы. Этим прохождением он свидетельствует, в отличие, например, от праведного Лазаря, что восстал не в старом по качеству своем теле (что было бы безсмысленно), а в новом, по образу воскресшего Господа! Это случилось 26 сентября по церковному календарю. Церковь определила праздновать этот день, как день преставления (т.е. кончины, смерти) Иоанна Богослова! Нельзя допустить, чтобы Церковь, которая есть столп и утверждение истины, ошиблась и установила праздновать преставление и погребение своего святого, который на самом деле якобы не умирал. Тогда выходит, что все его эти действия с закапыванием были лишь какие-то непонятные фокусы наподобие трюков Гудини. Подобного мнения нельзя допустить. Святые отцы, писавшие об этом, были удержаны Богом во внимании ко всем этим деталям, иначе они давно прямо говорили бы о тогдашней смерти Иоанна Богослова, а значит, и о его воскресении. Ибо только так можно понять, как он еще будет в своем теле служить на земле. А это святые отцы однозначно утверждают как учение и предание Церкви.
3. Здесь нужно учесть и то обстоятельство, что Енох и Илия были взяты на небо еще в не старческом возрасте, но крепкими. Сравните 365 лет жизни Еноха и 930 лет жизни Адама. Святой Иоанн Богослов возлег в могилу в возрасте более 100 лет.
4. О приходе Илии и Еноха перед вторым пришествием Господним говорят пророческие места Писания, книга Откровения, предание и богослужение Церкви. Но эти указания не упоминают Иоанна Богослова наряду с Илией и Енохом (см., например, синаксарь в Неделю Мясопустную). Книга Откровения говорит о служении Иоанна Богослова перед пришествием Христовым и о его участии в проповеди Евангелия, но не говорит о его убиении, смерти и воскресении наряду с двумя другими светильниками Божьими Илией и Енохом.
Не упоминает об этом и преп. Нил Мироточивый в своих посмертных вещаниях. Он говорит только о смерти от рук антихриста Илии и Еноха, об их воскресении и вознесении на небо. Почему так? Да потому, что Иоанн Богослов не будет убит, не претерпит смерти и, как воскресший в своем новом вечном теле, не нуждается уже в воскресении. Илия придет обратить ко Христу евреев, Енох язычников, а Иоанн Богослов отступивших христиан, и чтобы явно во плоти возглавить Церковь Христову. Церковь будет перенесена в пустыню, где ей уготовано от Бога место, и с ней будет Иоанн Богослов. Церковь дождется прихода Спасителя Иисуса Христа, и Иоанн Богослов с ней дождется Его славного пришествия, по слову Самого Господа: "Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду" (Ин.21,22). Илье и Еноху этого не обещано и они воскресшими вознесутся на небо еще до пришествия Господнего и придут с Ним в сонме святых (Откр.11,3-12).
5. Илия и Енох были живыми взяты на небо до воскресения Господа Иисуса Христа, а Иоанн Богослов после воскресения Господа и воскрешения Его Пречистой Матери. Т.е. такой уникальный случай уже имел место не только у Богочеловека, но и у полного человека по природе у Пресвятой Богородицы. До Господа никто не мог быть воскрешен по Его образу в новом качестве тела, но только в ветхих своих телах, как, например, праведный Лазарь.
Итак, мы не находим ничего общего между чудесным преставлением Иоанна Богослова и взятием на Небо пророков Илии и Еноха. Их объединяет одновременное служение во времена антихриста.
Посмотрим в этом смысле, что есть общего у святого апостола Иоанна с Господом и Его Пречистой Матерью.
1. Господь наперед знал о Своей смерти, Матерь Божия была извещена о своей смерти, и Иоанн Богослов был извещен о своей кончине.
2. Господь добровольно живым пошел на Крест, и Иоанн добровольно живым пошел на свой земляной крест.
3. Господь умер на Кресте, и Иоанн умер на своем кресте, который одновременно был для него и гробом.
