Письмо иеросхимонаха Антония (Булатовича) св. Царю-Мученику Николаю от 7 октября 1916 г.
Христос посреде нас.
Ваше Императорское Величество, Державный Государь!
Господь говорит: "ищите и обрящете,
толцыте и отверзется вам" и потому я снова дерзаю напомнить Вашему
Величеству о Имени Господнем, которое доселе официально похулено, и о бедствующих
иноках Афонских, которые доселе гонимы, лишаются в епархиях Святого Причастия,
и далее понуждаются к отречению, и, невзирая на монашеский сан, (некоторые)
забираются на войну, причем есть такие, которые уже и души свои в бою положили
(монах Исидор, Иордан и др.). Но Ваше Величество, такая вопиющая несправедливость
оскорбляет Бога, прогневляет Его, в особенности же греховно уничижать Имя
Господне и отнимать от него то Божественное достоинство, в которое искони
веровала наша Церковь и которое ныне официально отвергнуто Синодом по какому-то
вражьему наваждению. Но "се ныне время благоприятное, се ныне день
спасения". Не настал ли и ныне час исправить глубокую и вопиющую на небо
ошибку в Афонском деле? Вспомните, Ваше Величество, как щедро наградил Вас
Господь, когда Вы сломили упорство Синода в нежелании его прославлять Св.
Иоанна Тобольского: в тот самый миг, как Синод соизволил, Господь предал в
руки Ваши совершенно неожиданно с малыми потерями неприступный Эрзерум, а
весной, когда Св. Синод обнародовал чин прославления, начались наши неожиданно
необычайные успехи на Волыни и к югу.
Вспомните и противоположные совпадения:
поражение третьей армии совпало с тем моментом, когда Вы изволили удостоить
особо милостивой грамотой архиепископа Антония Харьковского (злочестивый Антоний Храповицкий, архиепископ Харьковский, бывший Волынский прим. ред.), и затем, дивное
дело, противник остановился тогда, когда взял Почаевскую Лавру, ту самую Лавру,
из которой раздались первые хулы архиепископа Антония Харьковского на Имя
Господне, ибо там впервые были напечатаны в журнале "Русский Инок"
мерзкие о Имени Господнем слова, будто "верить во Имя Господне только
на руку хлыстам", которые назовут какого-нибудь "чувственного мужика
Иисусом, а бабу Богородицею, и потом будут сваливаться в свальном грехе"...
Неужели же столь облагодатствованное место могло было быть Богом предано на
осквернение врагу, если бы на нем не был особый гнев Божий? Ужели враг не
мог быть остановлен, с помощию благодати Божией, хотя в нескольких верстах
от Почаева? Но враг только взял Почаев и там остановился!..
Припомните еще
гибель лодки Донца: она первая погибла в Одесском рейде, потопленная турецким
миноносцем, не успев сделать и выстрела!..
(Канонерская лодка "Донец" в 1913г. привезла на Афон архиепископа-имябогоборца
Никона Рождественского для
вооруженной борьбы с почитателями Имени Божиего ред.)
Нынешние люди не верят в эти знамения,
но Ваша жизнь так полна этими чудесными предзнаменованиями, что Вы, Державный
Государь, не можете не верить им. Смертельная рана, которую хотел Вам нанести
сын диавола в Японии, не предуказывала ли Японскую войну и ужасный 1905 год?
Но благодать Божия чудесно сохранила и Вас, и Россию. Кровопролитное празднество
в день коронования не предуказывало ли кровопролитность Вашего царствования?
Не предуказывало ли и на эту страшную войну, которая должна утвердить Ваше
воцарение над всем православным Востоком? Ваше рождение в день праведного
Иова не предзнаменовало ли это тот крест терпения, который Вам готовила судьба,
и славный конец, которым вы будете награждены за Ваше терпение? Теперь промысел
Божий ЖДЕТ ТОГО, ЧТОБЫ предать Вам Царьград, но УДОВЛЕТВОРИТЕ ЖЕ ПРАВОСУДИЕ
БОЖИЕ И ВОССТАНОВИТЕ ЖЕ ПОРУГАННУЮ ЧЕСТЬ ИМЕНИ ГОСПОДНЯ! Предстоит еще
упорнейшая, упорнейшая борьба, и не только с немцами, но и по взятии Царьграда
с союзниками. Потщитесь стяжать помощь Божию и благодать.
