Самоиспытание
Уединение научит нас и посту, и молитве, и борьбе со врагами, и способам побеждать их, и укажет, наконец, нам прямой путь спасения.
Скажи мне, -- спросил некто своего, уже утвердившегося в благочестии, друга, -- отчего иные любят уединение и ищут его, а другие не терпят его и убегают от него? К одной и той же вещи откуда такое противоположное расположение в людях? "Когда нет вокруг тебя шума, отвечал друг, -- тебе слышно, если кто стучится к тебе в дверь; поэтому, если ты ждешь друга или благодетеля, -- то всячески желаешь освободиться от шума, чтобы в тишине слышать первое его толкновение и спешить ему навстречу; а если ждешь недруга или грозного судию, -- то ты желал бы, чтобы шумом заглушили тебе несносный стук его.
Но Сам Бог изрек однажды вслух всего человечества: се стою при дверех и толку! (Апок. 3, 20); поэтому, для кого Бог есть Бог любви и кто сам любит Его, тот бежит от шума суеты мирской в уединение: там, когда святая и таинственная тишина осеняет и объемлет его, -- ему слышно, как ударяет в сердце его Бог любви.
Напротив, кто в совести своей сознает, что Бог для него есть Бог суда, и кто не любит Его, -- тот бежит из уединения, чтобы шумом света заглушить невыносимые удары перста Божия: там, когда чувства его оглушаются быстрым движением вещей мирских, разум омрачается чашею удовольствий света, -- ему не слышно, как стучится в дверь сердца его грозный судия, или тяжкий посетитель". (Воскр. чт. №18, 1838 г.).
"Светильник ногама моима закон Твой, и свет стезям"... (Псал. CXVIII, 105).
I.
В деле благоустроения душевного самое первое, -- это: "познай себя", -- или, что то же, самоиспытание.
Как оно устрояется? Вернейшее к тому средство -- сопоставить свою жизнь с требованиями закона Божия и при свете его осмотреть свою внутреннюю храмину. Для сего возьми начертание заповедей Божиих ветхо и ново-заветных и заповедей церковных, и, уединясь, разбирай по ним дела твои.
II.
А) При этом, приступая к 10 заповедям закона Божия, каждую заповедь, каждый грех старайся разобрать подробно.
Так читаешь первую заповедь: Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози иныи разве Мене. И размышляй: иных богов ты не знаешь, кроме Бога истинного; но действительно ли ты и не любишь никого и ничего столько, как Бога, никого более Бога не чтишь и не слушаешь, относишься к Богу с полным доверием, не роптал никогда
на Бога и пр.?
Вторая заповедь не велит поклоняться идолам. Ты не кланяешься идолам. Но не служишь ли ты более мамоне, чем Богу? Своему чреву, своему самолюбию, своей гордости, любостяжанию, объедению, пьянству, сильным мира сего до забвения Бога и т.д.?
Третья заповедь гласит: не приемли имени Господа Бога твоего всуе, т. е. напрасно. А ты не употребляешь ли имя Божие то и дело в шуточных разговорах и вообще безо всякого благоговения? Не осеняешь ли себя крестным знамением безо всякой мысли о распятом за нас Господе, кое как и иногда шутя? Не молишься ли Богу одними устами -- холодно, рассеянно, а не сердцем и всею душею?
Четвертая заповедь повелевает чтить праздничные дни. Их как ты проводишь? Не имеешь привычки работать по праздникам, -- хорошее дело. Но в праздники мало того, что не надо работать, а и проводить их в святости следует, в Богомыслии, в чтении слова Божия и духовных книг, в молитве, в творении милостыни, в посещениях больных и облегчении их участи и т.п. Наблюдаешь ли ты за этим?
Пятая заповедь: чти отца твоего и матерь твою... Здесь всю твою семейную жизнь подними: с родителями, братьями, детьми, прислугой как ты обращался и обращаешься? Затем к общественной и церковной жизни перейди: насколько ты исправен в отбывании государственных повинностей, начальству благопокорен, духовным отцам предан, в отношении к крестным отцу и матери и крестникам своим исполняешь ли свои обязанности? Широка есть заповедь сия.
Шестую заповедь: не убий, ты готов пройти не задумавшись.
"Не виновен я против нее", говоришь ты себе. Да, ты не убил никого. Но разве только делом можно убить человека? Бывает и слово клеветы, осуждения, ненависти и презрения хуже ножа. Можно сделаться убийцей другого и таким образом: человек истаивает в нужде, мучится, рвется изо всех сил, и больной даже идет на работу; ты бы мог помочь ему, но не помог, а он от натуги помер. Кто его убийца? По закону совести ты виновен в его смерти. Ты должен был если не сам, то людьми помочь ему -- и он жил бы еще. Итак, если ты не оказал сострадания несчастному, не утешил печальных, не помог ближнему, не наставил на путь истины и добра заблуждающихся, не отвратил от соблазна, а может быть и сам погубил чью-либо душу грехом соблазна, то ты без сомнения, к великому несчастию, виновен и против VI заповеди закона Божия, запрещающей убийство.