4. Господь был погребен Своими учениками, Матерь Божия святыми апостолами, и Иоанн Богослов был погребен своими учениками.
5. Известно точное место погребения Господа, гробница Матери Божией, и известно точное место могилы Иоанна Богослова.
6. В местах погребения отсутствуют мощи, и нет каких-либо сведений о них.
7. Господь прославил место Своего погребения чудесными явлениями, и могила Иоанна Богослова прославлена чудесными исцелениями от возникающего раз в год тонкого вещества. Ради этого чуда на его могиле 8 мая по церковному календарю установлено ежегодное празднование. Если разобраться, то этот праздник самый удивительный, ибо в нем, по сути, празднуется память Иоанна Богослова в связи с его пустой могилой. Если он не умирал еще и остается живым, то зачем праздновать его пустую могилу и чудеса на ней? Зачем и эти чудеса вообще, если это место есть просто одно из многих, где сидел или возлегал Иоанн Богослов? Если допустить мысль, что Иоанн Богослов еще не умер, то непонятны дни его церковного празднования: преставления (26 сентября) и пустой могилы с чудесами на ней (8 мая).
8. Господь воскреснув, прошел сквозь вещество гроба, и Матерь Божия, будучи воскрешена, тоже прошла с телом сквозь вещество гроба, и Иоанн Богослов с телом своим прошел сквозь вещество своей могилы-гроба.
9. Учениками Господа были обретены пелены и головная повязка при отсутствии тела в гробе Спасителя. В гробнице Матери Божией апостолами также было обретено Ее отсутствие.
По вскрытии могилы Иоанна Богослова ученики тоже не обнаружили его тела. Все это позволяет утверждать о воскрешении его Богом по новому качеству качеству всеобщего воскресения мертвых.
10. Матерь Божия была сокрестницей Своего Сына и Иоанн Богослов был сокрестником Господа. Причем Господь с Креста усыновил Иоанна Богослова Своей Матери, а ему повелел заботиться о Ней до Ее успения и вознесения с телом на небо. Также Господь повелел ему заботиться и о Церкви Его, нашей Матери, до Ее воскресения и вознесения навстречу грядущему Господу.
Итак, мы видим, что в случае с Иоанном Богословом куда больше подобного со смертью и погребением (а значит, и воскресением) Господа и Богородицы, чем со взятием живыми на небо святых Илии и Еноха. Вот почему предположительная версия о якобы сохранении его живым в старом теле и служении в этом качестве перед приходом Господа оказывается не работающей.
Если не признать факт смерти и воскресения Иоанна Богослова, то нельзя понять и текст богослужения: "От земли переселяющегося, и земли не отступающаго, но живуща, и ждуща страшное Владыки Второе Пришествие". С "живуща" и "ждуща" все ясно он живым во плоти ждет пришествия Христа. Но с выражениями "от земли переселяющегося" (что указывает на смерть) и "земли не отступающего" (что указывает на его воскресение и служение во плоти) будет не понятно о чем идет речь, если не признать прямое указание на его смерть и воскресение.
Вот почему остается единственно правильное исповедание о воскрешении Господом Богом погребенного живым и умершего в земляной могиле Иоанна Богослова по качеству воскресения Христова, с прохождением в измененном благодатным теле сквозь вещество земли. Новое богоподобное качество (а апостол Иоанн стал богом по благодати во всей полноте своего человеческого естества) дает Иоанну Богослову неизреченные по силе и многообразию возможности в деле его земного служения и попечения о Церкви Христовой. Ни один, даже святой, епископ Церкви, пребывающий в старом теле, не может никак сравниться в этом с Иоанном Богословом. А нам нужен именно такой архиерей, который мог бы противостоять небывалому в мировой истории натиску скорбей, разливу зла и самому антихристу. Только Иоанн Богослов может выполнить во всей полноте и безупречности послушание Богу и служение Его Церкви в самые лютые времена.