Я подаю Обер-Прокурору прилагаемые при
сем две докладные записки и прошу его о пересмотре этого дела по богословской
хотя только стороне. Это единственный выход из создавшегося ныне положения.
Но выход и простой и легкий. Необходимо было бы назначить комиссию из нескольких
достойных иерархов и ученых, которые разобрали бы наши исповедания и Синодальное
послание от 18 мая 1913 г. Нет сомнения в том, что они не нашли бы в нас никакой
ереси, и противные мнения были бы приведены к православному единомыслию, и
дело приняло бы естественное течение, и по окончанию войны иноки имели бы
возможность быть возвращены на Святую Гору.
Без прямого изъявления воли Вашего Императорского
Величества о том, чтобы такая комиссия была назначена, она, конечно, не состоится,
и поэтому я снова припадаю к стопам Вашего Величества и не ради себя, и не
ради бедствующих иноков, но ради православия России и БЛАГА ВАШЕГО
И РОССИИ, молю, приклоните ухо Ваше к молению моему и обратите Ваше царственное
внимание на мою смиренную и благую просьбу.
Многогрешный раб Божий,
но усерднейший и искреннейший молитвенник
за державу, здравие и спасение Вашего Величества
Иеросхимонах Антоний.
|
Приписка, сделанная о. Антонием на копии двух его писем Государю, очевидно, уже после революции:
Не внял Государь благому духовному совету
и духовному предупреждению. Не возымел мужества пойти в этом деле вразрез
с верховными синодалами, не настоял на том, чтобы спорный вопрос об Имени
Божием получил беспристрастное, авторитетное и независимое от лицеприятия
рассмотрение; и ограничившись лишь несколькими слабыми полумерами, и добившись
лишь некоторого послабления в церковном гонении против "имябожников",
оставил в официальном похулении державное и зиждительное Имя Господне...
Я не выдаю себя ни за пророка, ни за прозорливца, однако, иногда и "Саул
бывает во пророцех", а в данном случае и мои слова оказались пророческими,
ибо "не удовлетворено было правосудие Божие", "не восстановлена
поруганная честь Имени Господня", и "отступление от истинных догматов
навлекло на страну и на народ великий гнев Божий и тяжкие кары", о которых
я с такой болью в сердце предупреждал Государя, предчувствуя неизбежность
их, ибо разве могло остаться безнаказанным посягательство Пастырей Христовых
на Святыню Имени Его!
Особенно знаменательно то, что переворот совершился
именно в неделю Св. Григория Паламы, боровшегося против Варлаама, которого
мнения повторяют ныне имяборцы и пресловутое Синодальное Послание.
Знаменательно
также, что и имя "Волынь", от первопастыря которой изошли первые
хулы на Имя Господне (злочестивый Антоний Храповицкий, бывший архиепископ Волынский прим. ред.),
и это имя оказалось первенствующим в перевороте, ибо
весь этот стихийный переворот начат и произведен был "Волынским"
полком...
Имеяй уши да слышит и о той страшной каре, которой подвергся митропол.
Владимир, больше всех ответственный за все Афонское дело, как первопастырь,
санкционировавший все преступнейшие действия арх. Никона на Афоне, согласившийся
с совершенно неправославными мнениями арх. Антония, и упорно до самого последнего
времени противившийся тому, чтобы Афонское дело было авторитетно пересмотрено
и разобрано...
И вот, подобно Иерусалиму, распявшему Иисуса, и в России, распявшей
Имя Его, камня на камне ныне не остается. Закрыты клеветавшие против нас
и хулившие Имя Господне издания, и даже типографии их отняты!.. Но и еще "рука
Его простерта"!.. аще не потщатся иерархи воздать должную честь и исповедание
державному и зиждительному, и достойному боголепного почитания Имени Господню...
И тогда в силах Господь паки пробавить милость любящим Его, и паки возградить
разрушенный оплот Православия, и Царьград в руки православных предать, и крест
на Св. Софии водрузить! Буди аминь.