Седьмая заповедь запрещает вообще всякую плотскую нечистоту. Сюда же относятся: разные игры и шутки нескромные, песни непристойные, чтение душевредное, страсть к нарядам и театральным зрелищам, и пр.
Восьмая заповедь: не укради. Ты не вор: это так. Но и всякий обман, подлог, утайка -- тоже воровство. Знаешь ли ты это? Скажу более: к разряду воров должны быть отчислены и все, кто так или иначе живет на чужой счет, нищие по ремеслу, тунеядцы, люди промышляющие разной легкой наживой, немилосердные, ростовщики, скупцы всех родов и видов, расточительные домохозяева, разоряющие чрез то свои семьи и т.д.
А против девятой заповеди и тем более кто из нас не безответен? Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна, говорит Господь. А из нас кто не сказал ни разу лишнего слова про другого? А двоедушие? сплетни? пересуды? Кто чист от этих пороков?
И против десятой заповеди кто из нас чист? Кто чужд зависти? Кто чужд нечистых, сребролюбивых, корыстолюбивых и прелюбодейных помышлений и желаний?
Б) Но положим, вы и воздерживались от грехов, запрещенных десятью заповедями закона ветхозаветного.
А исполняете ли вы евангельские заповеди? Заботитесь ли украсить себя евангельскими добродетелями?
- Стараетесь ли воспитать в себе чувство смирения, сознание собственного недостоинства?
- Скорбите ли слезно о своих грехах и слабостях?
- В обращении с ближними всегда ли были и стараетесь быть кроткими?
- Жаждете ли святости и высшей праведности?
- К нуждам своих ближних внимательны ли? Считаете ли себя обязанными нуждающимся помогать, печальных утешать, больных посещать, неразумных вразумлять и вообще быть ко всем милосердыми?
- О чистоте сердца прилагаете ли старание? Не питаете ли в сердце зависти, ненависти и дурных пожеланий?
- Об умиротворении враждующих стараетесь ли?
- Готовы ли за правду претерпеть хотя бы легкие скорби?
- И настолько ли вы любите Господа Иисуса, чтобы за Него даже на смерть быть готовым идти?
До всех этих вопросов можете вы дойти, братие, читая изречения Господни о блаженствах, или, что то же, евангельские заповеди. Полезно, скажу, и вообще с указанною целью читать св. Евангелие и особенно Нагорную беседу Спасителя, изложенную в Евангелии от Матфея с 5 гл. и до 8-й.
В) Теперь посмотри на церковные заповеди, которых, как и евангельских, девять, и спроси себя -- исполняешь ли ты их так, как того желает от тебя св. церковь, твоя любвеобильная мать, неустанно пекущаяся о твоем вечном спасении?
- Молишься ли ты Богу утром и вечером с сокрушением и умилением сердца, без холодности, без равнодушия, без рассеяния, но как бы стоя лицом к лицу пред престолом Божиим? Ходишь ли ты для молитвы в воскресные и праздничные дни в храм Божий -- место особенного благодатного присутствия Божия?
- Постишься ли по уставу церкви? Соединяешь ли пост телесный с духовным, т.е. с обузданием страстей, с воздержанием от дурных привычек?
- Уважаешь ли пастырей церкви, как слуг Христовых? Просишь ли их советов относительно направления твоей жизни на путь спасения?
- Часто ли приступаешь к св. таинствам покаяния и причащения? С достойным ли приготовлением приступаешь к этим спасительным средствам? Полагаешь ли начало исправления жизни после этих таинств?
- Не читал ли сочинений, враждебных слову Божию и учению церкви? Не был ли в дружеских сношениях с еретиками по вопросам религиозным?
- Молишься ли за царя -- отца отечества нашего, за гражданское начальство и воинство? Молишься ли за всех православных христиан как живых, так и умерших?
- Принимаешь ли сердечное участие в молитвах церкви, назначаемых по случаю голода, повальных болезной, губительных войн и др. общественных бедствий?
- Не согрешил ли мыслью, словом или делом против 8-й заповеди церковной, запрещающей удерживать, утаивать или похищать что-либо, принадлежащее церкви?
- Не посещал ли нескромных увеселительных обществ, которые пробуждают нецеломудренные мысли и чувства? Особенно же не был ли в этих увеселительных местах накануне воскресных и праздничных дней, каковые (кануны) должно освящать молитвою и делами благотворения?
