Новомученик Михаил Новоселов
Папизм в православной церкви
Москва : Печатня А. И. Снегиревой, 1913. (На правах рукописи).
В мае сего года (1913г. ред.) было опубликовано Послание Св. Синода, посвященное рассмотрению учения об Имени Божием. Послание это должно подлежать серьезному обсуждению по существу со стороны православных людей, сознанию которых близки вопросы веры. Таковые исследования уже начинают появляться в печати. Не касаясь вышеназванного учения, хотим ответить на один, совершенно сторонний этому учению вопрос, с которым обращаются к нам с разных сторон: признаем ли мы безусловный авторитет за синодальным Посланием как таковым, признаем ли в нем "голос Церкви", которая есть "столп и утверждение истины", как того требует Свят. Синод? Отвечаем решительно: нет, нет и нет. Мы с изумлением прочитали и с негодованием отвергаем заключительную мысль синодального Послания, выраженную так: "теперь, когда высказались и Константинопольская и Российская церковная власть, их (о. схим. Илариона, иеросхим. Антония и их единомышленников) дальнейшее настаивание "имяславцев" на своем будет уже противоборством истине". Это незаконное посягательство на неотъемлемые права церковного тела, хранителя веры народа православного. Против этого посягательства, против этой монополизации истины, против этой папистической тенденции нашего высшего церковного управления мы, члены Церкви Христовой, должны протестовать всеми силами души и всеми зависящими от нас средствами.
Свят. Синод, по-видимому, забыл, что "непогрешимость почиет единственно во вселенскости Церкви, объединенной взаимной любовью" (А. С. Хомяков). Он не хочет помнить того, что вслух всего православного и инославного мира провозгласил в 1848 г. Вселенский патриарх в своем послании в ответ римскому епископу: "У нас ни патриархи, ни соборы не могли никогда ввести что-то новое, потому что хранитель веры у нас самое тело Церкви то есть самый народ".
Голоса этого народа не только не пожелал вызвать и выслушать духовный коллегиум, а наоборот последним предупредительно заглушить его драконовскими мерами, которым позавидовал бы римский первосвященник.
За эту поспешность приходится теперь расплачиваться.