III.
Так, други мои, надо рассмотреть каждому из нас жизнь свою, чтобы выразуметь: что ты? насколько здоров или болен душою? Дело понятное, что вдруг сделать такого самоисследования нельзя, а нужно поприглядеться и приглядеться к своему внутреннему человеку. Оттого св. церковью и назначено готовящимся к исповеди по крайней мере неделю употреблять на подготовку себя к этому. Мы же помним ли и наблюдаем ли это? Что же удивительного, если дело душевного благоустроения так трудно дастся нам? (Из "Ежедневных поучений" свящ. Гр. Дьяченко, т. III, изд. 1897 г.).
Начнем суд совести, т.е. будем давать ей вопросы, а она пусть отвечает нам добросовестно.
А. По отношению к Богу.
Считаю ли я священным долгом своим приобретать верное и отчетливое познание о Боге и о прочих истинах и предметах святой веры?
Люблю ли Бога всем сердцем и всей душой, более всего?
Любовь и благоговение мое к Богу не нарушал ли я часто помыслами неверия или маловерия, холодностью или рассеянностью при богослужении, во храме или дома, стоя на молитве, опущением ежедневных молитв, утром и вечером, и даже совершенным небрежением о них?
Не прогневлял ли я Бога невниманием к урокам, подаваемым нам жизнью, путями Промысла Божия?
Не огорчал ли я Господа малодушным ропотом на неправедные якобы судьбы Его Промысла или неблагодарностью за благодеяния, или глумлением над предметами святой веры, над святыми угодниками Божиими, священными обрядами и постановлениями церковными?
Б. По отношению к ближним.
Люблю ли я ближних моих, по заповеди Христовой, как самого себя?
Уважаю ли в них достоинство людей, во всем подобных мне, имеющих одни со мною нравственные силы и права на одно и то же царствие в загробной жизни?
Ценю ли в них высокое титло христиан, запечатленных даром Духа Святого, искупленных кровью Христовой, назначенных к наследию вечного блаженства?
Не смотрел ли на ближних, как на орудие к удовлетворению нечистых страстей, как на средство к достижению постыдных целей?
Не оскорблял ли их неосновательным подозрением или недоверием, презрением, клеветою, ненавистью, осуждением, злопамятством, мстительностью, злорадованием при их скорбях и печалях?
Не присвоял ли чужой собственности хищничеством или обманом, лихоимством или другим образом?
Не нанес ли вреда имуществу, чести, доброму имени и даже здоровью ближних?
В. По отношению к самому себе.
Дорожу ли я своим достоинством человеческим и христианским?
Храню ли чистоту своей души и тела?
Удерживаюсь ли от всего, что противно трезвости и целомудрию?
Избегаю ли грехов невоздержания, неумеренности в пище и питии, так воспламеняющих нечистые страсти в душе и безпорядочные движения в теле?
Верен ли я обетам, данным Богу?
Не изрекал ли языком своим ложных, скверных и соблазнительных слов?
Не употреблял ли очей своих, рук, ног и всего тела на вред себе и на пагубу другим?
Достойно ли вёл себя в звании, в коем поставлен я Промыслом?
Богатство, честь и другие дары и преимущества свои употреблял ли с пользою и достойно славы Божией?
Испытаем, наконец, со всем вниманием: в каком состоянии мы находимся в отношении к своему спасению, т.е. положено ли в нас начало спасения посредством истинного, всесовершенного и нераскаянного покаяния, хотя бы и встречались в нашей жизни преткновения и даже падения?
Живем ли мы благодатной жизнью христианской или находимся в состоянии греха, нечувствия, нераскаянности и мертвости духовной, хотя и исповедуемся часто?
Желаем ли искренно спасения души своей, т.е. сознаем ли тяжесть греха, которым оскорбляется величие Божие, прогневляется любовь и милосердие Отца небесного, попирается св. кровь Сына Божия, безчестится благодать Всесвятого Духа?
Чувствуем ли всю опасность греховной жизни, которая лишает нас славы чад Божиих, изгоняет из светлого царства Божия, делает душу нашу предметом отвращения св. ангелов, игралищем злых и нечистых духов и из существа Богоподобного обращает нас в скотов несмысленных?
Трепещет ли сердце наше при одной мысли об утрате жизни вечной, о лишении царства Божия на всю вечность?
Содрогается ли все существо наше при помышлении о нескончаемой вечности мучений, ожидающих грешника по смерти?
Такие и подобные размышления приведут нас к познанию греховности, произведут истинную печаль по Боге и соделают покаяние наше нераскаянным, без чего покаяние и исповедь наши безплодны, и после покаяния мы опять остаемся во грехах своих. (Из "Пропов." Димитрия архиеп. херсонск.).